Открытое занятие ознакомление с окружающим миром старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дроздова Татьяна Валерьевна

Открытое занятие  ознакомление с окружающим миром старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_temu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  на тему «Дикие животные наших лесов» для детей старшей группы.

Цель: Расширить представление детей о диких животных их образе жизни.

        Задачи:

        Образовательные: Закрепить название диких животных проживающих в наших краях

         Развивающие: Развивать связную речь, логическое мышление, зрительное внимание.

        Воспитательные:  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в группе.

        

 Материал: иллюстрации с дикими животными; загадки о животных; пальчиковые игры; аудиозаписи звуков животных.

Ход занятия:

        Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем говорить о животных наших лесов. Каких животных вы знаете?

        Ответы детей.

        Воспитатель: Правильно. В лесах живет множество животных, самых разнообразных. Некоторые из них похожи на домашних животных. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Хотите познакомимся с ними поближе?

        Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с лесными обитателями.

        На чем мы отправимся в лес из детского сада? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

Что за чудо этот дом?

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

        Ответы детей.

        Воспитатель: Правильно, это автобус.

        Мы сейчас сядем в наш автобус и отправимся в путь!

        (Дети занимают места на импровизированном «автобусе», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Мы едем в далекие края»).

        Уселись? А пока мы едем, давайте с вами побеседуем о том, как надо вести себя в лесу (высказывание детей).

Ну вот ребята, мы и приехали. Давайте выйдем из автобуса немного походим и посмотрим вокруг, какие высокие деревья, над головой голубое небо, прислушайтесь к звукам леса (звучит мелодия «Звуки леса»). Посмотрите, как ветер качает макушки деревьев. Давайте покажем, как ветер качает деревья. Поднимите руки вверх как веточки деревьев и покачаем веточками на слабом ветерке (дети выполняют), а теперь сильный подул ветер. Но вот ветер утих (дети опускают руки).

Ну что, может теперь мы кого-нибудь с вами увидим. Давайте посмотрим на верх, может какое, то животное спряталось высоко на деревьях? Без бинокля нам не разглядеть. Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы можно было разглядеть. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

        Что вы видите? Я вижу на высоком дереве кто-то сидит, а кто это отгадайте загадку:

Кто по елкам ловко скачет,

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

        Дети: Белка!

        Воспитатель: Правильно, ребята. Это белка (показ иллюстрации). Почему ребята о белке сказано, что она сушит грибы на зиму?

        Дети: Делает запасы на зиму, чтоб было чем питаться зимой.

        Воспитатель: Посмотрите ребята на эту рыжую затейницу, что вы можете рассказать о ней, какая она? Чем она питается? Как делает запасы на зиму?– (высказывания детей).

Воспитатель (уточнение высказывания детей): Белка это лесной зверёк. Но нередко можно встретить её и в городском парке. Размеров небольших, имеет красивый, пушистый хвост. Белка – это грызун. «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт». Питается в основном растительной пищей — грибочки, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди.

Белка – умное и проворное животное, но правда очень забывчивая. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. Забывает она и про другие свои запасы желудей, шишек. А в зимний период пользуется сбережениями мышей и бурундуков. Свое жилище строит в старых дуплах, формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями, чтобы было потеплее в сильные морозы. Два раза в год белка меняет свою шубку, но хвост всегда остается таким пушистым. Он линяет один раз в год. Иногда можно услышать, как цокает белка. Вполне вероятно, что она чего-то испугалась. Если белку кто-то или что-то напугает, она перенесёт бельчат в зубах в более безопасное место. (прослушивание звуков белки)

        А теперь давайте еще походим по лесу, не встретится ли нам еще кто ни будь?

Я вижу, отгадайте кого:

У него смешные щека,

На спите полосок пять.

А за щеками мешочки,

Что бы семечки таскать

        Дети: Бурундук!

        Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).

        Что вы знаете о бурундуке? – (высказывания детей).

        Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Бурундук – жизнерадостный, изящный зверёк с живыми, блестящими глазками, чем-то похожий на белку. У бурундука не бывает однотонный шубки. На его спинке есть темные продольные полосками. Бурундук – быстр, пронырлив, ловко бегает по сучьям деревьев. Зверёк очень любопытен и смел. Строит нору неглубокую под корнем дерева; его нора – это целая кладовая. Чего там только нет! Семена злаков, липы, кедровые орехи, жёлуди ,зёрна подсолнечника, ягоды шиповника. За два-три теплых летних-осенних месяца, бурундук набирает большое количество запасов. Умное животное не сваливает всё в одну кучу, а тщательно сортирует, не перемешивая зерна. В зимнюю пору бурундук сладко спит, иногда просыпается, и проверяет свои запасы, всё ли цело? И спит дальше.

Кладовая для бурундука важна именно весной, когда пропитания еще не найти, да и некогда: зверьки в это время обзаводятся семьями. И поют… Будущий папа-бурундук нежно насвистывает, словно вопрошает: «Где ты?».

В начале лета появляются малыши. За малышами тщательно следит мама. Она предупреждает малышей об опасности, нянчится с ними, опекает. У бурундуков есть особое свойство: животное загодя чувствует наступление дождливой погоды. За несколько часов до первых капель присядет на пенёчек на задних лапках и поёт оду дождю: издаёт совершенно особый звук (прослушивание звуков бурундука).

Физ-минутка: мы с вами уже многое увидали давайте ка немого поиграем.

Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)
К турнику я подхожу,
Перекладину беру,
Мышцы дружно напрягаю,
Стройным, крепким быть желаю!
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступайте к тренировкам!

Воспитатель: ой, ребята, что-то мы так сильно расшумелись, посмотрите, медведь вышел из берлоги. (показ иллюстрации). Давайте присядем, чтоб он нас не услышал и понаблюдаем за ним. Как вы думаете это опасное животное для человека? (ответы детей). Конечно, это опасное, но если его не пугать и не тревожить он нам будет не страшен.

Посмотрите медведь нам кажется неповоротливым, неуклюжим, косолапым. Но на самом деле медведь не такой. Это очень подвижное и маневренное животное. Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Медведи всеядны, имеют отличное обоняние, им не страшны пчелиные укусы. Медведь – крупное хищное животное, хорошо плавает и лазит по деревьям. Лапы сильные, одним ударом которой медведь способен сломать небольшое дерево или погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – бурый. Хотя медведь – это типичный хищник, он не отказывается о растительной пищи: траве, ягодам, зёрнам, плодам, корешкам растений. Значит мы смело можем назвать медведя…? (высказывания детей - всеядный)

В зимний период медведь крепко спит в берлоге до весны. В случае, если мишка недостаточно наелся осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – в этом состоянии он очень опасен. В конце зимы в медвежьих берлогах появляются от 2 до 5 медвежат. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины. Давайте послушаем какие звуки издает медведь (прослушивание звуки медведя)

Давайте-ка ребята, тихонько уйдем чтоб не рассердить медведя и посмотрим может еще кого встретим в лесу.

Мех пушистый,

Хвост золотистый.

По лесу гуляет,

Зайцев пугает. Кто это?

        Дети: Лиса.

        Воспитатель: Конечно же, это лиса. (Показывает иллюстрацию). А в каких сказках вам встречалась лиса? (ответы детей). Можете рассказать какая она в сказках? (высказывания детей)

        Что вам известно о лисе? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая): У лисице много мест обитания, ее можно встретить в поле, на лугу, в лесу, на берегу водоёма. Перепутать её с другим зверем невозможно. Вряд-ли у кого можно встретить такую яркую окраску как у нее - рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце?

Лиса тоже меняет шубку, зимнюю и летную. Зимняя шубка теплая, мех у неё гуще и длиннее, чем у летней. Зачем лисе такой наряд зимой (ответы детей – чтоб не замерзнуть). Лиса очень умное, сообразительное и хитрое животное. Слух очень острый. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звуком и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу. Лиса – типичный хищник. В летнюю пору рацион лисицы составляют лягушки, зверьки, мелкие птички. Иногда может забраться на ферму и с удовольствием потаскает курочек да петушков.

Лиса, готовясь вывести детёнышей, на время становится настоящим строителем. Она роет (строит) длинные норы с несколькими выходами. Но иногда лиса ленится. Ничего не строя, пользуется готовой норой, той, что выкопал барсук или другой какой зверь. Папа-лис и мама-лисичка – заботливые родители

Слышали ли вы голос лисицы? (прослушивание криков лисы). Он у неё звонкий, она «тявкает». А уж если дело дойдёт до драки, то лисы так пронзительно визжат, что мало не покажется.

Давайте еще посмотрим по сторонам:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. Про кого это загадка?

        Дети: Заяц.

        Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию). Ребята а почему у зайца шубки разные? (ответы детей)

        Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

        Воспитатель (уточняя и обобщая): У зайца уши длинные, хвостик не велик, сильные задние лапы. Заяц является грызуном. Летом заяц – серый, зимой – белый. «Трусишка-зайка серенький под ёлочкой скакал» — часто мы про него говорим. На самом деле, заяц не такой уж трус. Случается зайцу оборонятся от хищных птиц: нападёт на него орёл, а он ложится на спину и изо всех сил отбивается задними лапами. Предпочитает обитать заяц на лугах в близи рек, негустых лесах. Врагов у зайца много, волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Лапы у него широкие и пушистые, что зимой помогает ему не проваливаться в снегу убегая от хищника.

Для того, чтобы спрятаться от зимних морозов, заяц роет нору в снегу. Днём, как правило, спит, а ночью выходит перекусить. Зимой прокормиться трудно. А вот летом пропитания много. Питается заяц грибами, ветками, корой деревьев, травой, клевером, мышиным горошком, , плодами черники – все что растет в лесу. Для пропитания всё сгодится.

Первые малыши у зайца появляются, когда ещё снег не сошёл, следующие поколение – летом, а ещё и осенью рождаются зайчата.

Давайте-ка ребята поиграем с нашим зайцем.

Физ-минутка

Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Прыжки на месте)
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся)

        Воспитатель: Сколько много мы сегодня встретили животных, посмотрите вот еще одно животное, странное какое-то?

Нет ушей, не видно ножек,

Шар в колючках. Это…?

        Дети: Ежик.

        Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про ежа? – (высказывания детей).

        Воспитатель: Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза блестят как две черные бусинки. Видит он плохо, за то обладает хорошим обонянием. Нос у ежа всегда влажный. Питается ежик насекомыми, ужами, жабами, лягушками, улитками, мышами, Про него можно смело сказать что он хищник, но он и не прочь отведать землянику, малину. Жилище ежа это что то похожее на шалаш, сооружённый из листьев и веток у корней какого-либо дерева. Далеко от своего дома ёж не отходит. В дневное время суток еж постоянно спит в своём укрытии. А ночью бродит по лесу, добывая себе пропитание.

Наевшись за все лето, ёж спит всю зиму в своём гнезде. А просыпается лишь тогда, когда температура воздуха становится выше пятнадцати градусов. Поют ли ёжики? Да. По весне. Давайте послушаем (прослушивание звуки ежа) Песня самца небогата красками. Это всего лишь монотонное пыхтение. Ёжик никогда не снимает своего колючего наряда. Зачем нужен такой наряд этому маленькому хищнику? (рассуждения детей)

        Ну что ж, ребята, давайте возвращаться домой. Тихонько уйдем в автобус, чтоб не помешать животным (дети садятся в «автобус»). Посмотрите еще раз на природу леса, какая она тихая и в тоже время таит в себе много интересного. Ну что скажем диким животным до свидания. (Включить музыку). А пока мы с вами едем обратно в детский сад, давайте побеседуем о том где мы сегодня с вами побывали?

А на чем мы добирались до леса?

Кого мы встретили?

А какие все эти животные?

Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)

Ну вот мы с вами и приехали, я очень рада что мы сегодня так попутешествовали. Хотите еще? В следующий раз мы опять куда ни будь отправимся.

(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по окружающему миру старшая-подготовительная группа"23 февраля"

Программное содержание: уточнять и обобщать знания детей о Российской армии, воспитывать патриотические чувства, уважение к солдатам и офицерам; приучать чтить память павших бойцов.  Матер...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Открытое занятие по окружающему миру средняя группа "Мир профессий"

Тема: «Мир профессий»Цель: формирование знаний о разнообразии профессий, о их значении, пользе в жизни человека.Задачи:Образовательные: расширять представления о профессиях, познакомить с ...

Конспект открытого занятия " Дикие животные" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тема: «Дикие животные» Цель: закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период....

Конспект открытого занятия по окружающему миру в группе детей старшего возраста 5-6 лет на тему "Путешествие в город Транспорта"

Дети путешествуя по городу Транспорта показывают свои знания о видах транспорта, номерах телефонов экстренных служб, знание дорожных знаков.По результатам эксперементирования делают вывод о том, почем...

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа«Защита окружающей среды от мусора»

Цель: формирование осознанного отношения к проблеме загрязнения окружающей среды бытовом мусоромЗадачи:Образовательные:• уточнить представления детей о причинах возникновения...