Беседа по окружающему миру"Путешествие в страну лекарственных растений"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

 

Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать представление детей о разнообразии лекарственных трав,

вызвать желание узнавать новые факты о них, познакомить

с народными названиями целебных трав – (молочник, пуховик, белюшка, пупавка, закрепить знание об опасных растениях.

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, память, речь, расширять словарный запас за счёт новой информации, развивать мелкую моторику, познавательный интерес, коммуникативные навыки.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к лекарственным травам, формировать бережное отношение к природе, навыки совместной деятельности.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с лекарственными растениями, игры с прищепками, рассказ воспитателя о полезных свойствах растений.

Чтение художественной литературы, сказок, рассказов, заучивание стихотворений по теме.

Дидактические игры: «Цветочный магазин», «Узнай по описанию», «Узнай по запаху», «Собери растение».

Продуктивная деятельность: (рисование, аппликация).

Оборудование и материалы:

Слайды с изображением трав, прищепки разных цветов,

шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка, лукошко с засушенными травами, карточки с опасными и полезными растениями, фломастеры.

Ход занятия:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_rasteniya.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Ознакомление с окружающим миром в средней  группе «Путешествие в страну лекарственных растений»

Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать представление детей о разнообразии лекарственных трав,

вызвать желание узнавать новые факты о них, познакомить

с народными названиями целебных трав – (молочник, пуховик, белюшка, пупавка, закрепить знание об опасных растениях.

Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, память, речь, расширять словарный запас за счёт новой информации, развивать мелкую моторику, познавательный интерес, коммуникативные навыки.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к лекарственным травам, формировать бережное отношение к природе, навыки совместной деятельности.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с лекарственными растениями, игры с прищепками, рассказ воспитателя о полезных свойствах растений.

Чтение художественной литературы, сказок, рассказов, заучивание стихотворений по теме.

Дидактические игры: «Цветочный магазин», «Узнай по описанию», «Узнай по запаху», «Собери растение».

Продуктивная деятельность: (рисование, аппликация).

Оборудование и материалы:

Слайды с изображением трав, прищепки разных цветов,

шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка, лукошко с засушенными травами, карточки с опасными и полезными растениями, фломастеры.

Ход занятия:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель: А сейчас улыбнитесь друг другу, гостям и садитесь

на стульчики.

Ребята мы с вами уже много беседовали о растениях. Мы

установили, что огромное царство растений делится на три

группы. Какие?

Дети: (деревья, кустарники, травы).

Воспитатель: А сегодня мы отправимся в третье государство,

царство растений – государство трав.

В давние давние времена не было лекарств, не было таблеток,

но зато кругом росли разнообразные травы.

Вот и пригласила я вас поговорить о лекарственных растениях,

целебных травах.

Травы – первые растения, которые просыпаются весной.

Слайд №2

Лес как сказочное царство

Там кругом растут лекарства

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки

Ну, а, как и чем лечить мы

Мы вас можем научить.

Ребята, послушайте загадку:

На зелёной круглой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал

И развеял этот шар.

Дети: Это одуванчик (слайд №3)

Выходит ребёнок в шапочке одуванчика.

Ребёнок: Я одуванчик. У меня есть корень, длинный и тонкий,

прямой стебель, слегка резные листья и желтый цветок.

Когда цветок отцветает, он становится похож на пушистый белый

шарик.

Воспитатель: Одуванчик, а чем же ты полезен?

Одуванчик - ребёнок:

Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик

Я везде произрастаю, меня даже дети знают.

Аппетит я повышаю и при кашле помогаю.

Воспитатель: Ребята, совсем молодые, нежные листья

Одуванчика идут на приготовления салата. Но чтобы убрать

горечь, нужно листики просто залить кипятком на несколько

минут. Листья и корни помогают при кашле. А из самих цветков

варят варенье, похожее на мёд. Отвар одуванчика помогает при

ожогах. Это растение имеет много названий. Кто–то называет

его молочником, кто–то пуховиком. Но самое известное его

название – одуванчик.

Игра: «Одуванчик»

- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне

растут (дети встают)

- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают

поднятыми вверх руками).

- Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).

- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие

парашютики (дети приседают).

- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики.

(дети встают два раза). Садятся.

(слайд № 3)

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран.

Ребёнок в шапочке подорожника.

Я подорожник. Расту я вдоль дорог, часто люди проходят мимо

меня и не замечают. Но если кто–нибудь в пути обрежется,

поцарапается, натрёт ногу, сразу вспомнят о подорожнике.

Нужно сорвать листья, сполоснуть их в воде и приложить к ранке

- они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться.

Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные

свойства.

Ребята подорожник он - путешественник, хотя вроде и сидит

неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают

на обувь и на колёса машин и разносятся по всем дорогам.

Слайд № 4

Воспитатель:

Стоит в лесу кудряшка

Белая рубашка

В середине золотая

Кто она такая? (ромашка)

Ребёнок: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту я как

сорняк, по полям, по лугам, вдоль дорог, около жилья. Мои

цветы и листья имеют горький вкус и сильный аромат.

Пчёлы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне

за мёдом.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лечит ромашка?

Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот,

ополаскивать волосы. Используют как успокаивающее средство.

Воспитатель: Ромашку применяют в косметических целях, при

изготовление кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.

Спасибо тебе, ромашка, за твои целебные свойства.

Игра: «Собери цветок»

Слайд №4

Воспитатель: Есть травка, которую боятся все.

Ой, не трогайте меня

Обожгу и без огня. (крапива)

Ребята, а чем же она полезна?

Дети: Из неё щи варят и голову настоем крапивы моют.

Воспитатель: Уникальные свойства растения пополняют в

организме утраченные силы, снимают синдром хронической

усталости. Одна крапива заменит семерых врачей – говорит

народная мудрость.

Ребёнок: читает стихотворение.

У апреля первые цветы

Всюду на лужайке расцвели

К солнцу поднимаются стебельки

Желтые цветочки от земли.

Воспитатель: Ребята вы догадались, что это за травка?

Дети: Мать – и – мачеха.

Слайд №5

Воспитатель: Да, это самый первый весенний цветок, растёт

повсюду. А вы знаете, почему он так называется?

Дети: У него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с

другой холодный – мачеха.

Воспитатель: А чем же полезна эта травка?

Дети: Ей лечат кашель, заваривают и пьют как чай, помогает при

зубной боли, насморке.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем.

Игра «Угадай по запаху»

(Детям предлагаются мешочки наполненные листьями трав)

Воспитатель: А теперь закройте глазки (положить в рот клюкву)

Что это за ягода пришла к вам из болота? (клюква)

Слайд №6

Ребята, а чем она полезна клюква?

Дети: Из неё можно приготовить морс, он помогает при

простуде, снижает температуру.

Воспитатель: значит, какая это ягода?

Дети: Полезная, лекарственная, целебная.

Воспитатель: Ребята, садитесь на места и посмотрите на экран.

Слайд №7

В нашей Владимирской области есть такое растение, которое

может заменить вату.

Это мох сфагнум или торфяной. Он впитывает влаги в двадцать

раз больше, чем обыкновенная вата. В военное время мох

использовали в качестве перевязочного средства. Его применяли

для очистки ран. И раны быстрее заживали.

Как про лекарственные растения можно сказать

Как можно их достоинство охарактеризовать?

Слайд№8

Дети:

Это травы жизни

Растения целители

Живая сила

Растения, дарящие бодрость

Кладовая витаминов

Творение природы

Удивительные помощники здоровья.

Психогимнастика.

Воспитатель: Ребята закройте глазки.

Нам хорошо и приятно.

Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат лекарственных

трав.

Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему

живому на нашей планете и будем оберегать всё живое.

Откройте глазки.

Звучит музыка, и входят лесные жители: медведь и лиса.

Здравствуйте ребята, нас к вам прислала умная Сова.

Она сказала, что вы всё знаете о лекарственных травах и нам

поможете.

Воспитатель: Ребята поможем медвежонку и лисичке.

Медведь: Чем нужно лечиться, если заболит горло?

Дети: (отваром ромашки).

Лиса: А если простуда, сильный кашель?

Дети: (отвар мать–и–мачехи).

Медведь: А если поранился?

Дети: (нужно приложить подорожник).

Лиса: Ожог?

Дети: (От ожога помогает отвар одуванчика).

Воспитатель: Медвежонок, Лисичка, но есть ещё и опасные

растения. Ребята какие?

Слайд№9

Дети: Волчье лыко, борщевик, клещевина, лютик.

Воспитатель: Правильно ребята, возьмите карточки и красным

фломастером отметьте лекарственные растения, а синим

опасные.

И карточку подарим нашим лесным гостям, чтобы они

не путали полезные и опасные травы.

Дети выполняют задания и дарят зверятам.

Медвежонок: Вот спасибо ребята, а мы тоже к вам не с пустыми

руками пришли. Мы принесли вам пирог с моей любимой

ягодой малиной. Ну а нам пора возвращаться домой.

Воспитатель: Ребята давайте попрощаемся с нашими друзьями.

Скажем им спасибо за вкусный пирог.

Дети прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экологии в старшей группе "Путешествие в страну лекарственных растений"

Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, умение находить ударный гласный звук, умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), монологическую речь; развиват...

Конспект открытого НОД по социально-личностному развитию « Путешествие в страну лекарственных растений »

материал направлен на воспитание дошкольников к бережному отношению к природе, природному наследию нашего края, привитию  коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, наблюдательности ...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир лекарственных растений Чувашии»

Программные задачи:— познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями Чувашии;— развивать любознательность;— развивать ценностное отношение к природе родного края;&mdash...

Конспект ОД по окружающему миру во второй младшей группе на тему "Путешествие в страну лекарственных растений по сказке "Колобок"

Цель: Ознакомление детей с лекарственными растениями и их применением. Воспитывать бережное отношение к растениям.Задачи:Обучающие:Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством орга...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группы "Лекарственные растения: друзья и враги"

Цель:- Расширять и закреплять представления детей о лекарственных растениях, их пользе для человека и правилах их сбора/применения....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Конспект  по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Лекарственные растения»Воспитатель : Качура Л.В Цель: расширить представления детей о лекарствен...