«Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Морозова Татьяна  Валентиновна

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» Подготовила воспитатель ГБДОУ №32 Морозова Татьяна Валентиновна

Слайд 2

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим детям самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Слайд 3

В ходе экспериментально – исследовательской деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином явлении. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования). Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит и делает все сам.

Слайд 4

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Слайд 5

Значение исследовательской деятельности для всестороннего развития ребенка Главное достоинство экспериментально – исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольнику (дошкольники прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. В процессе эксперимента идет развитие психических процессов, а именно: обогащение памяти, речи, активизируется мышление, умственные способности, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения и классификации, формулировать полученные закономерности и делать выводы.

Слайд 6

“Живая природа” (растения и животные как жив ые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.). “Неживая природа ” (воздух, вода, почва и др.). “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.). “Человек” (функционирование организма и др.). “Рукотворный мир” (материалы и их свойства). Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям:

Слайд 7

Этапы постановки эксперимента Осознание того, что хочешь узнать Формулировка задачи исследования Продумывание методики эксперимента Выслушивание инструкций и критических замечаний Прогнозирование результатов Выполнение работы Соблюдение правил безопасности Наблюдение результатов Фиксирование результатов Анализ полученных данных Словесный отчет Формулировка выводов

Слайд 8

Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Оптимальные условия для экспериментально – исследовательской работы детей Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

Слайд 9

. Использование уголка природы и огорода на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время.

Слайд 10

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность , Во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности. Во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. В- третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. В-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Слайд 11

Работа с родителями Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность, так как родители полноправные участники образовательной деятельности. Но самой эффективной формой являются практикумы с родителями по экспериментированию. Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей необходимо подготовить консультации по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию можно рекомендовать родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности. Привлекать родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний.

Слайд 12

Спасибо за внимание. Санкт-Петербург 2021год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира

Презентация раскрывает экспериментирование, как метод обучения и один из видов поисково-исследовательской деятельности дошкольников....

Проект " ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ МИРА"

В проекте отображается совместная деятельность воспитанников с воспитателем. Как путем практического экспериментирования происходит путь к познанию нашего мира....

Познавательно-экспериментальный педагогический проект по изучению неживой природы “Детское экспериментирование – путь к познанию мира”

В дошкольном образовательном учреж­дении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме....

Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»

Актуальность темы:    Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного де...

Презентация «Детское экспериментирование- путь познания окружающего мира»

Реализация проекта " Детское эксперементирование- путь познания окружающего мира"...

«Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»

laquo;Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»Цель: Создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельно...