Конспект совместной деятельности (познавательно-исследовательская) в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект совместной деятельности (познавательно-исследовательская) в старшей группе

 Тема: Свойства бумаги

 

Цель: расширение представлений о разных видах бумаги  ее качествах и свойствах

 

Задачи:

-образовательная:  совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;

-развивающая: развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление, воображение, сообразительность;

-воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Материал: бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага, альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Ёмкость для воды, вода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности (познавательно-исследовательская) в старшей группе

 Тема: Свойства бумаги

Цель: расширение представлений о разных видах бумаги  ее качествах и свойствах

Задачи:

-образовательная:  совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;

-развивающая: развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление, воображение, сообразительность;

-воспитательная: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Материал: бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага, альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Ёмкость для воды, вода.

Ход организованной образовательной деятельности

этапы

содержание

Организационный момент (создание мотивации)

Воспитатель показывает детям кораблик сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения

 Кораблик непрочный, кораблик бумажный

В потоке воды он несётся отважно

К неведомым странам, в чужие места.

Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

Тогда смелее в путь.

Воспитатель: Вот мы с вами и в бумажной стране.

Посмотрите сколько много разной бумаги на столе, давайте присядем с вами за столы.

Дети садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

Основная часть (состоит из подэтапов, включает физминутку)

Воспитатель: В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

В. Вся бумага одинаковая?

В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

В. Я предлагаю вам поиграть в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет какой он на ощупь, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющаяся, альбомная).

В. Ребята как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

В. А знаете ли вы, из чего делают бумагу? (Ответы детей).

В. Правильно из дерева.

Подойдите ко мне и я вам расскажу как же это было. (дети и воспитатель подходят к мультимедиа).

В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.

В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой.

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец.

А на Руси писали на берёзовой коре – бересте.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев.

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

В. Ребята расскажите какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

Физкультминутка.

В. Ребята я предлагаю вам поиграть в игру:

“Бывает, не бывает”.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.

(Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

В. Молодцы ребята.

В. Читает загадку

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами!

Дети: Бумага.

Воспитатель: Все предметы, которые я перечислила  сделаны из бумаги, правильно ребята?

Есть такие сорта бумаги которые прочнее камня, крепче кирпича они в огне не горят и в воде не тонут. Есть непромокаемая бумага, не шелестящая, даже есть бумага тоньше человеческого волоса. Ребята, а какие свойства бумаги вы знаете?

Дети: бумага рвётся, мнётся намокает, горит.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проверить, так ли это на самом деле? Согласны? Тогда пройдёмте со мной в лабораторию.

Дети присаживаются за столы.

- А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Мнется? (Скручивается, сгибается). (Ответы детей).

А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Дети: Бумага рвется, значит она непрочная.

Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой?

Дети: Она промокает.

Воспитатель: А сейчас посмотрите, что происходит с бумагой (разрывается на части). А как вы думаете, можно бумагу соединить? Как? (Склеить, сшить, переплести).

Посмотрите ребята на интересное свойство бумаги которое я вам покажу. С помощью ножниц можно полоску бумаги скрутить протянув ножницами по бумаге. Что получилось?

Дети: Бумага скрутилась.

В. Итак, какие свойства бумаги вы узнали?

Дети: Бумага мнется, рвется, намокает в воде, скручивается.

В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу) В. Вы встречался с ней раньше?

В. Как вы думаете, для чего она нужна?

В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

В. Обследуем копировальную бумагу.

В. Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

В: Ребята возьмите один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети: Два.

В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положите копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

рефлексия

В. Сколько рисунков у вас получилось?

В. Как вам удалось это сделать?

В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

(ответы детей)

В. Молодцы ребята.

В. Расскажите, о чем мы сегодня разговаривали? Что нового узнали? Какие бывают виды бумаги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности взрослых и детей старшей группы по изобразительной деятельности. Конструирование из нетрадиционных материалов «Летающая тарелка»

Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе "Летающая тарелка". Конструирование из нетрадиционных материалов....

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе по познавательно - исследовательскому развитию с использованием ЭОР на тему: "Как хлеб на стол пришёл."

Конспект совместной деятельности с детьми в старшей группе по познавательно - исследовательскому развитию с использованием ЭОР на тему: "Как хлеб на стол пришёл."Цели: Рассказать как на стол...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по познавательной деятельности на тему: «Наши помощники»

В ходе совместной деятельности в игровой форме воспитатель формирует представление детей об органах чувств человека (глаза, нос, уши, язык, кожа), их функциях и значении.        ...

Конспект совместной деятельности познавательно-исследовательская деятельность в рамках проекта «Любимые места моего города»

Тема: «Путешествие по городу АбакануЦели: Создание условий для формирования патриотического сознания у детей дошкольного возраста.Задачи:расширять представления детей, о достопримечательнос...