Картотека сезонных наблюдений в рамках проекта "Играть с водичкой интересно" раннего возраста
картотека по окружающему миру (младшая группа)

Сухарева Марина Юрьевна

В картотеке собраны наблюдения позволяющие познакомить детей с различными состояниями воды (снег, дождь, град)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека сезонных наблюдений в рамках проекта

«Играть с водичкой интересно»

(ранний возраст)

«Наблюдение за таяньем снега»

Цели: расширять представления детей о сезонном явлении природы – снег, закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в не живой природе (солнце — снег).

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка — наст. Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку. На крыше снег подтаивает и стекает капельками, не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в холодную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков?

«Наблюдение - приметы ранней весны»

Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые об лака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным - из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

«Наблюдение - кругом вода»

Цели: показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом, расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Ход наблюдения:  

Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? почему по лужам нельзя ходить.

«Наблюдение за дождем»

Цель: познакомить с природным явлением — дождем.

Ход наблюдения:

 В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

«Наблюдение за первым снегом»

Цели:

— познакомить с природным явлением

— снегом;

— показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

Ход наблюдения:

 Небо, наверно, не в духе, Летают, летают белые мухи! И носятся слухи, что белые мухи. Не только летают, но даже и тают. Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась?

«Наблюдение за льдом»

Цели: знакомить с природным явлением — льдом; формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.

Ход наблюдения:

Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

«Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками»

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

«Наблюдение за свойствами снега»

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход наблюдения:

Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички.

Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

«Наблюдение за снегопадом»

Цель: формировать представление о состоянии воды.

Ход наблюдения:

 Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

«Наблюдение за сосульками»

Цели: познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Ход наблюдения:

Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Откуда произошло слово «капель»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

Картотека осенних наблюдений на прогулке для детей старшего дошкольного возраста...

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Сезонные наблюдения»

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Сезонные наблюдения»...

Картотека сезонных наблюдений на прогулке в средней группе.

Средняя группа СентябрьПрогулка  1Наблюдение за сезонными изменениями в природеЦели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);учить...

конспект "наблюдение за сезонными наблюдениями"

Формироваь представление об изменениях в природе....

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста «Сезонные наблюдения»

Экологический проект для детей  младшего дошкольного возраста «Сезонные наблюдения»...

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ В УСЛОВИЯХ ДОО

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводимые воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, позволяют выполнить многие  пункты Федерального государственного...

Наблюдение за сезонными изменениями на прогулке с детьми раннего дошкольного возраста

У детей раннего дошкольного возраста в ходе наблюдения, на прогулке, за сезонными изменениями формируется представление о живой и неживой природе, воспитывается заботливое отношение к насекомым и раст...