Конспект занятия "Пернатые гости весны"
план-конспект занятия по окружающему миру

Архипова Людмила Михайловна

Цель: расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pernatye_gosti_vesny.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в реализации образовательной области «Познание» на тему: «Пернатые гости весны» в старшей комбинированной группе

Цель: расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах. 

Образовательные задачи:

Систематизировать знания о многообразии перелетных птиц, среде обитания, способах передвижения и условиях питания.

Упражнять в умении согласовывать существительные с прилагательными и в образовании сложных слов.

Развивающие задачи:

Развивать элементы логического мышления, речь, зрительное и слуховое внимание, память, восприятие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к пернатым обитателям природы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: декорации поля, леса, озера, населённого пункта, аудиозапись голосов птиц, тренажёр для глаз, перо птицы, послание, карта путешествия по местам гнездования птиц, рисунки поля, леса, озера, населённого пункта, маленькие карточки с изображением перелётных птиц, разрезные картинки птиц поля, зашумленные картинки птиц озера.

Предварительная работа: чтение художественной и энциклопедической литературы, слушание голосов и рассматривание различных видов птиц, использование дидактических игр «Разрезные картинки», «4 лишний», «Найди свой домик».

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, вы ничего не слышите? Прислушайтесь. Кто - то тихо прошагал за окном?

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Тихо вышли из земли

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла … (весна).

В. После холодной зимы к нам пришла весна. Весна, она какая?

Дети. Нежная, радостная, звонкая, тёплая, солнечная, ясная, зелёная.

В. Ребята, а вы знаете, кто несёт весну на своих крыльях?

Д. Птицы.

В. А какие птицы?

Д. Перелётные.

В. А зачем птицы возвращаются на родину?

Д. Родина – это место, где ты родился. Поэтому птицы возвращаются в родные края, чтобы свить гнёзда и вывести своих птенцов.

В. Ребята, у разных птиц разные места гнездования? А вы знаете, где они гнездятся?

Д. В лесах, в полях, на берегах рек, в населенных пунктах, в камышах на водоёмах.

(птичий гомон)

В. Ребята, что за переполох?  Посмотрите, как много птиц. Подойдите поближе. Давайте понаблюдаем, куда они направляются? Следите глазами за кончиком указки и вы увидите куда летят эти птицы.

(Гимнастика для глаз)

Ой, а это что? Смотрите они оставили перо и послание.

Письмо: Здравствуйте ребята!

На весеннюю прогулку

Приглашаем вас друзья.

По следам идите,

Используя подсказки

В среде обитания нас найдите.

подпись птицы

В: Ну что ж, принимаем приглашенье? Ребята, вместе с посланием есть карта. Что вы видите на карте?

Д. Поле, лес, болото, населённый пункт.

В. Ребята, мы возьмём с собой карту?

Д. Да. Это маршрут нашего путешествия и места гнездования птиц.

В. Отправляемся в путешествие. Куда же мы должны попасть сначала?

Д. В поле.

В. Там раскинулось широкое поле, всходят озимые. Интересно, какие же птицы устраивают гнёзда в поле? В этом нам поможет подсказка птиц и игра «Сложи птицу». Давайте назовём их и расселим в поле. (жаворонки, перепела, овсянки)

В. Ребята, как вы думаете, почему эти птицы гнездятся в поле?

Д. Они питаются насекомыми, семенами сорных трав, зёрнами, т.е. им легче найти здесь корм и укрыться от врагов.

В. Ну, что ж пора собираться в дорогу. Давайте посмотрим, куда же ведёт нас маршрут?

Д. В лес.

(Идут по группе, подходят к декорациям леса)

В. Вот мы и пришли в лес. В лесу мы не шумим. Прислушайтесь, слышите, кто поёт? Давайте определим по голосу, какие птицы устраивают гнезда в лесу на деревьях.

Игра «Угадай, какая птица поёт?» (зяблик, дрозд, кукушка)

- Ребята, расселите птиц леса.

- Ну, а сейчас предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Я-дрозд, ты-дрозд»

 

(дети встают парами)

Я-дрозд, - (показывают каждый на себя)

И ты-дрозд - (показывают друг на друга)

У меня есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки - (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки – (показывают  щёчки соседа)

Мы два друга – (берутся за руки)

Мы любим друг друга – (обнимаются )

В. Чем питаются птицы в лесу?

Д. У них тонкий клюв и они легко достают пищу из коры деревьев. Питаются личинками насекомых, насекомыми.

В. Дальше нам пора идти, куда же показывает путь наша карта?

Д. На озеро.

В. На озере очутились, посмотрите вокруг, вижу камыши, осоку. На водоёме надо вести себя осторожно, аккуратно можно промочить ноги.  А какие птицы здесь гнездятся?  Посмотрите какую подсказку оставили птицы.

Игра "Узнай по силуэту"

- Каких птиц вы видите? (утка, гусь, цапля, журавль, чайка, лебедь)

В. Расселите птиц на озере. Ребята, вы можете сказать, чем они питаются?

Д. Лягушками, головастиками, мальками, улитками, водными растениями. Цапли питаются змеями и ящерицами. Журавли любят полакомиться брусникой, морошкой, клюквой.

В. Продолжаем наш путь, куда показывает стрелка?

Д. В населённый пункт.

В. А какие же птицы гнездятся здесь? (ласточки, стрижи, трясогузки, грачи, скворцы)

- Ребята, подумайте, кого куда расселим?

- А какие птицы ловят насекомых на лету? (ласточки, стрижи)

- Какие птицы очищают наши сады и огороды от вредных насекомых? (скворцы, трясогузки, грачи) 

Игра «Скажи одним словом»

Если у ласточки белая грудь (какая ласточка?) – белогрудая ласточка

Если у стрижа быстрые крылья (какой стриж?) – быстрокрылый стриж

Если у грача острый клюв (какой грач?) – остроклювый грач

Если у скворца короткий хвост (какой скворец?) – короткохвостый скворец

Если у трясогузки длинный хвост (какая трясогузка?) – длиннохвостая трясогузка

В. Всех птиц расселили и теперь мы знаем где гнездится та или иная птица. Много мы, ребята, сегодня с вами нового узнали, пора возвращаться в детский сад.

По извилистой дороге мы пройдём, обратно в детский сад придём.

Итог:

- Ребята, куда мы ходили? Кого видели?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей второй младшей группы «Гости весны».

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей второй младшей группы «Гости весны».          ...

Конспект "Здравствуй, гостья весна"

Конспект "Здравствуй, гостья весна"Задачи:1.Формировать представления детей о весенних изменениях в природе: больше солнечных дней, становится теплее, тает снег, появляются проталины, изменя...

Конспект "В гости к нам пришла Весна!"

Конспект "В гости к нам пришла Весна!"...

План -конспект " В гости к сказке.. Весна - красна"

Путешествие в  весенний лес в мир сказок. Различные игры с героями сказок....

Конспект интегрированного занятия «Весна в гости к нам пришла» для детей раннего возраста

Конспект интегрированного занятия «Весна в гости к нам пришла» для детей раннего возрастаКонспект интегрированного занятия для детей раннего возраста «ВЕСНА в гости к нам пришла...