Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Лысенко Татьяна Николаевна

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prespektiva_eksperimenty_v_st._gr_no_1vse.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе №1

месяц

Вид экспериментирования

Тема экспериментирования

Задачи

Материалы

сентябрь

Свойства воды

 Какая бывает вода?

Уточнить представления о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму.

Ёмкости с водой, пустые ёмкости, соломинки.

Свойства глины и песка

Песок. Глина. (сухие)

формирование представлений о свойствах сухого песка и сухой глины.

Рассмотрите песок и глину через увеличительное стекло.

-выяснить, одинаково ли хорошо проходят через сито частички песка и глины?

контейнеры с песком и глиной, листы бумаги, лупа, песочные часы.

октябрь

Физические явления

Упрямые предметы

Познакомить с инерцией;

показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

Инерция есть у всех предметов- инерция проявляется не только когда движущиеся предметы останавливаются, но и в момент, когда покоящийся предмет начинает двигаться.

-игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.

Природные и искусственные материалы

Мир бумаги и ткани

Познакомить с разными видами бумаги и ткани; формировать умение сравнивать качества и свойства;

Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства(опустить в ёмкость с водой, смять, разрезать, попытаться разорвать, определить скорость намокания, сделать вывод о сходстве и различии свойств.)

Ткань при погружении в воду становится мокрой, но не рвётся, а бумага размокает и рвётся.

различные виды тканей и бумаги, ножницы, таз с водой.

ноябрь

Свойства воды

Вода – растворитель.

Очищение воды (фильтрование)

Выявить вещества, которые растворяются в воде; (не все вещества растворяются в воде)

Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием

 Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Сосуды разного размера и формы, песок, соль, мука, разные крупы, сахар, соль, красители, ложки, воронки

 (фильтры из марли, ткани, бумажные полотенца, сетки, ватные диски или вата).

Физические явления

О «дрожалке» и «пищалке».

Познакомить детей с понятием «звук»

Выявить причину возникновения звука – дрожание предметов

Какие предметы звучат? Звучат только дрожащие предметы.

звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передается с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов

ученическая линейка, тонкая проволока

декабрь

Физические явления

Испытание магнита.

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими;

Определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Проверка подъемной силы магнита. (Какие предметы поднимает, а какие нет.)

магниты различных размеров, предметы из железа, меди, алюминия, дерева, кусочки ткани, бумаги

Природные и искусственные материалы

«Мой веселый звонкий мяч»

(свойства резины)

Познакомить детей со свойствами резины (эластичность, плавучесть предметов (резина с воздухом плавает, с водой тонет), водонепроницаемость). Уточнить представления об использовании резины человеком.

Сравнивать резину с тканью; доказывать зависимость пользы предметов от материала, из которого они сделаны.

резиновые шары, маленькие резиновые мячи, резиновые игрушки, емкость с водой, тканевые мячи.

январь

Свойства воды

«Твердая вода. Почему не тонет айсберг»

Уточнить представления о свойствах льда: прозрачный, имеет твердую форму (агрегатное состояние воды), в воде не тонет, при нагревании тает и превращается в воду.

Дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.

Таз с водой, рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости; кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов

Природные и искусственные материалы

Древесина, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества -твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде, не притягивается магнитом).

Деревянные предметы, ёмкости с водой, небольшие дощечки и бруски.

февраль

Свойства воздуха

Свойства воздуха

(воздух легче воды)

Формирование представлений о свойствах воздуха.

-воздух заполняет стакан и мешает воде намочить салфетку.

 Ёмкости (таз) с водой, пластиковая бутылка, два пластиковых стаканчика, один из них пустой, другой с приклеенной на дне салфеткой.

Физические явления

Волшебные стеклышки

Познакомить с микроскопом, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Рассмотреть в лупу мелкие предметы.

лупы, микроскоп, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль,

март

Растения

Подарок маме разноцветные растения.

Как растения пьют воду.

Показать сокодвижение в стебле растения.

-ознакомление со строением растений, функциями частей растений, выявить причину потребности растений в воде, показать, как вода влияет на рост растений

2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс белого цвета, веточки сельдерея, петрушки) .

Природные и искусственные материалы

«В мире стекла»

Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое, его применение, проявлять познавательную активность, развивать любознательность. Выявить свойство лупы увеличивать предметы.

небольшие стеклянные предметы, лупы, стекла разного цвета, палочка

апрель

Свойства воды

Свойства воды (солёная и пресная)

-формирование представлений о свойствах солёной воды.

по две емкости, наполовину наполненные водой, поваренная соль, маленькая картофелина или вырезанная из нее рыбка, или сырое яйцо, чайная ложка.

Природные и искусственные материалы

Легкая пластмасса и тяжелый металла

Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая) и металла, изделий из пластмассы и металла. Сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки) по два небольших предмета из стекла, дерева, металла; прозрачные и цветные пластмассовые стаканчики, пуговицы, таз с водой 

май

Свойства почвы

«Почва»

Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы и её цветом

-Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.

-Показать значение почвы для растений и живых организмов.

белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля,

пластиковые стаканчики и вода.

Физические явления

 «Ловим электричество»

(с помощью воздушного шарика)

Познакомить детей с понятиями «электричество»,

Установить причину возникновения статического электричества, познакомить с возможностью снятия его с предметов.

Как увидеть и услышать электричество? (с помощью кусочков ткани и воздушного шарика, расчёски)

 воздушные шары, шерстяная ткань, бумажные человечки, пластмассовые расчески, линейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Вода –как чудо» (Опытно-экспериментальная деятельность)

ull;«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам,•приобретают способность сами ставить вопросы•и получать на них фактические ответы,•оказываясь на более высоком умственном и...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...