Картотека игр, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правами ребенка
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Гришкина Оксана Сергеевна

Предложенные дидактические игры направлены на формирование у дошкольников правовых знаний, накопления социального опыта и обучениие способам разрешения конфликтов. Игры можно использовать воспитателям детских садов во время проведения НОД и во время режимных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_pravam_rebenka.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №229»

Картотека игр, направленных на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правами ребенка

Выполнила: Гришкина О.С.

Ижевск, 2021

1.Игра «Я не должен…»

Цель: Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый – ребенок; ребенок — ребенок; ребенок – окружающий мир. Шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-»).

Ход игры

Детям предлагается выбрать из числа сюжетных картинок те,  которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, а затем объясните свой выбор.

2.«Если чужой стучится в дверь» (игровой тренинг)

Цель: Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

В ходе тренинга обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Распределяются роли. Ребенок-незнакомец, стоит за дверью и уговаривает открыть дверь ребенка, находящегося в квартире, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

-почтальон принес срочную телеграмму;

-слесарь пришел ремонтировать кран;

-милиционер пришел проверить сигнализацию;

-медсестра принесла лекарство для бабушки;

-мамина подруга пришла в гости;

-соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

-незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

-женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

 (Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками)

3. «Кто права нарушил?»

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов.

Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.  

Сказка «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Теремок»

Какие права были нарушены? (Право на жизнь, право на труд).

Кто нарушает это право?

Нарисуй схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Какие права нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

Чьи права были нарушены в этой сказке?

Сказка «Гуси-лебеди»

Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Схематично нарисовать).

Кощей Бессмертный

Какие права он нарушил, и в каких сказках?

Баба Яга

 Какие права она нарушила, и в каких сказках? Ребенок, который первый правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Оценка: у кого не осталось ни одного мяча, тот и молодец, тот и выиграл.

4. «Я имею право…»

Цель: дать правовые знания.

Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям  Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы).

 Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям  Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…» (шаблон может быть выполнен

в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

5. «Чудесные очки»

Цель: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера Воспитатель предлагает детям примерить чудесные очки, в которые очень легко разглядеть всё хорошее, что есть в человеке. Педагог первым надевает очки и описывает кого-то из детей, затем предлагает примерить очки кому-то из детей.

6. «Поводырь»

Цели: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Оборудование: повязки на глаза по количеству детей; предметы – препятствия: стулья, кубики, обручи.

Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы – препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.

7. «Цветик – семицветик»

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Материал. Цветик – семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры

Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.

8. «Нарисуй узор»

Цель: Побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал. Бумажный шаблон варежки – на каждого ребенка. Набор карандашей – на каждую пару.

Ход игры

Дети делятся на пары. На пару выдаются цветные карандаши и два бумажные шаблона варежек, которые нужно украсить так, чтобы каждая пара варежек  имела одинаковый узор. После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

9. «Если чужой стучится в дверь» (игровой тренинг)

Цель: Учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход тренинга

В ходе тренинга обыгрываются ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Распределяются роли. Ребенок-незнакомец, стоит за дверью и уговаривает открыть дверь ребенка, находящегося в квартире, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

-почтальон принес срочную телеграмму;

-слесарь пришел ремонтировать кран;

-милиционер пришел проверить сигнализацию;

-медсестра принесла лекарство для бабушки;

-мамина подруга пришла в гости;

-соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

-незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

-женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

 (Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста " День прав ребенка"

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста" День прав ребенка"с использованием информационно-коммуникативных технологий...

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

В настоящее время встал вопрос о том, что  современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому  проблема  экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...

Проектная деятельность по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка

       Положение детей в России в начале XXI века вызывает всеобщую тревогу, и причин тому много.  Главная из них – социально-экономическая ситуация, которая отражается...

"Цикл образовательных ситуаций, направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками."

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы

 Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешател...

Картотека дидактических игр для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром и миром природы.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...