Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Путешествие к Байкалу».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

с ж       

Знакомство с животным миром Байкала, дать некоторые исторические знания о Байкале, рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya-puteshestvie_k_baykalu.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Светлячок» с.Калтук

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста.

«Путешествие к Байкалу».

Выполнила: воспитатель

 Ли-Ван-Хе Ирина Викторовна

Калтук, 2020

Планирование конспекта занятия

Тема: «Путешествие к Байкалу».

Возрастная группа: старший возраст.

Цель: создать условия для решения задач познавательного развития дошкольников.

Задачи:

Образовательные: познакомить с животным миром Байкала, дать некоторые исторические знания о Байкале, рассмотреть особенность экологических проблем Байкала и возможные пути их решения;

Развивающие: развивать познавательный интерес к уникальному о.Байкал; развивать внимание, память, речь, воображение, инициативность;

Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе, желание заботится о природе.

Материалы и оборудование: карта маршрута, презентация о Байкале, звуки природы, конверт с письмом от Сибирячка, иллюстрации с изображением животных, растений, рыб, нерпы, обитающих на Байкале, оборудование для опытов.

Ход образовательной ситуации.

  1. Введение в ситуацию.

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся. Уважаемые наши гости, мы рады видеть вас у нас, мы всегда рады гостям. Ребята! Прежде, чем начнётся наше занятие, встанем в круг, взявшись за руки, как приятно держатся за руки:

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Ребята, посмотрите, сегодня я нашла в группе вот это письмо. Вы знаете от кого оно? (нет). Хотите его прочитать и узнать кто его прислал и для чего? (да).

Читает письмо от Сибирячка

«Здравствуйте, дети. Меня зовут Сибирячок. Я знаю, что вы любознательные дети, много играете, путешествуете по разным странам. Поэтому я решил пригласить вас совершить увлекательное путешествие по Байкалу в поисках сокровища. Байкал действительно хранит в себе очень много разных сокровищ. Узнать о них вы сможете, если будете следовать по карте маршрута. Я верю, что вам понравится путешествие. Вперёд! Доброго пути!

  1. Актуализация знаний.

Ребята, что нам предлагает Сибирячок? (отправится в путешествие на Байкал?) а что вы знаете о Байкале? (это очень глубокое озеро, в нём обитают разные рыбы) Правильно, ребята. Вы хотите отправиться в путешествие на озеро Байкал и узнать о нём много нового? (да).

  1.  Затруднение в ситуации.

А на чём мы отправимся в путешествие вы узнаете после того как выполните одно очень интересное задание. Готовы? (да). Посмотрите, на столах лежат листы, а на них написаны цифры, вам необходимо соединить цифры по порядку и тогда вы узнаете, сто там нарисовано (дети работают на листах бумаги, каждый индивидуально).

Ребята, что у вас получилось? (катер, яхта) Правильно, это яхта. Именно на ней мы будем совершать наше увлекательное путешествие.

  1. Открытие нового знания.

Перед началом нашего путешествия, я предлагаю взглянуть вам на карту, на ней изображён Байкал в форме молодого месяца, таким он виден из космоса. Озеро Байкал. Немало сложено о нём легенд, песен, сказаний. Ведь это пресноводное озеро. Как вы думаете, чтот означает слово «пресноводное»? (в нём чистая, питьевая вода) Байкал – одно из самых больших и глубоких озёр.

Скажите, как вы думаете, если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то смогли бы все люди земного шара, пользуясь его водой, жить ещё очень долго? (да)

Байкал, самое древнее по происхождению и разнообразию животного мира, а ещё это озеро для нас самое родное и самое красивое.

Перед нами водная гладь Байкала и мы отправляемся в наше путешествие. Итак, команда «Сбор»! Все заняли свои места. Яхты, на старт! Мы отправляемся на поиски сокровищ Байкала!

Перед путешествием вам необходимо зарядится бодростью и не задыть взять с собой хорошее настроение. Ну вот, я  вижу что все готовы, и мы отправляемся!

Наши яхты прибывают на первую станцию «Историческую».

Перед детьми картины с изображением Байкала.

Посмотрите, как красив Байкал, как разнообразна его природа. Чистая, прозрачная вода, окружённая скалами, необычной красоты деревья. Вода в озере настолько чистая, что можно разглядеть камушки на его дне и плавающих рыбок. Байкал- одно из древнейших озёр планеты. Часто Байкал в песнях и сказках называют «Батюшкой». И хотя его возраст 25 миллионов лет, он ещё молод. Со всех сторон озеро окружают горы и нагорья с многообразием растительности – тайгой.

Скажите, какие картины понравились вам больше всего? Почему? (дети делятся впечатлениями)

А сейчас мы немного отдохнём.

Физминутка «Вот мы к озеру спустились»

Вот мы к озеру спустились. (Дети образуют круг)

Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре – (Изображают, что брызгают себе водой в лицо)

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу)

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс, (Изображают брасс, двигаясь по кругу)

Одной, другой – это кроль. (Изображают кроль, двигаясь по кругу)

Вышли на берег крутой. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Ребята, посмотрите, мы добрались с вами до второй станции, которая называется «Животный мир Байкала».

Скажите, а каких вы знаете животных, обитающих на Байкале? (медведь, заяц, белка)

А сейчас я буду загадывать вам загадки про животных Байкала, а вы постарайтесь их отгадать. (Отгадывание загадок сопровождается иллюстрацией)

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?   (Белка)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.  (Лиса)

Шубка серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.   (Заяц)

Хитрый маленький зверёк,

Но не норка, не хорёк.

Белочка в дупле боится,

Что найдёт её ……            (Куница)

Куница – ловкий, красивый и хищный зверёк. Шубка пушистая, тёплая, густая. На горле и груди есть украшение – жёлтое или с оранжевым оттенком пятно. А на лапах крепкие острые когти. Весь день куница спит, лишь с наступлением ночи выходит на поиски добычи.

Хищный небольшой зверёк

От людей живёт поодаль.

На куницу он похож, называется он …  (Соболь)

Соболь – ловкий, красивый и быстрый зверёк. Он любит жить там, где много поваленных деревьев, коряг, зарослей. У соболя гибкое сильное тело, небольшой пушистый хвост, широкие лапы с острыми коготками. На голове с узкой мордочкой небольшие, почти круглые ушки.

Молодцы, ребята, отгадали все загадки.

Мы прибываем в бухту «Подводный мир».  Здесь мы с вами познакомимся с подводным миром Байкала. Скажите, а вы знаете, кто живёт в водах Байкала? (нет). Хотите узнать? (да). Посмотрите, кто это плывёт мимо нас? (силуэт нерпы на карте).

У нас на пути байкальская нерпа. Нерпа – это тюлень, живущий в пресной воде. На берегу нерпа передвигается с трудом, шагом человек может её догнать, зато в воде ловкая и быстрая. Нерпа прекрасно плавает и ныряет. Дышит она воздухом, поэтому каждые 8-12 минут поднимается к поверхности воды, набирая в лёгкие воздух.

Ребята, как вы думаете, чем питается нерпа? (ответы детей). Пищу зверя составляют рыбы (бычки и голомянка). Зимой большинство нерп ведут одиночный образ жизни. Чтобы добывать корм, они устраивают себе лунки во льду – продухи. Продухи нужны чтобы дышать воздухом, ведь зимой Байкал покрыт льдом. В марте, в снежном логове среди торосов льда нерпа рождает 1-2 детёнышей. Первые дни нерпята белого цвета, а через месяц – серебристо-серые.

А знаете, как зовут детёнышей нерпы? (нет). Белых нерпят называют бельками. Бельки незаметны на льду, благодаря своей белой шкуре. Мама-нерпа плавает, ловит рыбу, но обязательно выходит на лёд покормить детёныша молоком.

Послушайте стихотворение про нерпу:

В Байкальских сугробах заснеженных,

В берлоге норе – ледяной.

Родился нерпёночек нежный,

У нерпы студеной порой,

И нерпа сыночка ласкала,

Кормила его молоком,

И нежно его лизала,

Шершавым своим языком.

Ребята, вам понравилось стихотворение (да). О чём оно? (о нерпе и её детёныше). Что делала мама со своим детёнышем? (кормила, мыла, заботилась о нём). Правильно, ребята.

Психогимнастика.

Давайте закроем глаза и представим, что мы стоим на берегу моря (звучит музыка: шум прибоя). Плещут волны, слышно как они ударяются о камни, разбиваются на мелкие брызги и с тихим шёпотом откатываются назад. Ярко светит солнышко, его тёплые лучи ласкают наши лица и яркими бликами играют на воде. Откройте глаза. Мы с вами на берегу озера Байкал. Присядьте на нагретый солнцем песок ,обратите внимание ,ребята, мимо нас проплывают уникальные рубки. Они обитают только здесь, в нашем озере Байкал.

Ребята, послушайте загадку и постарайтесь её отгадать, тогда мы свами узнаем кто же ещё обитает в водах Байкала:

Отгадывание загадок сопровождается показом иллюстраций.

Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят – живёт в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

Это омуль, рыба которая обитает только на Байкале. Омуль означает «странствующий сиг». И не даром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идёт на нерест, откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния. Омуль уходит в реки на нерест, потому что в реках вода теплее, чем в озере. Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро.

Послушайте ещё одну загадку:

Что за рыба-невеличка-

Меньше вашей рукавички?

Бледно-розова, нежна-

Студёная вода нужна.

А на солнце рыба тает, рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка- иностранка? Рыбка эта (голомянка).

Голомянка-это чудо Байкала, красивая рыба. Она бледно-розового цвета с отливающими всеми цветами радуги бликами. Эта рыбка будто бы стеклянная. Если её положить на газету, то сквозь голомянку можно читать, как через увеличительное стекло! Она прозрачная, потому что состоит почти из одного жира. У голомянки к кому же нет чешуи.

Ребята, какие вы молодцы ,отгадали загадки. Теперь мы свами знаем обитателей Байкала, живущих в его водах.

Ребята, посмотрите ,перед вами рисунок Байкала. Мы свами говорили о том, что в Байкале водится много обитателей, но вот беда, посмотрите, какой-то он у нас пустой и безжизненный. Давайте его заселим рыбками. Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осётр, голомянка, налим ,нерпа).

Дети крепят рыбок на макет Байкала с помощью магнитов.

Молодцы, ребята, давайте отправимся дальше, мы прибываем в бухту «Экологическая».

Послушайте рассказ об одном роднике, который впадает в Байкал.

С давних пор на земле, недалеко от Байкала жил весёлый щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев ,наполнял воды Байкала. Люди очень любили родник, летом он мог утолить жажду, зимой наполнить вёдра студеной водой. Животные тоже приходили утолить жажду. Всем приносил пользу родник. Как-то раз дружная компания присела отдохнуть около родника. Напившись воды, наевшись еды они пошли дальше. После себя путники оставили очень много мусора, железных банок ,наломанных веток. Весь этот мусор попал в родник.

Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, банками. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними. И его вода становилась всё грязнее и грязнее. И вот грязная вода попала в озеро Байкал.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

Ребята, как вы думаете, что произошло дальше? (обитателям стало плохо, рыба начала погибать; вода стала грязной)

Как же можно помочь роднику? (очистить от мусора; беречь природу; не загрязнять родники, реки, берега)

Давайте проверим, сможем ли мы помочь родничку.

Опыт «Очистка воды»

Дети подходят к столам, рассматривают воду в тазике.

Ребята, какая вода? Её можно пить? В ней можно жить рыбам, нерпам? (рассуждение детей) 

Как можно сделать воду чистой? (ответы детей) Давайте попробуем провести опыт. Возьмём воронку, положим в неё ватный диск-это будут фильтр. Потихоньку переливаем воду. Дети в парах выполняют последовательность действий.

Что происходит? ответы детей (вода становится чистой, прозрачной, пригодной для жизни водных обитателей)

Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь воду Байкала? (да, чтобы морским обитателям можно было в ней жить).

А мы с вами отправляемся на последнюю стадию «Сюрпризную»

Звучит запись шума волны, воспитатель вместе с детьми находит в научном центре шкатулку с сюрпризами - камень и конфетки – морские камушки.

Ребята, посмотрите, это байкальский камешек. Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу и называть любое слово о Байкале.

Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).

Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу.  

  1. Осмысление.

Ребята, вот и закончилось наше путешествие. А где мы сегодня побывали? (на озере Байкал). Вам понравилось путешествовать? (да) А что больше всего понравилось? С кем вы сегодня познакомились? ( животными и подводным миром Байкала) Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ".

Конспект занятия разработан к проекту "Мы будущие олимпийские чемпионы!"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста  "Путешествие в страну Олимпию" ....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Олимпию" .

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста  "Путешествие в страну Олимпию" ....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ОЛИМПИЮ"...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в пустыню»

Задачи:1.Систематизировать и дополнить знания детей о природной зоне «Песчаная пустыня», её природных условиях, животном и растительном мире. Содействовать расширению знаний детей о свойствах песка. О...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие Деда Мороза"

Конспект составлен с использованием интерактивной игры на СМАРТ оборудовании. Направлен на развитие познавательных способностей детей....