Среднесрочный проект в старшей группе детского сада "Крылатые соседи"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Светлана Владимировна

Уважаемые коллеги. Вам в помощь проект по окружающему миру. Соответствует ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylatye_sosedi.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 30 комбинированного вида Красносельского района  Санкт-Петербурга

 Паспорт педагогического проекта

 «Крылатые соседи»

для детей старшего дошкольного возраста  5-7 лет

группы № 3 общеразвивающей направленности

 (среднесрочный проект)

                                     

                                                  Автор: Иванова С.В.

                                                                                                                                                                             

                                                                                                   

.

Санкт – Петербург

  2020 - 2021 учебный год.

ТЕМА ПРОЕКТА:  «Крылатые соседи»

ТИП ПРОЕКТА. Информационно-творческий, групповой, среднесрочный, в рамках государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: среднесрочный с 12 октября 2020 года по 30 апреля 2021 года.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети разновозрастной группы (5-7 лет), родители воспитанников, воспитатели группы.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

К сожалению, в современном мире родители мало общаются с детьми, гуляют с ними, разговаривают о природе, животных, птицах. Очень много времени дети проводят за компьютерами, планшетами и другими современными гаджетами, это снижает познавательный интерес у дошкольников к миру природы.

В настоящее время проблема экологического воспитания стоит как никогда остро. Состояние водоемов, лесов, воздуха ужасает. Отношение к животным и птицам пронизано жестокостью и бездушием.

Что останется после нас? Голая безжизненная пустыня? Разруха и страдания? Или цветущий сад, в котором гуляют заповедные животные и птицы?  Все зависит от нас, от того что мы заложим детям в их сердца.

Известно, что передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребёнка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.         Только в  этом  случае информация  будет  лично  значимой  и  трансформируется  в  деятельность.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Часто дети путают перелётных и зимующих птиц.

Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.  Для решения данной проблемы нами был разработан проект «Крылатые соседи».

Реализация проекта позволяет расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым пробуждая чувства ребёнка.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен процесс реализации проекта:

- Для чего птицам перья?

- Почему некоторые птицы улетают на юг?

- Почему не все птицы летают?

I  ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Цель. Создание условий для  формирования у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам, расширения и уточнения знаний о них, их образе жизни.

ЗАДАЧИ.

  1. Уточнить, обобщить и систематизировать знания детей о птицах, условиях их обитания, внешних признаках, особенностях питания и передвижения, отличительных особенностях.
  2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в продуктивной деятельности.
  3. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия, желание участвовать заботиться о птицах.
  4. Повысить уровень экологической культуры личности детей, родителей, педагогов.

II  ЭТАП.  ПОДГОТОВКА К ВНЕДРЕНИЮ ПРОЕКТА.

- подбор и изучение методической, художественной и научной литературы по теме проекта;

- разработка перспективного плана мероприятий с детьми по проекту;

-       создание картотеки загадок о птицах; презентаций по теме проекта;

- подбор информации для оформления родительского уголка по экологическому воспитанию.

III  ЭТАП:  ОСНОВНОЙ - ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Реализация перспективного плана мероприятий по проекту.

Дата

Тема занятия

Совместная деятельность со взрослым

Самостоятельная деятельность детей

Создание

развивающей  среды.

Взаимодействие с родителями

Октябрь

«Кто такие птицы» - уточнить и обобщить знания детей о строении птиц и их характерных особенностях

Беседа: «Назови части тела» - закрепить представления детей о строении тела птиц.

д/и «Чей хвост?»

д/и «Найди клюв»

д/и «Чего не хватает?» - закрепить названия частей тела птицы, развивать словарь, грамматический строй речи

Рассматривание картинок «Птицы», «Строение тела птицы».

д/и «Собери птицу» (Блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера)

упражнение «Обведи по точкам и раскрась»

д/и «Назови птицу»

- предметные картинки

- раскраски

- схемы

- детская художественная литература о птицах

Консультация: «Проектная деятельность в детском саду».

Ознакомление родителей с целями и задачами проекта «Крылатые соседи».

Ноябрь

«Куда и зачем улетают птицы?» - обогащать представления детей о перелетных птицах осенью, учить видеть взаимосвязь между живой и неживой природой, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, ввести понятия «травоядные птицы», «хищные птицы»

Беседа: «Куда летят птицы?» - формировать у детей представление о перелетных птицах.

Просмотр презентации «Перелетные птицы».

д/и «Узнай птицу по описанию»

д/и «Накорми птиц» - обобщить знания детей об особенностях питания птиц

д/и «Собери птичью стаю» (по способу питания)

разучивание подвижной игры «Стайка»

просмотр эпизода мультфильма «Заколдованный мальчик» («Нильс и гуси»)

- трафареты и шаблоны «Перелетные птицы»

- предметные картинки «Перелетные птицы»

- разрезные картинки

- д/и «Покорми птиц» (хищники, травоядные)

Рекомендовать родителям понаблюдать с детьми за птицами, закрепить понятие «перелетные птицы»

Декабрь

«Кто с нами зимует?» - обогащать представления детей о зимующих птицах, учить заботиться о птицах зимой, ввести понятие «всеядные птицы»

Беседа: «Зимующие птицы» - обогащать представления о жизни и питании птиц в зимний период.

Наблюдение в природе «У нашей кормушки».

Просмотр презентации «Зимующие птицы».

Пальчиковая игра «Сел на ветку снегирёк».

д/и «Определи птицу  по её тени»

д/и «Лишняя картинка»

Аппликация «Синички у кормушки»

Пальчиковая игра «Зимующие птицы»

Конструирование (лего) «Кормушка»

- изготовление д/и «Найди птицу по её тени»

- предметные картинки для игры «Кто лишний?» (зимующие и перелетные птицы)

- лабиринты «Помоги птицам долететь до кормушки»

- предметные картинки «Зимующие птицы»

Предложить родителям совместно с детьми изготовить кормушки для птиц.

Январь

«Мы заботимся о птицах» - формировать начальные экологические представления о живой природе, потребность беречь природу и заботиться о ней.

Чтение рассказов, сказок, стихотворений о птицах.

Пальчиковая игра «Птичья кормушка».

Решение проблемных ситуаций «Как пригласить птиц в гости?»

Наблюдение: «Рассматривание птичьих следов на снегу».

Беседа: «Как люди могут помочь птицам зимой?»

Рассматривание альбома «Птицы Красной книги».

Конструктивная игра «Птичья столовая».

Отгадывание ребусов.

Динамическая пауза «Воробьиная дискотека»

д/и «Составь картинку из частей»

д/и «Раздели птиц на перелетных и зимующих»

- ребусы «Зашифрованная птица»

- пополнение картотеки пальчиковой гимнастики

Рекомендовать родителям художественную литературу для прочтения.

Февраль

«Домашние птицы» - обобщить представления детей о домашних птицах, закрепить представления о том, какую пользу приносят человеку домашние птицы, закрепить представления о том, как человек заботится о домашних птицах

Беседа: «На птичьем дворе» - обогащать представления о домашних птицах и их детенышах.

Речевая игра «Птичья семейка» - закрепить употребление в речи названий птиц мужской, женской особей и их птенцов (например, петух-курица-цыпленок).

Речевая игра «назови ласково»

Динамическая пауза «танец маленьких утят», «Мои цыплятки».

д/и «Четвертый лишний».

Просмотр презентации «Какие птицы живут у нас дома?»

Изобразительная деятельность: рисование «Птицы нашего двора».

д/и «Кто чей?» - закрепить названия детенышей птиц.

Творческая игра «Птицеловы».

п/и «Гуси-гуси».

- разрезные картинки «Домашние птицы»

- дидактические карточки «Птицы и их детеныши»

-пополнение игротеки «Кто лишний?» (Домашние птицы)

- раскраски

Консультация: «Как привить у ребенка любовь к природе»

Март

«Птицы возвращаются» - закрепить представления детей о жизнедеятельности птиц весной (возвращаются, вьют гнезда, высиживают птенцов), закрепить представления о местах обитания птиц, особенностях питания, ввести понятия «зерноядные», «насекомоядные», «лесные птицы», «степные птицы», «водоплавающие птицы»

Беседа: «Весной у птичек много дел».

Художественный труд: «Птицы строят гнезда».

Музыкально-дидактическая игра «Кто как поет?»

Просмотр презентаций «Кто прячется в лесу?»; «Кого мы встретим у пруда?»; «Кто в поле притаился?».

Беседа «Кто где живет?»

Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц».

д/и «Кто где живет?».

д/и «Четвертый лишний» (закрепление) – формировать умение находить общие признаки, самостоятельно делать выводы.

д/и «Кто чем питается?»

- д/и «Покорми птиц» (зерноядные, насекомоядные, травоядные, всеядные, хищники).

- карточки с местами обитания птиц

- карточки с изображением птиц (дополнение к играм на классификацию по способам питания, местам обитания)

Рекомендовать родителям провести беседу с детьми на тему: «Какие птицы первыми возвращаются домой?», «Чем питаются птицы?», «Где обитают птицы?», «Каких перелетных птиц мы можем встретить в городе? В селе? В лесу? На озере?»

Апрель

«1 апреля – всемирный день птиц» - воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, формировать чувство милосердия ко всему живому, формировать желание отражать свои впечатления в художественно- изобразительной деятельности.

Речевая игра «Кто как разговаривает?»

Отгадывание загадок о птицах.

Чтение и разучивание пословиц, поговорок.

Изготовление фигурок птиц в технике «оригами».

п/и «Весёлый воробей», «Птички в гнездышках».

Раскрашивание «Птица у моего окна».

Рисование «Чудо-птица».

Лепка (пластилинопластика) «Жар-птица».

- оформление альбомов «Зимующие птицы», «перелетные птицы»;

- изготовление коллажа «Берегите природу!»

- схемы для оригами

- выставка детско-родительских рисунков ко дню птиц

Предложить родителям принять участие в выставке ко дню птиц.

Ознакомить родителей с результатами проектной деятельности.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Образовательные:

- сформированы представления о птицах, их строении, жизнедеятельности, местах обитания, особенностях передвижения и питания;

- дети научились отличать птиц по внешнему виду и голосам;

- дети научились отличать перелётных птиц от зимующих, умеют их классифицировать (по различным признакам);

- повысился познавательный интерес к изучению мира природы;

-  сформированы первоначальные экологические представления, потребность беречь природу и заботиться о ней.

Воспитатeльные:

- дети научились определять и формулировать цели деятельности с помощью педагога;

- научились выполнять задания  по предложенному педагогом плану;
- научились отличать верно выполненное задание от неверного;
- сформирована способность к самостоятельному поиску информации.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Презентация проекта и подведение результатов.

2. Оформление выставки детско - родительских  рисунков ко дню птиц.

ПРОДУКТЫ  ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Альбомы «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».

Коллаж «Берегите природу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный, среднесрочный проект в старшей группе "Любимый мой Башкортостан"

Цель данного проекта: Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами башкирской национальной культурой, с бытом и историей своих предков, расширять представления о ...

Среднесрочный проект в старшей группе "Огород на подоконнике".

Знакомство детей с овощными культурами, приобщение к совместному труду со взрослыми....

Среднесрочный проект в подготовительной группе детского сада "Новогодние чудеса"

Данный разработан с целью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, обогащения их социального опыта через различные виды деятельности. Способствует сплочению коллектива род...

Среднесрочный проект в старшей группе (2) «Радуга поведения».

Проект «Радуга поведения».Вид проекта: практико-ориентированныйАвторы проекта: Байракова О.А.Продолжительность: среднесрочныйСроки проведения: март-апрельУчастники: дети, воспитатели, родители.Возраст...

Среднесрочный проект для старшей группы «Зимушка – зима»

Цель проекта:Формирование представлений  о зиме как о времени года, о зимних праздниках и забавах. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей  детей в процессе реал...

Среднесрочный проект для старшей группы. Тема: «Моя семья».

Цель проекта: Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:- закрепить знания детей о членах семьи, знать имена, отчества родите...

Среднесрочный проект в старшей группе "Фотомастерская"

Актуальность темы. С давних пор людям хотелось выразить чувство прекрасного через материальную форму. Так поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники воплощают прекрасное на холс...