Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по познавательной деятельности на тему: «Наши помощники»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Грибанова Светлана Валерьевна

В ходе совместной деятельности в игровой форме воспитатель формирует представление детей об органах чувств человека (глаза, нос, уши, язык, кожа), их функциях и значении.                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_pomoshniki.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы по познавательной деятельности на тему:

«Наши помощники»

Цель: Формировать представление детей об органах чувств человека (глаза, нос, уши, язык, кожа), их функциях и значении.                                                                                                          Задачи:

  1. Развивать зрительное внимание, наглядно-образное мышление.
  2. Развивать слуховое внимание, правильное звукопроизношение, двигательную активность.
  3. Учить различать запахи.
  4. Учить различать и называть вкус разных продуктов.
  5. Закреплять умение определять предметы на ощупь и называть их.

     6.  Развивать речь детей, отвечать на вопросы воспитателя.

     7. Воспитывать уверенного в себе ребенка с чувством собственного достоинства, знающего свой организм.

     8. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

 Словарная работа: прямой, курносый, широкий, длинный, с горбинкой нос, белокожие, темнокожие, смуглые, желтолицые

Материал: Скелетоша; картинки-символы (глаза, нос, уши, язык, рука); картинки органов чувств; предметные картинки; посуда для игры чудесный мешочек; чудесный мешочек; музыкальные инструменты; ложки деревянные, пакет, крышки от кастрюль, карандаши, бутылка с водой, расческа, емкости с крупами; мяч; Буратино; апельсин, чеснок, кофе, банан, батон, шоколад; палочки для канопе, лук, лимон, шоколад, соленый огурец, поднос, салфетки; пузырь со льдом, банка с горячей водой; геометрические фигуры в чудесном мешочке; фломастеры, листы с человечком для выполнения штриховки.

Предварительная работа: Чтение произведений: «Ребятишкам про глаза» Н. Орлова, «Знай свое тело» М. Лазарев, «Где очки?» Ю. Тувим, «Очки» А. Барто, «Зачем носик малышам?» Ю. Прокопович, «Мой замечательный нос» Э. Мошковская, «Стихотворение об ушах»

Э. Мошковской, «Гном» И. Токмакова, «Про нос и язык» Е. Пермяк,

«Скелет», «Руки», «Ноги», «Уши», «Нос», «Глаза», «Кожа», «Это я!» Н.А. Кнушевицкая, «Уши и язык» Е. Бандуренко; разучивание считалок; загадывание загадок.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент:

Приходит Скелетоша.

- Вы меня не боитесь? Смотрите какой я красивый, худенький.

Воспитатель: - Какой же ты красивый? У тебя одни кости, нет внутренних органов, нет ни носа, ни глаз, ни ушей.

Скелетоша: - А зачем они мне нужны, мне и без них хорошо.

Воспитатель рассказывает стихотворение и выкладывает картинки-символы.

                       Есть пять помощников на службе у тебя,

                       Не замечая, их используешь шутя:

                       Глаза тебе даны, чтоб видеть,

                       А уши служат, чтобы слышать,

                       Язык во рту, чтоб вкус понять,

                       А носик – запах различать,

                       Руки – чтоб ласкать, трудиться,

                       Воды из кружечки напиться.

                       И ни к чему твоя тревога,

                       Они всегда тебе помогут.

Воспитатель: - Давайте, перечислим и покажем еще раз Скелетоше наших помощников.

Скелетоша: - А все ли они вам нужны? Мне, кажется, что глаза вам совсем не нужны.

  1. Глаза – орган зрения.

Разберемся вместе дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Воспитатель рассказывает стихотворение и выкладывает картинку «глаза».

Воспитатель: - Давайте опытным путем проверим, нужны ли нам глаза?

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Дети по очереди вынимают игрушку и называют ее цвет: «Эта игрушка зеленая» или «Эта игрушка красного цвета».

Воспитатель: - Дети, а как вы об этом узнали? (Увидели глазами)

Потом ребенку предлагают закрыть глаза, достать игрушку и определить ее цвет.

Воспитатель: - Дети, почему вы не смогли назвать цвет игрушки? (Глаза были закрыты, не видели)

Затем воспитатель показывает картинки и предлагает определить, что на них нарисовано, тоже с закрытыми глазами.

Воспитатель: - Дети, почему вы не смогли назвать, что изображено на картинках? (Не увидели, глаза были закрыты)

Воспитатель: - Да, видеть – это очень хорошо, вот какие помощники есть у человека – глаза. А что мы с вами можем увидеть, когда глаза открыты? (Друг друга, едет машина, светит солнце и т. д. Все можно увидеть)

Воспитатель: - А теперь закройте глаза. Что я делаю? (Не знаем, потому что глаза закрыты)

Воспитатель показывает различные движения.

Воспитатель подводит детей к понятию, что с закрытыми глазами ничего нельзя увидеть.

Не зря говорят, что «без глаз, как без рук»

 - Для того, чтобы глазки наши хорошо видели, да не уставали нужно делать зарядку для глаз.

Упражнения для глаз:

  1. Поднять брови, опустить;
  2. Сделать веселые, грустные, сердитые, удивленные глаза;
  3. Веки закрыть, открыть;
  4. Сделать движение глазами (глазным яблоком), направить вверх, вниз, вправо, влево;
  5. Прищурить;
  6. Закрывать по очереди глаза:
  7. «Спи, глазок, спи, другой.

  Засыпай, правый глаз.

  Засыпай, левый глаз.

  Просыпайтесь сразу, оба глаза!»

Скелетоша: - Ой, я понял, глаза нам нужны, а следующие помощники нет. Зачем нам эти уши?

3. Уши – орган слуха.

Воспитатель: - Для чего нам нужны уши? (Ответы детей)

Дети слушают в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашим детям ушки.

Воспитатель загадывает загадку и выкладывает картинку «уши».

Воспитатель: - Сейчас проверим на опыте.

Игра «Угадай, кто позвал?»

Ведущий, стоя спиной к детям, должен определить по голосу, кто его позвал. В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен. Затем игра повторяется, но ведущий при этом закрывает себе уши.

Воспитатель спрашивает, почему он не смог отгадать, кто его позвал? (Ответ)

А ведь мир состоит из прекрасных звуков. Слышать их тебе помогают уши.

Игра «Какой инструмент звучит?»

За ширмой на столе лежат музыкальные инструменты: бубен, бубенчик, погремушка, барабан, металлофон, кастаньеты.

Воспитатель за ширмой играет на одном из них. Дети называют, какой звучит инструмент.

Игра «Сотвори звуки»

Различные музыкальные инструменты издают разные звуки. А попробуйте сыграть на том, что всегда под рукой. Для этого подойдут и ложки, и расческа, и пакет, и крышки от кастрюль, и карандаши, и бутылки с водой, и емкости крупами и даже…твои  щечки, губы и ладошки.

Скелетоша: - А как шумно получилось!

Воспитатель: - Ушки свои  надо беречь.

Массаж волшебных точек ушек «Поиграем ушками»

- Подходи ко мне, дружок,

  И садись скорей в кружок.

- Ушки ты свои найди

  И скорей их покажи.

- Ловко с ними мы играем,

  Вот так хлопаем ушами.

- А сейчас все тянем вниз.

  Ушко, ты не отвались!

- А потом, а потом

  Покрутили козелком.

- Ушко, кажется, замерзло,

  Отогреть его так можно.

- Раз, два! Раз, два!

  Вот и кончилась игра.

- А раз кончилась игра,

  Наступила тишина!

Скелетоша: - Вы ушками поиграли, а мне даже играть не с чем. Да, и  уши нам нужны.

4. Нос – орган обоняния.

Из коробки торчит нос Буратино.

Воспитатель: - А что это за палочка торчит. Давайте ее вытащим. (Потянули)

 - Ой, да это же Буратино. А почему у тебя Буратино такой длинный нос?

Буратино: - Ой, а я не знаю. Мой нос нужен мне только для красоты.

Воспитатель: - Наш нос не пропускает пылинки и микробы, нагревает проходящий по нему воздух и различает запахи.

Воспитатель выкладывает картинку «нос»

- Ребята, а для чего еще нам нужен нос? Давайте проделаем опыт и докажем Буратино, что носы нам нужны не только для красоты.

Опыт: Закройте рот, зажмите нос и сидите. Через некоторое время дети делают вдох.

Вывод: нос нам нужен для того, чтобы дышать.

 Буратино: - А про запахи, я сомневаюсь, как их можно угадать.

Воспитатель: - Давай поиграем с детьми.

Физкультминутка с мячом «Чем пахнет?» играем вместе с Буратино.

- в аптеке

- на пожаре

- возле клумбы

- в пчелином улье

- после дождя

- в бане, в ванной

- в столовой

- в парикмахерской

- в гараже

- в булочной

- в рыбном магазине

Нос человека различает почти 10000 разных запахов

Игра «Узнай по запаху»

Предложить детям определить некоторые знакомые запахи.

Для этого можно использовать: лук, апельсин, чеснок, кофе, банан, хлеб, шоколад.

Буратино тоже нюхает и угадывает, очень удивляется, что можно определить предмет только по запаху.

Буратино: - Ой, пойду, расскажу друзьям про такое открытие. Ведь мой длинный нос, мне очень, нужен.

Воспитатель: - Да Буратино!

                       Есть прямые носики

                       Есть носики – курносики…

                       Очень, нужен всякий нос,

                       Раз уж он к лицу прирос.

Буратино уходит.

5. Язык – орган вкуса.

Воспитатель: - Ребята, мы забыли еще про одного помощника рассказать Скелетоше.

Отгадайте  загадку «Всегда во рту, а не проглотишь» (Язык)

Воспитатель выкладывает картинку «язык»

 - Ребята, а зачем нам нужен язык? (Чтобы говорить)

- Да, благодаря своему языку мы можем произносить слова, петь песни, рассказывать стихотворения и сказки, издавать различные звуки вот так:

Миогимнастика.

  1. Лошадки. Цоканье языком в течение 30 секунд.
  2. Заводим машину. Длительное произнесение звука: «д-д-д-д» в течение 30 секунд.
  3. Поцелуй. Вытянуть губы вперед хоботком и чмокнуть.
  4. Погладим зубки. Кончиком языка упереться в небо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов вправо – влево.
  5. Шарик лопнул. Надуть щеки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулаками.

- Наш язык это орган вкуса. Снаружи он покрыт бесчисленным множеством крохотных сосочков. В них есть кончики нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот: кислое или сладкое, соленое или горькое, вкусное или безвкусное.

Замечал ли ты, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое.

Игра «Узнай на вкус»

Воспитатель предлагает детям попробовать продукты: шоколад, соленый огурец, лук, лимон.

- Шоколад, какой? (сладкий)

- Огурец, какой? (соленый)

- Лук, какой? (горький)

- Лимон, какой? (кислый)

Я хочу, чтобы вам всем было сладко и угощаю вас шоколадом.

- Также язык человека определяет качества пищи: холодная или горячая, твердая или мягкая.

После опытов вызвать детей на вывод: Для чего нужен язык? Что было, если бы не было языка?

 - Мы провели еще один эксперимент и определили, что и язык нам, очень нужен.

Скелетоша: - А я даже шоколада не попробовал.

6.Кожа – орган осязания.

Воспитатель: - Тогда я точно уверена, что последний помощник очень заинтересует Скелетошу – это наша кожа.

Скелетоша: - Точно, точно, мне без кожи плохо, продувает всего.

Воспитатель: - Кожа - это одежда, которая всегда с тобой. Она защищает нас от жары и холода, защищает внутренние органы от ударов и проникновения  микробов.

Когда тебе холодно, тело покрывается мурашками. Ты начинаешь дрожать и постепенно согреваешься. А когда жарко, ты потеешь, и капли пота охлаждают перегревшийся организм. Так твое тело защищается от холода и жары.    

Люди бывают с разным цветом кожи: белокожие, темнокожие, смуглые, желтолицые. Кожа помогает «узнавать», или осязать предметы, которые тебя окружают: мягкие или твердые, горячие или холодные, гладкие или шершавые.

Опыт 1. Закройте глаза. Воспитатель кладет на руку детей сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали? (Тепло, холод)

Опыт 2. Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? (Боль)

Игра «Угадай на ощупь»

Положить в мешочек разнообразные предметы. Не вынимая предметы, попробуй на ощупь назвать их.

Скелетоша: - Ребята, какие вы молодцы! Все предметы определили правильно.

 - А помогите мне,  вспомнить и посчитать все органы чувств.

Раз, два, три, четыре, пять

Нужно чувства посчитать.

Зренье, слух и обонянье

Сладкий вкус и осязанье.

Воспитатель: - Ребята, а ведь жалко Скелетошу. Давайте подарим ему все органы чувств, про которые мы с вами говорили.

7. Штриховка: «Человечек».

Дети дарят выполненную штриховку Скелетоше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Как дикие животные приспосабливаются к зиме»

Цель:Расширить и углубить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям существования.Развивать умение устанавливать связи между особенностями поведения животных и среды обитания.Упр...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы. «Застыли кони, люди» История появления коней на Аничковом мосту. (с использованием ЭОР)

1.Познакомить детей с историей появления коней на  Аничковом мосту.2.Познакомить детей с сюжетом каждой скульптурной композиции.3.Воспитывать любовь к родному городу ,к его истории....

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"

Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"

Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Путешествие в страну звуков»

Целью  совместной исследовательской деятельности воспитателя с детьми является развитие исследовательской активности , познавательных способностей, любознательности, мышления, памяти и речи детей...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста по познавательному развитию (с использованием игровых технологий и ИКТ) на тему: «Что случается весной?»

В ходе совместной деятельности осуществляется интеграция областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». В игровой форме закрепляются признаки ранней, поз...

Технологическая карта совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы по познавательной деятельности на тему: «Домашние животные».

Цель: Создать условия для развития познавательной активности в процессе представления детей о домашних животных, с использованием игры по программе «ПРОдетей».Задачи: Образовательные:...