Конспект занятия в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА КАЛЯЗИНА

песок, глина, вода и значении их для окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_123.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы «Посмотри в низ, интересное  рядом!»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о песке, глине, воде и значении их для окружающего мира

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с проведением самостоятельного исследования
  • Закрепить умения собирать доступную информациюна заданную тему, обрабатывать ее.
  • Закреплять умение фиксировать информацию знаками и символами.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности, развивать мышление.
  • Обогащение и активизация словарного запаса.
  • Расширять кругозор.
  • Развивать интерес к новым знаниям.

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение работать командой, поддерживать дружеские отношения в коллективе.

Оборудование и материалы. Глина, песок, почва; ложки; лупы; стаканчики; вата;  вода; листы бумаги; подносы; клеенки; салфетки; лопатки; песочные часы; трубочки; совочки.

Предварительная работа. Беседы «глина и песок в природе», «где используют песок и глину», «песочный замок», «расписные глиняные игрушки». Экскурсия на пляж, на выставку поделок из глины. Наблюдения песок после дождя и в сухую погоду. Наблюдение за состоянием песка на участке. Игры с песком и водой.  Изобразительная деятельность оформление коллекции «глина и песок нашего края», лепка из глины. Работа с родителями организация экскурсий на пляж. Участие в сборе коллекции «глина и песок нашего края»

Используемые  педагогические технологии: личностно-ориентированные, исследовательский деятельности, проблемного обучения.

Ход образовательной деятельности

Вступительная беседа.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем учеными, которые занимаются исследованием. А что значит заниматься исследованием?

Дети. Исследовать - это значит искать что-то новое.

Воспитатель. Правильно. Мы собрались на ученый совет. Я буду его председателем, а вы будите моими помощниками. Пойдемте в зал, присядем за круглый стол.

Вос-ль с детьми садятся за стол.

Воспитатель. Сегодня мы поговорим на тему  «!»

Ребята предлагаю вам сегодня зарисовать, то о чем с вами мы будем разговаривать, ведь после нашего совета мы пойдем в лабораторию и проверим те предположения и гипотезы, которые нами будут выдвинуты.

Воспитатель. Что у нас находится под ногами, когда мы ходим по улице?

Дети. Земля, песок, глина.

Воспитатель. Как еще можно это назвать (показывает различные образцы почвы)

Дети. Земля, почва.

Воспитатель. Для чего нужна почва?

Дети. Для роста растений. Растения берут питательные вещества и воду из почвы.

Воспитатель. Почва какая?

Дети. Черная, рыхлая, пушистая, темная.

Воспитатель.  А это что? (показывает песок.)

Дети. Песок.

Воспитатель. Для чего нужен песок

Дети. Для игр, строительства.

Воспитатель. Песок какой?

Дети. Рыхлый, рассыпчатый, состоит из крупинок, желтый.

Воспитатель.  А это что? (показывает глину.)

Дети. Глина.

Воспитатель. Для чего нам нужна глина?

Дети. Для лепки, строительства, лечения.

Воспитатель. Глина какая?

Дети. Мягкая, гибкая, как тесто.

Обсуждение практической деятельности.

Дети в составе 12 человек делятся на 2 группы по 6 человек.

Воспитатель. Как вы думаете из чего состоит песок? Глина? Почва?

Дети (1- я группа)  песок, глина, почва отличаются только по цвету.

Дети (2- я группа) почва – рыхлая, песок состоит из крупинок, глина как тесто.

Воспитатель. Что легче высыпать из стакана?

Дети (1- я группа) одинаково.

Дети(2- я группа) песок высыпается легче.

Воспитатель. Где будет лучше расти цветок : в песке, глине, земле?

Дети (1- я группа)  в песке.

Дети (2- я группа) в земле.

Воспитатель. А глина пропускает воду?

Дети (1- я группа) нет.

Дети (2- я группа)да.

Воспитатель. Куда легче посадить цветок в сухой песок или глину?

Дети (1- я группа) в песок.

Дети (2- я группа) в глину.

Физкультминутка.

Вверх рука и вниз рука.                     Одна правая рука вверх, другая вниз,

Потянули их слегка.                             Рывком менять руки.

Быстро поменяли руки!                      

Нам сегодня не до скуки.

Приседания с хлопками:                   Приседания, хлопки в ладоши над головой.

Вниз - хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок!

Крутим головой,                                   Вращение головой вправо и влево.

Разминаем шею. Стой!                        Останавливаются. 

                                                         

Воспитатель. Куда вода впитывается быстрее в сухую глину или сухой песок?

Дети (1- я группа) в песок.

Дети (2- я группа) одинаково.

Воспитатель. Если поставить горшок с почвой в тарелку с водой, что произойдет через некоторое время?

Дети (1- я группа) вода впитается в почву.

Дети (2-я группа) ничего.

Воспитатель. А если посадить фасоль в почву, глину или песок , что произойдет? где фасоль быстрее прорастет?

Дети (1- я группа) затрудняются ответить.

Дети (2- я группа) в почве быстрее прорастет.

Воспитатель. Что произойдет с глиной и песком, если дунуть в трубочку?

Дети (1- я группа) песок сдуется .

Дети (2- я группа)глина останется, а песок сдуется.

Воспитатель. Из чего крепче замок из песка или глины?

Дети (1- я группа) из глины.

Дети (2- я группа) из песка.

Воспитатель. Где следы будут четче: на мокром песке или на сухом?

Дети (1- я группа) на мокром песке.

Дети (2- я группа) на мокром песке.

Воспитатель. Ну вот вы и выдвинули свои гипотезы.  А сейчас мы с вами все предположения проверим в лаборатории. Все свои выводы зарисовывайте, а на итоговом собрании ученого совета мы выслушаем ваши сообщения.

Элементарная поисковая деятельность

Опыт: « Влияние состава почвы на рост растения»

Посадит фасоль в три горшка – песок, глину и почву. Сравнить прохождения воды через песок, глину, почву.

Песок хорошо пропускает воду ( сразу намок), глина почти не пропускает, а земля пропускает воду хуже чем песок, но лучше чем глина. Ухаживаем за растениями во всех трех горшках.

Результат в зависимости от почвы оказался разным.

Опыт: « Что быстрее высыпать из стакана?»

Песок из стакана легко высыпается на лист бумаги. Глина из стакана высыпается плохо. Глина слипается кусочками, ее нельзя так легко высыпать как песок.

Опыт: «Сравни» С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотреть, из чего состоит песок.( Из маленьких песчинок, похожих на маленькие камешки, все песчинки лежат отдельно друг от друга).

Рассмотрите глину через лупу. (крупинок не видно, глина похожа на тесто)

Песок состоит зи мелких частиц не прилепающих друг к другу, а глина из мелких частиц как будто слепленных между собой. Глина и песок это не живая природа.

Опыт: « Пропускает глина воду или нет?» В пустые стаканы опустите воронки. В каждую воронку положите немного ваты. В одну до половины насыпте песок, а в другую истолченную глину. Обе воронки наполните доверху водой. Понаблюдайте. Из воронки с песком, вода потихоньку начинает капать в стакан. Из воронки с глиной, вода в стакан не капает. Глина не пропускает воду.

Опыт: «Как передвигается вода в почве» Насыпьте сухой земли в горшок с отверстием в дне. Поставьте горшок на тарелку с водой.  Через некоторое время почва смочится водой. Когда нет дождей растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.

Опыт: « Куда исчезла вода» На столе стоит два стакана в одном сухой песок, во втором сухая глина. Влейте одновременно в оба стакана воду и посмотрите, в каком из них вода впитается быстрее.

На глине часть воды осталась, а в песок впиталась быстро. Вода впитывается в глину медленнее, чем в песок.

Игра – эксперимент: « Норка для мышки». Из чего нора крепче: песка или глины? Если из влажного песка и влажной глины слепить шарики и оставить высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? Песчаные шарики рассыплются, а глиняные станут сухими и крепкими. Норка из глины крепче.

Игра-эксперимент: « Следы на песке». Где остаются четкие следы: на влажном или сухом песке? Оставьте следы на влажном песке и на сухом. Четкие следы остаются на влажном песке.

Сообщение на ученом совете. Используя свои зарисовки- приложения, один ребенок рассказывает о проделанной работе, а дети из групп дополняют его.

Воспитатель. Спасибо всем. Все замечательно поработали.

« Гроздь рябины алой!»

Задачи. Учить рисовать отщипывать нужное количество пластилина. Закреплять умение раскатывать мелкие шарики круговыми движениями пальцев рук для создания ягодок рябины.

 Познакомить детей с созданием рельефных изображений из пластилина модульным способом – прижимать кусочки пальчиками к фону.

Развивать мелкую моторику руки.

Активизация и обогащение словарного запаса.

Предварительная работа. Наблюдение за деревьями (рябиной, калиной), рассматривание их плодов.

Материалы, инструменты, оборудование. Веточка рябины, пластилин красного цвета, тонированный лист картона с нарисованной веткой рябины, доски для пластилина, тарелочка.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям веточку рябины и читает стихотворение:

Я по парку погуляла,

Где заря растёт узнала.

Поглядела вверх - она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за  чудная картина?-

Это дерево - рябина!

Воспитатель. Посмотрите ребята какая красивая веточка рябины у меня в руках, посмотрите какие у нее ягодки.

Какого они цвета?

Дети. Красного.

Воспитатель. А какой они формы?

Дети. Круглой.

Воспитатель. А много их на веточке?

Дети. Много.

Воспитатель. Молодцы. Посмотрите у меня есть еще такая веточка. На ней совсем нет ягод. Давайте мы ягодки слепим.

Дети. Давайте.

Воспитатель. Только сначала посмотрите как это буду делать я.

Кусочек пластилина нужно хорошо помять, чтоб он был мягче. Затем от этого кусочка нужно отщипнуть, открутить, оторвать кусочек поменьше. Кусочков нужно отщипнуть много, они должны быть все одинакового размера. Их нужно положить на тарелочку.

А теперь, когда кусочков много нужно раскатать их пальчиками в шарик. Этот шарик нужно прилепить к веточке.

Теперь попробуйте сами…

Дети лепят свои ягодки. Воспитатель напоминает последовательность действий (помогает детям по мере необходимости).

Молодцы ребята! Давайте поставим нашу картину на выставку для наших мам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...

Конспект занятия в средней группе по экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Чудесная мука»

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через детское    экспериментирование.Образовательные задачи:1.Обучающие: Познакомить детей с понятием «сыпучая»: закрепить п...