Этот удивительный песок
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Окруль Ольга Михайловна

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_udivitelnyy_pesok.docx33.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

«Этот удивительный песок»

Цель: познакомить со свойствами песка.

Задачи:

  • Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов).
  • Развивать у детей:

-  речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется),

- логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций (оказание помощи Песочной Фее: исследовать песок для строительства дома), приемов экспериментирования, вопросов развивающего характера.

  • Воспитывать желание заниматься, умение доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование:

- Тарелки с песком на каждого ребенка

- Лупа на каждого ребенка

- Стакан с водой на каждого ребенка

- Трубочка для коктейля на каждого ребенка

- Влажные салфетки

- Песок

- Формочки.

- Подносы.

 

Ход занятия

 Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Доброе утро!»;

Если каждый улыбнется –

Весело занятие начнется,

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в клуб «Любознайка». В этом клубе ставят перед собой вопросы и ищут на них ответы, с помощью опытов.

И у нас с вами сегодня есть еще одна гостья. К вам сегодня прилетела необычная гостья, как вы думаете кто это? (ответы детей)

Воспитатель: Это Песочная Фея. У нее для вас загадка:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.  Как вы думаете, что это? (ответы детей)

Фея: Здравствуйте, добрые умельцы! Наслышана я о клубе вашем,

о руках ваших умелых, об опытах интересных. Недавно, читала я

одну книгу и увидела там картинку прекрасного замка. Как же мне

захотелось жить в таком же. Я попробовала построить замок из песка.

Здесь, где я живу, его очень много. Но ничего не получается,

замок рассыпается и не хочет строиться. Помогите мне, пожалуйста,

ребята, построить замок.

Воспитатель: Ребята вы согласны помочь Песочной Феи? 

Ответы детей.

Воспитатель: Для того, чтобы помочь ей, нам нужно самим разобраться,

какими свойствами обладает песок. Ребята, давайте пройдем в нашу лабораторию. Будем проводить опыты.

Но сначала, мы с вами, познакомимся с правилами поведения в лаборатории.

Воспитатель проговаривает с детьми правила по картинкам:

Можно:

- Смотреть.

- Слушать.

- Думать.

- Осторожно нюхать.

- Осторожно работать руками.

Нельзя:

- Кричать и баловаться.

- Ничего не брать в рот.

- Портить и бросать оборудование.

1 опыт. 

Воспитатель: У вас на столах в тарелках находится песок. Возьмите щепоточку

песка и потрите между пальцами, посыпьте «дождиком». Что вы почувствовали? Какой песок?

Ответы детей (сухой, сыпучий, рыхлый и т.д.).

2 опыт. 

Воспитатель: Насыпьте на бумагу немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его. Из чего состоит песок?

Ответы детей (песчинки, маленькие камешки).

Воспитатель: Как выглядят песчинки?  Какие они?  

Ответы детей (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету).

3 опыт. 

Воспитатель: Возьмите трубочки и осторожно дуньте на них. Что происходит?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, песчинки разлетаются, так как они не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Как вы думаете удобно будет играть в песочнице при сильном ветре? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре?

Ответы детей (смочить его водой).

Физкультминутка.

Ручками похлопали раз-два, раз-два,

Ножками потопали раз-два, раз-два.

Раз сюда, два сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали,

Руки выше все подняли.

Раз-два, раз-два продолжать же нам пора.

4 опыт

Воспитатель: Добавьте в чашечку с песком воду из стакана.

Что происходит?  

Ответы детей.

Воспитатель: Куда исчезла вода? 

Ответы детей.

Воспитатель: Каким стал песок? 

Ответы детей.

 Воспитатель: Песок хорошо впитывает воду? Есть вода на поверхности песка?

Ответы детей.

5 опыт. 

Воспитатель: Попробуйте что-нибудь слепить из сухого песка. Что происходит?

Ответы детей (песок рассыпается).

Вывод: Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные

по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу. Из него нельзя

ничего слепить.

Воспитатель: Попробуйте мокрый песок посыпать.

Что происходит? 

Ответы детей (он не сыпется).

Вывод: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и

прилипли друг к другу.

6 опыт. 

Воспитатель: Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него

что-нибудь, например, шар или пирожок.

Воспитатель: Почему вы смогли слепить? 

Ответы детей (потому что он мокрый, влажный и т.д.).

Воспитатель: Что можно слепить из мокрого песка? 

Ответы детей.

 

Вывод:

Влажный песок не сыпется, и из него можно лепить, потому что, когда он

намокает, воздух между песчинок исчезает. Мокрая песчинка слипается со своей «соседкой».

Воспитатель: Ребята, какой ответ мы с вами дадим Песочной Фее:

Из какого песка ей нужно строить песочный дом?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте расскажем нашей Фее, где еще нужен песок.

Ответы детей.

Рефлексия:

Воспитатель: Фее ваши опыты очень понравились и теперь она знает, что строить нужно из мокрого песка.

Она спрашивает: «Чем вы сегодня с ней занимались?»

Ответы детей.

Воспитатель: Что было интересно?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем бы хотели заняться в другой раз?

Ответы детей.

Воспитатель: Ей с вами тоже было очень интересно и в знак благодарности она дарит вам формочки и совочки. Для чего они вам понадобятся?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Ах,этот удивительный песок!""

На занятии дети исследуют свойства песка. Для закрепления свойств песка используется авторское пособие "Секреты неживой природы"....

Этот удивительный песок...

Представленный материал был взят из книги М. Зейц "Пишем и рисуем на песке". Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает...

Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, с использование опытно-эксперементальной деятельности"Этот удивительный песок"

Цель: Продолжать знакомить детей со свойстами сухого и мокрого песка, что песок состоит из мелких песчинок. Развивать умение путем эксперементальной деятельности устанавливать причинно-следственные св...

конспект НОД по познавательному развитию"Ах,этот удивительный песок"

Задачи: познакомить детей со  свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о п...

проект"ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК"

Цель: Развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков ребенка,его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.Задачи:Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ру...

Познание ФЦКМ. «Этот удивительный песок»

НОД для детей средней группы - свойства песка...

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в средней группе дошкольного отделения «Этот удивительный песок»

Авторы разработки: Лейкина Наталья Николаевна, воспитатель дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог дошкольного отделения МБОУ СОШ № 27 г.о. Самар...