Моя малая Родина - поселок Ханымей
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

irinamekta

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina_-_poselok_hanymey.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Ханымей Пуровского района


Проект развития краеведения в ДОУ


«Моя малая родина – посёлок Ханымей»








Автор: воспитатель высшей  квалификационной категории

Мекта Ирина Евгеньевна


п.Ханымей, 2020 год

Содержание

1.Введение.

2. Основной этап проекта « Моя малая родина – посёлок Ханымей»

3.Заключение

4.Литература


  1. Введение.

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком  возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

   Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире.

У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет» - так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.

Гипотеза.

Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.

Участники проекта:

Воспитанники группы «Почемучки», МБДОУ «ДС «Солнышко».

Педагоги

Родители

Вид проекта: информационно-творческий.

Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.

Задачи проекта: 

- Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своём посёлке.

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

- Развивать бережное отношение к посёлку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю.

- Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции.

- Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.

Роль родителей в реализации проекта:

- беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;

- оформление папки-передвижки «Моя малая родина – посёлок Ханымей»;

- выставка «Сделаем наш посёлок чище» (совместно с родителями);

- акция «Посади дерево» - на территории ДОУ;

-анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».

            Для наилучшего ознакомления детей с родным краем, его традициями мы создали в своем детском саду мини-музей «Русская изба». В его создании принимали участие не только педагоги ДОУ, но и родители (которые помогали в создании экспозиции музея, пополняя их материалами). Мы посчитали, что это будет интересно не только сотрудникам, но и детям их родителям. Интерес к «истории» возникает из ближнего окружения.

Срок реализации проекта: Краткосрочный, с 05. 10. 2020 – по 30.10.2020г

2.Основной этап проекта «Моя малая родина – поселок Ханымей»

Этапы проведения и реализации проекта:

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи.

1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.

3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1) Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии)

2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности

3) Дидактические игры

4) Пополнение экспонатов в мини-музей «Русская изба»

5) Выставка книг со стихами местных поэтов


2 этап – практический.

Содержание проектной деятельности

Время проведения

Тема

Цели

Форма проведения

05.10- 06.10

«Знаешь ли ты свой поселок?»

Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

Беседа, просмотр презентаций.

«Мой родной посёлок  Ханымей»

Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке.

Рисование

07.10- 09.10

«История возникновения родного посёлка»

Познакомить детей с историей возникновения посёлка, его постройками. Воспитывать интерес к истории посёлка.

ООД, просмотр презентаций.

«Улица, на которой я живу»

Учить передавать красоту родного села

Рисование

Транспорт нашего посёлка.

Знать и различать виды транспорта

Аппликация

12.10– 14.10

«Дом, дом открой свою тайну»

Знакомство детей с крестьянской избой, старинными предметами, воспитывать чувство уважения к прошлому.

ООД,

Просмотр презентаций.

«Придумай названия будущим улицам посёлка»

Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали.

Творческое задание

15.10-16.10

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию»

Учить детей отличать профессии посёлка от профессий города.

Дидактические игры

«Делу – время, потехе – час»

Закреплять знание русского фольклора

Конкурс пословиц и поговорок

19.10- 21.10

«Флора и фауна родного края»

Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края

Экскурсия родителей и детей в краеведческий музей п. Ханымей.

Интернет ресурсы.

«Наш посёлок -Ханымей», рассматривание фотографий

Формировать интерес к «малой родине», познакомить с символикой и достопримечательностями посёлка, воспитывать любовь к родному краю.

ООД, просмотр презентаций.

21.10- 23.10

«Творческие люди нашего поселка» Выставка книг со стихами.

Познакомить детей с местными поэтами, умельцами посёлка.

Беседа

«Наш посёлок»

Знакомить детей с родным посёлком, с его достопримечательностями.

Оформление папки-передвижки

26.10- 28.10

«Животные и птицы нашего края»

Учить лепить, передавая характерные признаки

Лепка

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» См. приложение 1

Приложение 1

Анкетирование родителей

«Масленица»

Знакомство с традициями русского народа

Развлечение

28.10-30.10

«Русская изба»

Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени.

ООД

Сделаем наш посёлок чище.

Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями.



3.Заключение

Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному посёлку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории посёлка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш посёлок, начнут проявлять интерес к событиям поселковой  жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.





Приложение1.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

__________________________________________________________________

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?_______________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?______________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?

__________________________________________________________________

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

__________________________________________________________________

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

__________________________________________________________________




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"

Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....

Проект "Малая родина поселок Даровской"

В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного поселка и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошко...

НОД для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - поселок Газырь"

Данная тема направлена на развитие чувства патриотизма у детей, сначала за свой поселок, а потом и за Родину....

НОД "Моя малая Родина - поселок Газырь"

Материал предназначен для знакомства дошкольников с малой Родиной....

Конспект НОД "Наша Малая Родина- поселок Сухобезводное"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.Любовь к Отечеству начинается с любви к Малой Родине....

Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный».

Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный». Актуальность. Тема воспитания патриотических чувств у детей дошко...

ПРОЕКТ Малая родина - поселок Новокумский (Клягина Н.В)

«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью» ...