«Мы Россияне!» Деловая игра с детьми подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Егорова Светлана Николаевна

Систематизировать знания детей о Родине. Формировать целостную картину мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_my_rossiyane.docx356.13 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

 

 «Мы Россияне!»

Деловая игра с детьми подготовительной к школе группы

Воспитатель:

    Егорова Светлана Николаевна

Пыть-Ях2013

Цель совместной деятельности: Систематизировать знания детей о Родине. Формировать целостную картину мира.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о родной стране;
  2. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России;
  3. Расширять представления детей о климатических зонах России;
  4. Закрепить знания детей о русских народных промыслах, традициях народов России.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные качества;
  2. Познавательную активность;
  3. Развивать художественно-творческие способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине;
  2. Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Материал и оборудование:

Интерактивная доска, слайдовая презентация «Россия – Родина моя!», картинки природных зон, животных, аудиозапись «Башкирская плясовая», «Лезгинка», «Русская плясовая», шаблоны для аппликации, клей, салфетки.

Предварительная работа:

  1. беседа – путешествие по карте России, государственные символы России;
  2. беседа о народных традициях;
  3. рассматривание альбомов “Культура народов России”;
  4. рисование элементов традиционного костюма, орнаментов разных народов России;
  5. аппликация “Волшебные узоры”.
  6. слушание народной музыки, песен народов России;
  7. Обсуждение, заучивание пословиц о Родине;
  8. Дидактические игры: «Собери флаг», «Собери герб», «Составь узор », экологическое лото.

Методические приемы: дидактические игры: «Закончи предложение» «Четвертый лишний», «Назови пословицы», «Назови костюм», «Угадай мелодию», рассказ по картинке, эстафета «Рассели животных», художественно-продуктивная деятельность: «Распиши посуду».

Ход игры

Под музыку в зал заходят две команды.

Воспитатель: Мы приветствуем вас на деловой игре «Мы Россияне!» в которой примут участие три команды. Нашу игру будет оценивать жюри в составе председателя жюри Стробыкина Т.М., члены жюри: Никонец И.И., Пирогова Л.М. Начнем с приветствия команд.Команда «Васильки»!

Дети:

Василек – цветок России,

Он как небо синий синий.

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Воспитатель: Команда «Ромашки»!

Дети:

Мы ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи.

Воспитатель: Команда педагогов «Березки»!

Педагоги:

«Вместе вы непобедимы,

Сила в ветках из берез!

Пусть поможет поединок

Дать ответ, задать вопрос!»

Команды рассаживаются по местам.

Воспитатель: Начнем с разминки, поиграем в игру «Закончи предложение». Вопрос для команды «Васильки»:

«Наша страна называется….»

Дети: Россия

Воспитатель: Вопрос для «Ромашек»: «Граждане России называются…»

Дети: Россияне.

Воспитатель: Вопрос команде «Березка»: «Самая известная река России…»

Педагоги: Волга.

Воспитатель: Как зовут президент Российской федерации?

Воспитатель: Назовите столицу России?

Воспитатель: Как зовут губернатора Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра?

Воспитатель: Наша разминка закончена, уважаемое жюри подведет итоги.

Жюри объявляет результаты разминки.

Воспитатель: Второй конкурс нашей игры «Государственные символы», внимание на экран.

На интерактивной доске появляются картинки-загадки.

Воспитатель: Первое задание команде «Васильки»: Вы должны посовещаться и выбрать среди разных флагов российский флаг, и рассказать, что обозначают его цвета.

Дети: Белый – мир, чистота совести, вера; Синий – небо, верность, правда, надежда; Красный – огонь, отвага, победа, любовь.

Воспитатель: Задание для «Ромашек»: Посоветуйтесь и покажите российский герб среди гербов других стран, что изображено на нашем гербе?

Дети: На российском гербе изображен двуглавый орел символ власти и силы……Всадник, поражающий копьём дракона – символ победы добра над злом.

Воспитатель: Задание для педагогов: Музыкальный вопрос.

Звучит гимн России.

Воспитатель: Какая песня прозвучала? Что такое государственный гимн? Назовите авторов текста и музыки гимна России.

Педагоги: Это гимн России. Гимн – это торжественная песня. Музыку написал А.Александров, слова – С. Михалков.

Воспитатель: Уважаемое жюри, подведите итоги.

Воспитатель: Следующий конкурс «Назови пословицу», каждая команда по очереди называет пословицы о Родине, побеждает та команда, которая назовет больше пословиц.

Дети: ….

Жюри объявляет результаты конкурса.

Воспитатель: Наша страна самая большая в мире и имеет богатую разнообразную природу. Есть тайга, степи, тундра, много лесов, где живет огромное количество животных. И сейчас мы проведем эстафету «Рассели животных»: Капитаны выберут для своей команды одну природную зону. Перед вами картинки диких животных, вы должны выбрать одну картинку с изображением животного и поместить ее в среду его обитания.

Дети проводят эстафету – «расселяют» животных.

Воспитатель: Жюри, оцените работу команд.

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая, но страна это не только леса реки, поля и города.Это, прежде всего люди, которые в ней живут. В нашей стране живут люди многих национальностей. У каждого своя культура, традиции и национальный костюм. Следующей конкурс «Назови костюм», внимание на экран. Задание для команды «Васильки»:

На экране появляется картинки: кушак, косоворотка, сарафан, кокошник.

Воспитатель: Назовите элементы национального костюма. Какому народу принадлежит эта одежда?

Дети: Русскому народу.

Воспитатель: Задание для команды «Ромашки»:

На экране появляются картинки: Бурка, черкеска,

Воспитатель: Назовите элементы национального костюмаКакому народу принадлежит эта одежда?

Дети: Костюм народов Кавказа.

Воспитатель: Задание для команды «Березка»

На экране появляются картинки: малица, кисы.

Воспитатель:Назовите элементы национального костюма.Какому народу принадлежит эта одежда?

Педагоги: Хантыйскому народу.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. У каждого народа есть своя народная музыка, следующий конкурс «Угадай мелодию». Звучит мелодия для команды «Васильки».

Звучит русская народная музыка. Дети угадывают.

Звучит мелодия для команды «Ромашки».

Звучит лезгинка, дети угадывают.

Звучит мелодия для команды «Березки».

Педагоги угадывают башкирскую мелодию.

Воспитатель: Жюри подводит итоги.

Воспитатель: А теперь мы предлагаем вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.

Эта роспись — просто чудо.

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

(Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке.

(Хохлома)

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки

Там лихо скачут всадники,

Жар – птицы в высь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

(Городец)

Сейчас мы с вами превратимся в народных мастеров и украсим посуду элементами росписи. Капитаны команд выберите для своей команды роспись.

Проводится жеребьевка. Команды оформляют посуду.

Воспитатель: Уважаемое жюри, оцените работы команд.

Жюри подводит итоги.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша деловая игра, вы доказали, что много знаете о нашей стране. Мы желаем вам, ребята, чтобы вы выросли большими, умными, сильными и прославили Россию своим трудом и достижениями. Пока жюри подводит итоги нашей деловой игры, Вова С. прочитает для нас стихотворение Степанова «Российская семья».

Просмотр презентации к стихотворению.

Проходит церемония награждения.

Самоанализ совместной деятельности «Мы Россияне!»

Вы просмотрели совместную деятельность в форме деловой игры в подготовительной к школе группе, в рамках комплексно-тематического планирования ДОУ на тему "Мы Россияне!".

Данный вид деятельности сочетал в себе как интеграцию образовательных областей: коммуникацию, социализацию, художественную литературу, здоровье, музыку, познание, художественное творчество. Так и интеграцию видов деятельности: двигательную, коммуникативную, художественно-продуктивную, игровую.

Разрабатывая сценарий совместной деятельности были учтены возрастные и индивидуальные особенности детей.

Учитывая все это мы определили цель, задачи, содержание совместной деятельности, методы, приемы, средства, необходимые для положительного результата.

Цель совместной деятельности: Систематизировать знания детей о Родине. Формировать целостную картину мира.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о родной стране;
  2. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России;
  3. Расширять представления детей о климатических зонах России;
  4. Закрепить знания детей о русских народных промыслах, традицияхнародов России.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные качества;
  2. Познавательную активность;
  3. Развивать художественно-творческие способности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине;
  2. Формировать субъектные проявления: навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

Добиться решения поставленных целей и задач нам помогла предварительная работа, которая включала в себя: наблюдение в природе; работа по мнемотаблицам, беседы о животных, разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки, чтение стихов, работа по звукопроизношению, упражнения на развитие моторики пальцев рук, рассматривание иллюстраций, альбомов, слайдовых презентаций, картины И.И. Шишкина «Зима», слушание произведения П.И.Чайковского «Декабрь».

Форма проведения это непосредственно образовательная деятельность.

В ходе образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические методы, направленные на решение речевых, познавательных, двигательных практических навыков и их совершенствование.

Все этапы были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме. Смена видов деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности.

А также реализовать поставленные задачи помогли следующие приемы:

1.Показ слайдовой презентации, чтение стихотворения А.С.Пушкина помогли погрузить детей в тему совместной деятельности.

2. Вопросы к детям активизировали мыслительную деятельность.

3.Физкультминутка "Снежки" была направлена на умение соотносить речь с движением и на развитие пальцев рук.

4.Работа по мнемотаблице и рассказ о буром медведе развивал связную речь детей.

5.Музыкальный дизайн поддержал интерес детей.

6.Дыхательная гимнастика "Метель" и упражнение с шестигранными карандашами способствовали развитию мелкой моторики и произношению звука "У" с разной силой голоса.

7. Игра "Найди пару" решала несколько задач: классификация животных и их жилища и совершенствование грамматического строя речи.

8.Рассказ о белом медведе расширял знания детей.

9. Игровой эксперимент позволил установить простейшие причинно-следственные связи, сделать правильные выводы.

10. Пальчиковая игра "Медведь в берлоге крепко спит" стимулировала процесс речевого и умственного развития ребенка.

11. Рисование по манке способствовало развитию мелких мышц пальцев, зрительного, тактильно - кинестетического восприятия, творческих способностей.

12. Кульминация совместной деятельности - «Посвящение детей в знатоки», способствовало проявлению положительных эмоций и ощущения успеха.

Поставленные задачи помогли реализовать и приемы здоровозбережения, такие как: смена положения поз, физкультминутки, снятие эмоционального напряжения (похвала и тактильный контакт).

Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что дети были заинтересованы, внимательны, организованы, активны, легко включались в работу, а это является важным условием для познавательно - речевого развития детей.

Таким образом, проведение подобной образовательной деятельности способствовало развитию как субъектных, так и интегративных качеств ребенка таких как «любознательный, активный», «эмоционально-отзывчивый», «способный управлять своим поведением», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

Материалы и оборудование: Слайдовая презентация «»Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы и фото национальных промыслов народов России; «Сказочный куб»; газета «Традиции народов России»

Предварительная работа:

  • беседа – путешествие по карте России;
  • беседа о народных традициях;
  • рассматривание альбомов “Культура народов России”;
  • чтение сказок разных народов России;
  • рисование элементов традиционного костюма, орнаментов разных народов России;
  • аппликация “Волшебные узоры”.
  • слушание народной музыки, песен народов России;
  • разучивание народных танцев, хороводов.
  • подвижные игры разных народов.

Методические приемы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле Чудес - игра с детьми подготовительной к школе группы

Игра посвящена теме "Космос" Аналогична телеигре с тем же названием . В игре несколько туров с финальной игрой в конце....

Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми подготовительной к школе группы

Перспективный план разработан с учётом параллельного взаимодействия воспитателя и с родителями и с детьми. В нём представлены развивающие игры Никитина "Уникуб", Воскобовича "Двухцветный и четырёхцвет...

Мониторинг освоения программы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми подготовительной к школе группы 2014 – 2015 уч. г.

Задачи мониторинга:1. Выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка доступными методами. 2. Наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для раскрытия потенциала ребёнка.3. От...

Интеллектуально-познавательная игра с детьми подготовительной к школе группы «Символы нашего государства».

 Интеллектуально-познавательная игра «Символы нашего государства» проводилась с детьми подготовительной к школе группы МБДОУ Детский сад «Солнышко» в преддверии праздника «День России», в ...

речевые игры с детьми подготовительной к школе группы

речевые игры с детьми подготовительной к школе группы...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Космическое путешествие »

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребен...

Деловая игра для родителей подготовительных к школе групп на тему: «Мамы, папы, в школу собирайтесь!»

Цель:— развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни, создание условий для включения родителей будущих первокла...