Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Космическое путешествие »
методическая разработка (подготовительная группа)

Устинова Евгения Борисовна

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra_kosmicheskoe_puteshestvie.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной к школе группы на тему:

«Космическое путешествие »

Авторы: Устинова Евгения Борисовна (инструктор по физ.культуре)

Соплякова Надежда Владимировна (воспитатель)

СП «Детский сад № 53»  ГБОУ СОШ № 26 г. Сызрани

Задачи руководства

1Расширять знания детей о профессиях связанных с космосом.

Руководитель полета - Руководит полетом с Земли, дает команды, согласовывая действия экипажа.

Врач - Проводит медицинское обследование команды корабля, занимается контролем здоровья космонавтов.

Капитан корабля - Набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с руководителем полета, общается с репортёрами, капитану подчиняются все члены команды.

 Космический биолог (Пилот №1) - Космический биолог занимается поиском жизни на других планетах, изучает особенности функционирования организмов в невесомости и проектирует системы жизнеобеспечения для космонавтов.

Астроном (Пилот №2) - Специалист, занимающийся изучением и анализом небесных тел, исследует взаимосвязь положения звёзд и вселенных. 

Штурман (инженер связи) - Человек, который контролирует безопасность полета по заданному маршруту, он указывает пилоту местонахождение, верное направление полета. Внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

2. Учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал; развивать творческое воображение, побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о планетах солнечной системы, космических кораблях;

3.Формировать умение управлять своим поведением, умение договариваться.

Подготовка к игре.

  1. План подготовки к игре.

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

март

Изготовление из картона, и др. подсобного материала:

ракеты, пульта управления, баллоны с кислородом, лабораторного оборудования, бортового журнала.

костюмы космонавтов, техническая аппаратура (рации, наушники, компьютеры, микрофон), космическая еда в тюбиках, карта звёздного неба, макет ракеты, видеокамера, фотоаппарат, ёмкости для сбора материала, аудиозапись космической музыки.

- занятие на развитие кругозора «Первый космонавт», аппликация «Космические корабли»;

- наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (дома- работа с родителями);

- рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР»;

- просмотр мультфильма

«Главный звездный»;

«Тайна третьей планеты»

«Алиса на планете загадок»

(по рассказам К. Булычёва),

- беседы:

Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?»

«Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос»,

«Почему всё падает на землю?»;

-рассматривание и чтение детских энциклопедий (раздел космос).

- чтение художественной литературы по теме «Космос».

Дидактические игры:

«Профессии для космоса»,

«Кому что нужно?»,

«Что лишнее?»,

«Юный космонавт»,

«Кто назовет больше действий?».

«Звёздный путь»,

«Найди лишнего»,

 «Что изменилось»

  1. Перспективное планирование игры «Космический полет»

Сюжеты

Роли

атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

1.Сюжет «Космонавты на медосмотре  перед полетом».

Руководитель полета

Наушники с микрофоном, монитор(ноутбук), пульт управления.

Руководит полетом с Земли, дает команды.

Прошу экипаж,  пройти медицинский осмотр…, перегрузки, невесомость, осмотреть, доложить о готовности, получить, проверить  кислородные баллоны и скафандры, радиосвязь, приготовиться к старту, пристегнуть ремни, ключ на старт, до старта осталось 10 секунд, начать обратный отсчет, пуск, держать курс на планету роботов, приготовьтесь к выходу в космос, всем членам экипажа занять свои места, звезды, полярная звезда, созвездие Малой медведицы, карту звездного неба, северным полюс, ориентироваться, небесное тело, светящееся тело с длинным хвостом,  отключить все двигатели, угроза миновала , как поняли меня, приготовиться к посадке, настоящие профессионалы, открыть люк, приступить к высадке, экипаж, доложите, что вы видите, взять пробы грунта,  всем членам экипажа, короткий световой день, покидаем планету роботов и возвращаемся на Землю, управление кораблём на автоматический режим, приготовиться к посадке на Землю, мощный телескоп. Комета - это небольшой шар, состоящий изо льда, пыли и крупных включений. Прилетают к нам эти небесные объекты из других частей Галактики. Именно отсюда и прилетают кометы в нашу систему.

Врач, медсестра

Белый халат, фанендоскоп, танометр, мед.каты, ручка.

Проводит медицинское обследование команды корабля, занимается контролем здоровья космонавтов.

Проходите, откройте рот, повернитесь, дышите глубже, отлично. На что жалуетесь? У вас отличное здоровье, и вы можете смело отправляться в полёт».

2.Сюжет «Полет в космос».

Капитан корабля

Комбинезон, скафандр, наушники, микрофон, пульт управления.

Набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с руководителем полета, общается с репортёрами,

капитану подчиняются все члены команды.

Экипаж, отстегнуть ремни! Есть,  проверить  кислородные баллоны и скафандры, радиосвязь, приготовиться к старту, начать обратный отсчет,  пристегнуть ремни, ключ на старт, звезды, комета, Земля, слышу Вас, есть продолжить полёт, понял Вас, держим курс на планету Роботов, отключить все двигатели, есть приготовиться к посадке, есть открыть люк и приступить к высадке , много частей от сломанных роботов, покидаем планету роботов и возвращаемся на Землю, управление кораблём на автоматический режим, приготовиться к посадке на Землю

Пилот №1 - Космический биолог

Комбинезон, скафандр, наушники, микрофон, пульт управления.

Космический биолог занимается поиском жизни на других планетах, изучает особенности функционирования организмов в невесомости и проектирует системы жизнеобеспечения для космонавтов.

Есть приготовиться к старту! Пристегнуть ремни.

Есть отстегнуть ремни, приготовиться  к выходу в космос, взять пробы грунта, управление кораблём на автоматический режим, приготовиться к посадке на Землю

Пилот №2 (астроном)

Комбинезон, скафандр, наушники, микрофон, пульт управления.

Специалист, занимающийся изучением и анализом небесных тел, исследует взаимосвязь положения звёзд и вселенных.  

Есть приготовиться к старту! Пристегнуть ремни.

Есть отстегнуть ремни, приготовиться  к выходу в космос, взять пробы грунта, управление кораблём на автоматический режим, приготовиться к посадке на Землю

Штурман (инженер связи)

Комбинезон, скафандр, наушники, микрофон, компьютер, пульт управления.

Человек, который контролирует безопасность полета по заданному маршруту, он указывает пилоту местонахождение, верное направление полета. Внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

Есть приготовиться к старту, пристегнуть ремни, преодолеваем земное притяжение, вышли на орбиту, есть отстегнуть ремни, управление кораблём на автоматический режим, приготовиться к посадке на Землю

Механик  

(борт -инженер)

Комбинезон, скафандр, наушники, инструменты.

 Готовит  ракету  к полету, ремонтируют в случае поломки.

Космический корабль готов к взлету, есть приготовиться к старту, пристегнуть ремни, стекло иллюминатора, есть отстегнуть ремни, управление кораблём на автоматический режим, приготовиться к посадке на Землю

3.Сюжет «Космонавты на планете роботов».

Сопутствующие сюжеты

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

4.Сюжет «Возвращение»

Родственники

Цветы, шары

Радуются, хлопают в ладоши, дарят космонавтам цветы и шары.

Счастливого пути, удачи,  скорее возвращайтесь, будем  ждать вас.

Фото- видео репортер

Фотоаппарат, камера

Фотографирует в разных ракурсах экипаж космического корабля.

Улыбнитесь, пожалуйста,  повернитесь, пожалуйста, вас увидят миллионы наших читателей.

Репортер

Микрофон

Ведет репортаж, общается с экипажем космического корабля, участвует в видео конференции;

Нашим читателям будет очень интересно…

Как Вы себя чувствуете?

Справились ли с поставленной задачей космонавты?

Какие исследования проводили космонавты, находясь на орбите?

Чем питаются космонавты во время полёта? 

Схема игрового пространства.

Поликлиника, космодром, кухня, ЦУП, на корабле (лаборатория, пульт управления , планета).

Ход игры.

Воспитатель: 

Ребята, сегодня утром в наш детский сад, из космоса  поступил сигнал о помощи.

-Хотите узнать, кто просит помощи у нас с вами?  

-Да

Воспитатель читает: Помогите, помогите, планета Железяка в опасности!!! На нас обрушился метеоритный дождь, и все  роботы  нашей планеты рассыпались на мелкие частички. Только я один уцелел. Помогите, кто может, помогите !!!

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь  роботам?

Ответы детей: 

Воспитатель: Чем мы можем помочь?

Ответы детей: можно полететь на планету Железяка , починить роботов  или построить новых.

Воспитатель: Почему мы должны помогать неизвестным нам роботам?

Ответы детей: потому что нам жалко их, потому что надо помогать тем, кто попал в беду.

Воспитатель: Молодцы, правильно, мы должны помогать тем, кто попал в беду. На чём же мы отправимся в космос?

Дети: На космическом корабле.

Воспитатель: Правда,  ребята, мы же  с вами построили космический корабль.  Давайте вспомним, как это было…

Слайд №

Наши инженеры конструкторы Саша и Илья долго придумывали конструкцию нашего корабля, и совместными усилиями вот какой хороший корабль у нас получился, посмотрите. Он надёжный, большой и  красивый.

- А как мы назовем наш корабль?

 Ответы детей: ( «Восток - М» и почему)

-Для путешествия нам нужно распределить роли. Давайте сформируем команду.

(Распределение ролей.)

-Кто управляет  полетом? (Капитан корабля).

-Каким должен быть капитан корабля? ( должен быть смелым, сильным, отважным, ловким, решительным).

-Правильно, а еще капитану корабля подчиняются все члены команды.

Кто хочет быть капитаном корабля? Хорошо Матвей, ты  будешь капитаном космического корабля.

-Итак, у нас есть капитан.

-Но вы ребята, не расстраивайтесь, так как  в настоящей космической команде,  должны быть люди разных, не менее важных профессий. У меня есть секретный контейнер, в котором каждый из вас найдёт всё необходимое для полёта. Сейчас каждый из вас достанет из контейнера какой-нибудь предмет. (Дети по очереди достают атрибуты из контейнера).

- Людям, какой профессии принадлежит эта вещь? (Штурману) правильно. А что штурман делает?

- Штурман - это человек, который контролирует безопасность полета по заданному маршруту, он указывает пилоту местонахождение, верное направление полета.

Кто хочет быть штурманом? Хорошо Сережа, ты будешь штурманом.

- Людям, какой профессии принадлежит эта вещь? ( Механикам) правильно.

-А что они делают? (Они готовят ракету  к полету, ремонтируют в случае поломки).

- Кто желает быть механиком?

 -Хорошо, ты, Илюша , будешь - механиком.

- Людям,  какой профессии принадлежит эта вещь? (Врачам)

- Зачем в космической команде нужны врачи? (Врачи осматривают космонавтов перед полетом и по возвращении на Землю, ведут наблюдение за состоянием их здоровья.)

- А кто хочет быть космонавтом-доктором?

-Здорово, ты Даша будешь космонавтом-доктором и в случае болезни ты будешь нас лечить. Помогать тебе будет Настя, она хочет быть медсестрой.

-Кому принадлежит эта вещь? (Пилот №1- Ученый Биолог, Пилот №2 - Ученый Астроном )

-Чем занимаются исследователи в полете? (Они ведут наблюдение за космическими объектами, изучает их с помощью опытов и экспериментов.)

 -Вы ребята Саша Р. и Артем М.  будете учеными.

-Людям, какой профессии принадлежит эта вещь? (Поварам).

- Как вы думаете, как едят космонавты в невесомости, если все летает: вилки, кружки, тарелки, ложки,?

- (Ответы детей).

-Космонавты сами не готовят себе еду, им доставляет еду грузовой космический корабль. На земле, еду измельчают в пюре и помещают в тюбики, как зубную пасту. Когда космонавты кушают, выдавливают пищу прямо в рот.

-Софья Л. и Паша , хотят готовить пищу для нашей космической команды.

 -Вот, мы и сформировали наш экипаж.

Но нам с вами нужно сформировать еще одну команду, которая будет следить за полетом с Земли, согласовывая действия экипажа. Эта команда  будет находиться в Центре Управления Полетом (ЦУП), руководя полетом с земли.

Нам нужно еще два специалиста, инженера связи, которые по мониторам будут отслеживать полет нашего космического корабля.

Кто будет руководителем ЦУП? Да, я думаю, ты Илюша справишься с такой ответственной ролью.

Кто будет инженером связи?

Хорошо, Софья и Дима Р.  будут инженерами связи.

1.Сюжет «Космонавты на медосмотре  перед полетом».

Слайд №3 Поликлиника

 Руководитель полета: Прошу экипаж пройти медицинский осмотр перед полетом, ведь вас ждут большие перегрузки и невесомость. Доктор, займите, пожалуйста, свое рабочее место и приготовьтесь к работе. Пройдите, пожалуйста, в кабинет врача на медицинский осмотр.

Слайд №4 Медицинский кабинет

Врач: «Здравствуйте. Проходите, откройте рот, повернитесь, дышите глубже, отлично. На что жалуетесь? У вас отличное здоровье, и вы можете смело отправляться в полёт».

Доктор и медсестра проводят медосмотр.

Инженер связи: Доктор, скажите нам, пожалуйста, все ли здоровы?

Доктор: Да, все здоровы.

Инженер связи: Все могут лететь в космос?

Доктор: Все могут лететь.

Экипаж и др.: (радуются). 

(В это время повара готовят еду, механик проверяет исправность ракеты)

2.Сюжет «Полет в космосе».

Руководитель полета: Механик, доложите о готовности космического корабля.

Механик: Космический корабль готов к взлету.

Руководитель полёта: Молодцы, теперь я вижу, что все действительно готово к полету. Получите кислородные баллоны и шлемы. Займите свои места. 

Руководитель полёта: Проверить скафандры и кислород!

Капитан:  Есть проверить скафандры и кислород!

Руководитель полёта: Проверить радиосвязь!

Капитан : Есть проверить радиосвязь!

Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Пристегнуть ремни!

Капитан: Есть приготовиться к старту! Пристегнуть ремни.

Руководитель полёта: Ключ на старт!

Капитан: Есть ключ на старт!

Руководитель полёта: Внимание! До старта осталось 10 секунд. Начать обратный отсчет: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Пуск!

 (звучит звук ракеты)

Слайд№5 Старт ракеты

Руководитель полёта: Держать курс на планету Железяка!

Капитан: Есть держать курс на планету Железяка!

Штурман:  Преодолеваем земное притяжение. Мы вышли на орбиту.

Капитан: Экипаж, отстегнуть ремни!

Экипаж: Есть отстегнуть ремни!

Механик: Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора.

 Слайд № Земля из космоса

Руководитель полёта: Расскажите, пожалуйста, как выглядит Земля из космоса? На что похожа?

Экипаж: Земля очень красивая, она…..

Руководитель полёта: Ученые, необходимо сделать несколько фотографий земли. Приготовьтесь к выходу в космос.

 (Ученые надевают скафандры, выходят из корабля, имитируя невесомость, фотографируют землю).

Руководитель полёта: Продолжаем движение. Всем членам экипажа занять свои места.

Капитан: Есть занять свои места. (Ученые возвращаются на корабль.) 

Руководитель полёта: Доложите, что вы видите?

Слайд № Звезды

Капитан: Звезды.

Руководитель полёта:  На что похожи звезды?

Экипаж: (На огоньки, на фонарики…)

Руководитель полёта: На самом деле звезды - это огромные горящие шары, похожие на солнце, просто они очень-очень  далеко от нас. Самым ярким звездам дали имена и даже составили карту звездного неба. Одна из самых ярких звезд – Полярная звезда. Она находится в созвездии Малой медведицы.

Слайд № Карта звездного неба

Эта звезда находится прямо над Северным полюсом и указывает путь на север. Древние путешественники и мореплаватели ориентировались по Полярной звезде. 

Слайд № Полярная звезда

Руководитель полёта: Ученые, необходимо сделать несколько фотографий созвездий. Приготовьтесь к выходу в космос. (Ученые надевают скафандры, выходят из корабля, имитируя невесомость, фотографируют звезды).

Руководитель полёта: Продолжаем движение. Всем членам экипажа занять свои места.

Капитан: Есть занять свои места. (Ученые возвращаются на корабль.)

Руководитель полёта: Внимание командиру экипажа! К вашему кораблю приближается неизвестное небесное тело. Доложите, что вы видите!

Слайд № Комета

Капитан: Вижу какое-то светящееся тело с длинным хвостом. Я думаю, это комета.

Руководитель полёта: Отключить все двигатели! Пристегнуться! Как поняли меня?

Капитан: Земля, Вас поняли! Есть отключить двигатели.

Руководитель полета: Кометы – яркие и интересные объекты на ночном небе. Комета - это небольшой шар, состоящий изо льда, пыли и крупных включений. Прилетают к нам эти небесные объекты из других частей Галактики. Увидеть это место можно лишь в самый мощный телескоп. Тут миллионы комет летают в разном направлении. Именно отсюда и прилетают кометы в нашу систему.

Слайд № Космос

Руководитель полёта: Восток – М, как слышите меня? Угроза миновала, можете продолжать полёт.

Капитан: Земля, слышу Вас хорошо! Спасибо. Есть продолжить полёт! 

Руководитель полёта: Молодцы! Держите курс на планету Железяка. Как поняли меня?

Капитан: Понял Вас, держим курс на планету Железяка.

Слайд № Планета Железяка

Руководитель полета: Внимание экипаж, наш корабль приближается к планете Железяка. Пристегнуть ремни.

Капитан: Есть пристегнуть ремни.

Руководитель полета: Приготовиться к посадке.

Капитан: Есть приготовиться к посадке.

Руководитель полета: Как аккуратно наши пилоты посадили корабль! Настоящие профессионалы! 

3.Сюжет «Космонавты на планете роботов».

Капитан: Вот мы и на планете роботов.

Руководитель полета: Открыть люк, приступить к высадке.

Капитан: есть открыть люк и приступить к высадке.

Слайд № Роботы

Руководитель полёта: Доложите, что вы видите?

Капитан: Видим много частей от сломанных роботов.

Руководитель полёта: Вы сможете их сделать?

Капитан: Мы постараемся.

Капитан: Экипаж, приступить к починке и сборке роботов.

Экипаж: Есть приступить к починке и сборке роботов.

Руководитель полёта: Ученые, пока экипаж работает над сборкой роботов, необходимо взять пробы грунта, для дальнейшего изучения.

Взятие грунта с поверхности планеты. (Дети берут образцы грунта в приготовленные контейнеры)

Конструирование роботов из строительного материала. (Дети собирают роботов из конструктора.)

Руководитель полета: Внимание всем членам экипажа! На планете Железяка,  очень короткий световой день. Нам необходимо покинуть планету до наступления темноты. Приготовиться к старту! Пристегнуть ремни!

Капитан: Есть приготовиться к старту! Пристегнуть ремни.

Руководитель полета: Внимание! До старта осталось 10 секунд.  Начать обратный отсчёт 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск!

(Звучит звук ракеты)

Слайд № Домой

Руководитель полета: Мы покидаем планету роботов и возвращаемся на Землю. Вы отлично поработали! Предлагаю вам поставить управление кораблём на автоматический режим и пообедать. (Дети обедают).

Слайд № Звездное небо

Руководитель полёта: Внимание! Всем членам экипажа приготовиться к посадке на Землю.

Капитан: Есть приготовиться к посадке!

Руководитель полёта: Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8,… Посадка!

Слайд № Посадка

С возвращением вас, ребята!!!

4.Сюжет «Возвращение».

Космонавтов, встречают родственники.(все радуются, хлопают в ладоши)

Фото- видео репортер  делает фотографии, видео.

Репортер  берет у космонавтов  интервью.

Руководитель полёта: Ребята, нам пришло сообщение  читает: Дорогие ребята, большое спасибо за то, что прилетели и починили нас.

Окончание игры.

Воспитатель объявляет, что полет окончен, желающие полететь в космос завтра, должны подготовиться к следующей экспедиции.

Оценка игры.

Воспитатель благодарит детей, обращает внимание на то, что в течение игры дети справлялись со своими ролями, помогали друг другу, договаривались.

Вопросы к детям: Кто вам понравился сегодня в игре и почему? Кем бы вы хотели быть в следующий раз? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё?

Выход из игры.

Воспитатель: предлагаю продолжить игру-путешествие на прогулке и построить космический корабль из снега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме "Космическое путешествие"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме "Космическое путешествие"...

Совместная образовательная деятельность с детьми в подготовительной к школе группе по теме « Космический пейзаж»

Совместная образовательная  деятельность с детьми в подготовительной к школе группе.В ходе занятия дети знакомятся с одним из видов нетрадиционной техники рисования - граттаж....

Конспект непосредственно - образовательной деятельность в подготовительной к школе группе на тему: "Космическое путешествие".

Цель занятия:Уточнить и систематизировать у детей полученные знания, элементарные представления о космосе, солнечной системе....

Образовательная деятельность по ФЭМП (образовательная область "Познание" с использованием УМК" в подготовительной к школе группе на тему: "Космическое путешествие к математическим берегам"

Образовательная деятельность по ФЭМП (образовательная область "Познание" с использованием УМК")в подготовительной к школе группена тему: "Космическое путешествие к математическим берегам"...

План тематической недели сюжетно – ролевых игр и игрушек в подготовительной к школе группе.

Цель: создание  условия для игровой деятельности воспитанниковЗадачи:формировать игровые умения; доброжелательное отношение к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно...

Календарный план в подготовительной к школе группе на тему "Космическое путешествие".

Данный план будет полезен педагогам подготовительных к школе групп при организации образовательной деятельности на тему "Космос"....

План-конспект сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Конструкторское бюро»

Создание условий для овладения навыками конструирования для разработки необычных цифр в процессе коллективной деятельности....