«Путешествие с Монеткиной»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

читаева елена николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 11»

 

 

 

 

Конспект НОД

«Познавательное развитие»

 

Тема:

 «Путешествие с Монеткиной»

 

 

 

Составила воспитатель:

Читаева Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новомосковск

2019 -2020 уч.г.

Конспект НОД

«Познавательное развитие»

Тема: «Путешествие с Монеткиной»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

 Образовательная область «Познавательное развитие»

 Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Образовательные:

- применять первичные экономические знания на практике;

- продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы;

- расширять и активизировать словарный запас дошкольников;

- закреплять умение классифицировать предметы по определённым признакам;

- научить понимать назначение денег;

- дать детям представление о денежной единице;

- показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;

- совершенствовать навыки счета на примере денежной монеты в разных достоинствах,

- учить детей сравнивать, анализировать, соотносить потребности и возможности («хочу» и «надо»)

- формировать у воспитанников представление о роли денег в нашей жизни.

- способствовать формированию культуры обращения с деньгами.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- развивать память, мышление, воображение;

- способствовать всестороннему развитию личности;

- расширять представление о труде, его роли и значимости в жизни человека.

Воспитательные:

- воспитывать:

социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание учиться, умение планировать свою деятельность;

финансовую культуру;

познавательный интерес;   

доброжелательные и дружеские отношения.

Словарная работа: определение понятий и введение в словарь дошкольников слов: «потребности», «семейный бюджет», товар, цена, купюры, банк, заработная плата, достоинство монет, электронные деньги, пластиковая карта, эволюция денег.
Предварительная работа: знакомство с профессиями, предметами труда, руководство педагогом сюжетно-ролевыми играми «Магазин», «Кафе», «Сбербанк» и др.. изготовление кошельков из бумаги, работа с лэпбуком «Путешествие в экономику», «Деньги», проведение дидактических игр экономического содержания «Товарный поезд», «Маршруты товаров», «что и когда лучше продавать». «что быстрее купят»;  настольно-печатных «Отличник», «Миллионер», «Менеджер», просмотр мультфильмов из серии Фиксики – Фикси-советы «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы».

        Использование наглядных пособий и оборудования достаточно: интерактивная доска с презентацией, книжки – липучки «Путешествие с Монеткиной» с раздаточным материалом: бумажные деньги разных стран, картинки из серии – продукты, семейный бюджет (доходы и расходы), что можно и нельзя купить, эволюция денег, где можно хранить деньги.

 

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, куда мы с вами недавно ходили на экскурсию?

Ответы детей:

В книжный магазин.

Воспитатель: Как вы можете объяснить, что такое книжный магазин?

Ответы детей: Это здание, где продают книги.

Воспитатель:- Правильно. Я сегодня тоже зашла в книжный магазин и купила для вас очень интересную книгу, но о чем она, вы узнаете, отгадав загадку.

 «Бывают они медные, блестящие, бумажные, Но для любого из людей, поверьте, очень важные!  Что это?»

Ответы детей: - Это деньги

Воспитатель: Совершенно верно - «деньги».

А книга называется «Монеткина в стране денег». Сегодня мы будем работать с этой книгой, но прежде чем мы начнем это делать, подумайте,  для чего людям нужны деньги?  

Ответы детей: - Для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений; для оплаты услуг; для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным.

Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги?

Ответы детей: - Люди работают и за это получают деньги

Ведущий: - Совершенно верно. Вот сегодня мы и поговорим о деньгах, а поможет нам в этом книга, которую я купила, и ее хозяйка Монеткина. Воспитатель показывает книгу, рассматривают обложку. Ребята, открываем книгу, смотрим, Монеткина предлагает вам выполнить задание. Надо будет пройти путь появления денег. Это называется эволюция денег. Здесь указаны деньги, которые были раньше и какие есть сейчас, вам надо под название денег выложить соответствующую картинку.

Дети выполняют задание

Воспитатель: - Давайте проверим, как вы выполнили это задание и назовем путь появления денег.

Ответы детей: -Под стрелкой, указывающей Натуральные деньги – выложили карточку с различными предметами,

Под стрелкой, указывающей Металлические деньги – выложили карточку с металлическими пластинами и предметами,

Под стрелкой, указывающей Первые монеты – выложили карточку со старинными монетами,

Под стрелкой - бумажные деньги – выложили карточку со старинными бумажными купюрами,

А под стрелкой современные - выложили карточку с современными бумажными купюрами,

И последнее – электронные – выложили карточку с пластиковыми карточками.

Воспитатель: – Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.

– Удобны ли были такие деньги?

Ответы детей: (животных нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся, ракушки, которые могут расколоться.)

Воспитатель: – Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. 

– Каковы преимущества металлических денег?

Ответы детей:

Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар

Воспитатель:

– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой?

Ответы детей: - Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны. ….

Воспитатель: - Переходим на следующую страницу. Задание, следующее.

Подумайте, как слово «деньги» можно сказать на английском языке? (Money)  А как называются Российские деньги? Немецкие деньги? Американские?

 

Воспитатель: - А, как одним словом можно назвать деньги других стран?   

Да, ребята, валюта – это денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства. Слово «валюта» придумали в далекие времена в солнечной Италии. Дословно оно переводится  как «цена» или «стоимость»

Задание: надо выложить карточки и назвать валюту разных стран.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Проверяем, кто, как выполнил это задание.

Воспитатель: -А сейчас упражнение на внимание. Надо подобрать половинки к денежным купюрам.

Но перед этим выполним пальцеигротренинг «Страны и деньги»

 

Во всем мире много стран           обеими руками нарисовать большой круг в

                                                                                  воздухе

Посчитаем: Казахстан,              ладони перед собой с широко расставленными

                                                                                 пальцами

Индия, Япония, Россия и Эстония,       загибать пальчики начиная с большого

Китай, Корея, Франция,                                  пальца правой руки

Молдавия, Малайзия

И еще десятки разных,                          сжимаем и разжимаем кулачки в ритм

Стран больших разнообразных.                                словам

Назову сейчас я вам                                 щелкаем средними и большими

Деньги этих разных стран:                 пальцами обеих рук, сжимаем кулачки

Рубль, доллар, франк, юань,                разжимаем пальцы с указательного на

Лира, евро, лат, динар.                                Обеих руках начиная с правой

Теперь сначала все начните,                погрозить указательным пальчиком

И за мною повторите!

 

Воспитатель:

Открываем следующую страницу

Монеткина предлагает выполнить следующее задание.

Надо вам разложить карточки, указывающие, где можно хранить деньги, а где нельзя.

 Выполнив это задание мы с вами узнаем, где можно хранить деньги.

Воспитатель: - Так, где же можно хранить деньги? В кармане можно?  А в копилке?

Когда я была маленькой у меня тоже была своя копилка. Позже я узнала, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Давайте все же назовем, где же можно хранить деньги

Ответы детей: - В копилке, кошельке, на карточке, в банке.

Воспитатель: - А что такое Банк?

Ответы детей: - Это   - помещение, специальный дом для денег, где их можно хранить

Воспитатель: - Для вас там создают специальный депозитный счет, на котором будут находиться ваши деньги, выдают кредит, проводятся оплаты, переводят заработную плату людям и т.д.  

 

Воспитатель: - Переходим на следующую страницу. В каждой семье, каждый ее член зарабатывают за свой труд деньги, они их приумножают и настает пора их потратить. Глава семьи  рассчитывает семейный  бюджет. Вспомните, что такое бюджет?

Ответы детей: - Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Воспитатель: - А что же такое доход?

Ответы детей - Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

Воспитатель: - А расход?

Ответы детей: - Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.

Мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет.

Монеткина предлагает   схему доходов и расходов семьи.

Воспитатель: Нам надо распределить все доходы и расходы

Дети выполняют задание и объясняют свой выбор.

 

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Воспитатель: Ребята, скажите, все ли можно купить за деньги?

Ответы детей: Есть вещи, которые не купишь за деньги.

Воспитатель: Монеткина предлагает выполнить задание «что можно, а что нельзя купить за деньги.

Открываем страничку книги и начинаем выполнять задание, вам надо отметить, что можно купить фишками зеленого цвета, а что нельзя -  красного цвета

Дети выполняют задание, после этого проверяется правильность его выполнения.

Воспитатель: Так что же можно купить, а чего нельзя купить за деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте сейчас отдохнем и сделаем офтальмологическую гимнастику «Монетка»

Вам надо взять монетку на палочке, слушать внимательно слова и выполнять движения согласно услышанных слов. (снятие зрительного утомления)

Монетка  бежит вправо, монетка бежит влево.

Дети делают медленные движения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы, с ориентиром на зрительные метки, на деревянную палочку с «монеткой» на конце.

И снова это делает она очень умело.

Повторяют те же движения.

Монетка к носу движется, а потом обратно.

На неё смотреть нам очень приятно!

Переводят взгляд с дальней точки на ближнюю и наоборот.

Воспитатель: И вот мы подошли с вами к последней странички книги и Монеткина предлагает вам игру «Идем за покупками»

Мама посылает вас в магазин, за продуктами, у вас определенное количество выданных вам денег. Куда вы положите деньги?

Ответы детей: - В кошелек, в карман, в сумку.

Воспитатель: - Да, надежней всего их положить в кошелек. Откроем наши кошельки, достанем деньги и посчитаем их, у кого сколько.

На прилавке выложены продукты питания с ценниками, на которых обозначена цена товара.

Вам надо приобрести тот товар, который сказала купить мама и на те деньги, которые она вам выдала.

Пожалуйста, выбирайте товар.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Расскажите, как вы выполнили задание мамы.

Ответы детей:

1 реб. Мама дала мне 20 рублей и сказала купить яйца, мясо, фрукты,

Я купил все продукты, потратил восемнадцать рублей и у меня осталось еще 2 рубля.

Воспитатель: Молодцы с этим заданием мы справились. Вам понравилось наше путешествие-игра?

Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Ответы детей?

Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, где могут пригодиться знания, которые вы получили во время нашего путешествия в страну денег.

Мы с Монеткиной играли,

Ее задания выполняли,

Про деньги многое  узнали.

Где хранить и как копить,

Как доход определить.

И расходы оплатить

Пригодятся эти знания

В дальней  жизни нам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ekskursiya_k_vodoyomu.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект прогулки в стили геокешинга.

        Цели:

Стимулировать развитие мыслительных способностей.

Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач.

        Задачи:

Образовательные:

Закрепить у детей умение ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута.

Продолжать закреплять знания детей, полученные ранее.

Развивающие:

Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач, уметь выходить из сложных ситуаций.

Развивать познавательную деятельность детей  

Воспитательные:

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

 Формировать навык коллективного общения и активности.

 Создать радостное, эмоциональное состояние.

        Оборудование необходимое для проведения прогулки:

- карта территории детского сада

- записки с заданиями

- фотографии с фрагментами

- большая банка, вода, стаканы, контейнер пластмассовый

- бумажные самолёты

- Коробка с завязанными верёвочками

- спортивный инвентарь (конусы, обручи, мешочки для равновесия)

- картонные планшеты, фломастеры,

- коробка с игрушками.

Ход прогулки:

        Воспитатель выходит с детьми на прогулку.

        Идут на свою площадку.  По дороге, обсуждают вопросы, «Какое сейчас время года?», «Какая сейчас погода», каждый ребёнок говорит свой вариант.  Воспитатель уточняет у ребят, все ли согласны.

        Придя в беседку, дети замечают, что из ящика пропали все игрушки. Вместо них на дне ящика лежит письмо: «Вы уже большие, скоро идёте в школу. Игрушки вам не нужны.  Я их спрятал.  Вреднюка Злюкович»

        Воспитатель обсуждает с детьми ситуацию. Что теперь делать, как играть?

 Воспитатель: может этот Вреднюка решил с нами поиграть?

        В этот момент приходит сообщение на телефон.  «Если хотите найти игрушки, обойдите беседку слева».

Воспитатель уточняет у детей, куда им надо идти. Вместе обходят.

        За беседкой лежит большой конверт. В нём, находиться карта детского сада и первая подсказка (фотография)

        Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту детского сада. Уточнить, где находиться здание детского сада, где на карте нарисован участок группы, что ещё дети узнали на карте.

         Воспитатель: Тот, кто забрал наши игрушки предлагает пройти по определённому маршруту. Какому, пока не понятно. Но вы обязательно справитесь!

        Воспитатель: Посмотрите, здесь есть ещё и фотография. Как вы думаете, что это?

        На фотографии фрагмент песочницы.

         В песочнице дети находят, большую пустую банку, на дне которой лежит пластмассовый контейнер, на банке прикреплена записка «Достаньте контейнер» и рисунок на котором перечёркнута рука.

        Воспитатель обсуждает с детьми. Что значит рисунок (нельзя руками трогать банку или контейнер) и как можно выполнить задание.  Просит детей предложить свои варианты.

        Обратив внимание детей на стоящее рядом ведро с водой и пластмассовыми стаканами. Предлагает им по очереди наливать воду в банку, акцентирует внимание на свойстве пластика, что он не тонет. Пластиковый контейнер поднимается на поверхности воды. Достают контейнер с заданием. В нём лежит карта участка, нарисованная ребёнком, но разделена на несколько частей. Ребята собирают план, на котором красным крестиком отмечен стол, расположенный на участке.

         Под столом, под крышкой, в файле лежат самолёты, которые дети сделали и раскрасили накануне. Предложить устроить соревнования, по дальности запуска самолётов (1-2 раза).  Дети встают в одну линию, возле беседки и со словами «Раз, два, три. Самолётик мой лети». Запускают одновременно самолёты. Воспитатель уточняет у детей, что ещё может летать. (ракета, воздушный шар, параплан и т.д.)

        Приходит сообщение на телефон о следующем задании:

Воспитатель читает постепенно, давая детям время на выполнение задач. Дать возможность самостоятельно определить, кто из детей будет выполнять задание. Сориентироваться куда надо подойти, при необходимости попросить детей помогать. Совместно уточнять направление движения, считать шаги.

        «Пусть один мальчик и одна девочка подойдут к голубой качели, повернуться лицом к зданию сада и сделают 5 шагов вперёд, 3 шага влево, 3 шага вперёд, 2 налево…» (Подвести к входу в беседку).

         Слева на столбе следующее задание, куда надо отправиться. В конверте фотография горки с другого участка. Обсудить с детьми, где это находиться, попросить показать этот участок на карте.

Все вместе проходят к соседнему участку.

        Сверху, на горке, стоит коробка, перевязанная несколькими верёвками и завязанная на много узлов (верёвки разные по толщине) обсудить с детьми, как распаковать коробку. Предложить по очереди развязывать узлы. Обратить внимание на толщину верёвок, выяснить какую легче развязывать толстую или тонкую.

        В коробке лежит толстая плёнка с нарисованным маршрутом.

Воспитатель предлагает детям приложить плёнку к карте, совместив условные обозначения, дети смогут увидеть, куда им идти. Следующее место спортивная площадка.

        Идя на спортивную площадку, дети вспоминают виды спорта, соотнося к летним и зимним.

        На площадке спортивный инвентарь и задача для эстафеты.

Воспитатель уточняет у детей, что такое эстафета. Для её организации ребятам надо решить задачу.

        Воспитатель предлагает встать спиной к зданию детского сада. Слева будут обручи, справа поставить конусы.

        «Положить друг за другом столько обручей, сколько получится при сложении 3 и 2. Затем поставить столько конусов, сколько получиться, если от 9 отнять 4»

 Дети расставляют все элементы.

Воспитатель: Что можно сказать про количество инвентаря с каждой стороны? (одинаковое, равное)

        Воспитатель объясняет ход эстафеты.

        На старте, стоит корзина с мешочками для равновесия. На дне корзины, под мешочками загадка. Их надо положить на голову и аккуратно пройти, обходя конусы, положить в другую корзину и обратно попрыгать на двух ногах через обручи. Когда корзина опустеет, мы сможем прочитать загадку. Воспитатель уточняет, всем ли понятны правила и просит ребят повторить их.

        После окончания эстафеты воспитатель показывает ребятам пустую корзину с загадкой, но предлагает её прочитать, когда они уберут инвентарь на место.

        После уборки воспитатель предлагает прочитать загадку.

Загадка:

На поле футбольном они помогают,
Голы на себя они принимают,
Кричит болельщик, от радости гол,
Если вдруг мяч в них случайно зашел.
Уточняет у детей про что была загадка, куда, по их мнению, теперь надо поройти?

         Подвести детей к необходимости подойти к футбольным воротам. У ближних ворот, ни чего нет, значит надо подойти к другим.

        Дети находят коробку, в которой лежат 4 листа с контурами радуги и фломастерами. Воспитатель обсуждает с детьми, какое задание им предстоит сейчас выполнить. Предлагает разделиться на пары и раскрасить радугу в нужные цвета. Дети вспоминают последовательность расположения цветов в радуге. Листы прикреплены к картонным планшетам.

   Когда дети заканчивают раскрашивать, воспитатель просит показать результаты, обсуждают с детьми, правильные ли радуги у них получились.       Воспитатель сообщает, что пришло очередное сообщение на телефон «Садитесь в автобус»

   Воспитатель просит детей вспомнить, на какой площадке стоит автобус. Просит показать на карте. Предлагает пройти к нему.

   Подходя к автобусу, воспитатель уточняет с детьми, что автобус — это общественный транспорт, просит детей вспомнить, как надо себя вести в таком месте.

   Сев в автобус, дети находят коробку, к которой сверху прикреплено письмо.

«Ребята, я увидел какие вы дружные, умные и сообразительные. Решил вам подарить новые игрушки»

   Дети открывают коробку, в которой лежат новые игрушки для песочницы.

Воспитатель: ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

   Воспитатель даёт положительную оценку действиям детей, обращая внимание на их совместные старания.

   Просит детей рассказать, что, кому больше понравилось, с чем было легко справиться, а что вызвало затруднения. Узнаёт у детей, хотели бы они ещё раз сыграть в такую игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект НОД «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие с Монеткиной»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 11»    Конспект НОД «Познавательное развитие» Тема: «...