Конспект НОД на тему «Осень» (с составлением кластера) для детей средней группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

 Антонова Любовь Владимировна

В ходе НОД составляется кластер на тему "Осень". В ходе составления кластера,  у детей обобщаются и систематизируются знания о природных явлениях осенью, о жизнедеятельности животных и птиц, о труде человека в осенний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_natupila_konspekt.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему «Осень» (с составлением кластера) для детей средней группы.

Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Обучающие задачи:

1. Закреплять знания о характерных признаках осени, особенностях каждого периода.

2. Расширить представление детей о поведение диких животных осенью.

3. Познакомить со старинными названиями осенних месяцев;

Развивающие задачи:

1.Продолжать развивать психические процессы: память; внимание; наглядно – действенное мышление.

2. Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

4. Развивать быстроту, ловкость, аккуратность.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить.

2. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Предварительная работа с детьми: Наблюдения на участке детского сада за изменениями в живой и неживой природе; просматривание картин, иллюстраций на тему «Осень»; беседы, чтение художественной литературы об осени; заучивание стихов.

Материал и оборудование: листочек, корзинка, картинки с осенними деревьями разных месяцев, картинки с животными и птицами (медведь, еж, барсук, белка, заяц, лиса, сорока, ласточка, снегирь, воробей, грач, кукушка, голубь), картинка «Осень», картинки «труд человека осенью», мяч. Доска, маркеры для составления кластера.

Ход занятия.

В ходе занятия воспитатель составляет кластер «Осень».

Вводная часть: Актуализация знаний и интереса детей к теме НОД

- Посмотрите, ребята, какой красивый листочек к нам прилетел! Чтобы узнать, кто нам его прислал, вы должны отгадать загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

- Как думаете, кто прислал нам этот листочек? (Осень)

- Ребята, а на листочке Осень нам что-то написала. Давайте я прочитаю.

Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Там вынайдете корзиночку с заданиями и вспомните об осени все самое важное, красивое и интересное.

Основная часть.

- Чтобы оказаться в лесу, нам нужно пофантазировать, мы скажем волшебные слова,повернемся вокруг себя и хлопнем в ладоши:

Вокруг себя повернись – в волшебном лесу очутись!

- Посмотрите, на полянке стоят пенечки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.

- А вот и наша корзиночка, которую приготовила для нас осень. Что же в ней есть, какие задания?

Задание №1. Осень.

- Посмотрите, чей это портрет? (Осени) (выставить в центе доски Осень)

- Вот и поговорим об этом времени года.

Какие осенние месяцы вы знаете(Ответы детей)

Ребята, сейчас какой месяц?

Назовите второй осенний месяц?

Назовите третий осенний месяц?

А первый месяц как называется?

Между сентябрем и ноябрем какой месяц?

- Молодцы!

(Дополнить кластер схемой осенних месяцев)

- Ребята, а осень какой бывает(Ранняя, золотая, поздняя)

-Чем отличается ранняя осень от золотой, от поздней? (Ответы детей)

- Давайте немного поиграем? Я называю начало предложения, а вы продолжаете его по смыслу:

На смену лету пришла …

Осенью опадают …

Дует холодный …

В лесу растут …

Моросит легкий…

Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …

Птицы собираются в стаи и …

- Молодцы!

Физ. минутка.

- А сейчас мы отдохнем, физ. минутку проведем. И еще раз вспомним осенние месяцы.

Встаем возле своих стульчиков – пенечков, так, чтобы было удобно.

Листья на ветках все лето висели 

(руки подняты вверх и раскачиваются влево и вправо)

Сентябрь наступил, и они полетели 

(руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики»)

Октябрь с собою принес листопад 

(плавно опускаем вниз руки)

Листья слетают и в танце кружат 

(вращение вокруг себя в одну и в другую сторону)

Ноябрь пришел, и весь лист облетел 

(присели)

И под ногами у нас зашумел 

(трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)

Дети садятся на стульчики-пенечки.

Задание №2.  Игра с мячом «Назови листочек»

- Вставайте со своих пенечков и давайте поиграем в игру «Назови листочек». Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы должны сказать какой у него листочек. (Дуб, клен, осина, рябина, береза, липа, тополь)

- Молодцы! Садитесь.

Пальчиковая игра.

- Ребята, приготовьте пальчики, сейчас мы будем собирать осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать

(дети сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, листья осины,

Листья тополя, листья рябины,

Листья дуба мы соберём

(загибают поочередно пальцы)

Мамам осенний букет отнесем

(сжимают и разжимают кулачки)

Задание №3. Животные и птицы осенью

(дополнить кластер картинками животных и перелетных птиц)

(Показать детям картинку с изображением животных и птиц)

- Кто изображен на картинке? (Животные и птицы)

- А что происходит в жизни зверей и птиц с приходом осени(Готовятся к зиме)

- А как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей)

(Залегают в спячку – медведь, еж, барсук; делает запасы на зиму – белка; меняют шубку на зимнюю – зайцы, белки, лисы)

- Ребята, а в жизни птиц с приходом весны что-то меняется? (Ответы детей)

- Знаете ли вы как такие птицы называются? (Перелетные)

- А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)

- Молодцы!

- Давайте немного поиграем. Вставайте. Я буду называть птиц. Если птица перелётная, то вы должны махать руками, а если нет, то приседайте. (Сорока, ласточка, снегирь, воробей, грач, кукушка, голубь)

Задание №4. Картинка – труд человека.

(дополнить кластер картинками)

- Давайте теперь поговорим о заботах человека осенью. Что делают осенью люди в огородах и садах? (Ответы детей)

- Как называется урожай, собранный в саду/ на огороде? (Ответы детей)

- А что люди собираю осенью в лесу(Ответы детей)

Осень очень щедра на подарки. И все эти дары человеку нужно переработать. Это очень нелегкий труд.

- Хорошо. Вы молодцы!

Завершающий этап.

- Понравилось вам в осеннем лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, скажем волшебные слова и повернемся вокруг себя:

Вокруг себя повернись – в детский сад возвратись!

Вот мы и вернулись в детский сад. И посмотрите, на доске у нас получилась схема осени: в центре – сама красавица Осень, от нее идут дорожки к осенним месяцам (повторить их); к животным – чтобы мы не забыли, какие изменения в жизни животных происходят осенью; к птицам – перелетным и зимующим (повторить кто такие зимующие и перелетные птицы ); к картинкам – труд человека осенью.

Мы оставим схему на доске, чтобы вы могли повторять признаки осени.

Ну вот и все! На этом наше путешествие завершено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему «Осень в гости к нам пришла» (средняя группа)

Исмагилова О.Г. воспитатель МДОУ Детский сад №9 «Семицветик» НОД по образовательной области «Познание» . Формирование целостной картины мира.Пояснительная записка: Непосредственно-образовательная деят...

Конспект развлечения на тему «Новые приключения Зайчишки-Шалунишки » для детей средней группы

Конспект развлечения на тему«Новые приключения Зайчишки-Шалунишки » для детей средней группы Цель:- формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в зи...

Конспект НОД на тему: «Осень, осень, в гости просим» для детей средней группы (от 4 до 5 лет)

Конспект НОД на тему: «Осень, осень, в гости просим» для детей средней группы (от 4 до 5 лет)...

Конспект НОД на тему "Скворец — весенний новосёл!" (аппликация) для детей средней группы.

Конспект НОД на тему "Скворец — весенний новосёл!" (аппликация) для детей средней группы.Данная методическая разработка может оказаться полезной для воспитателей средней группы, молоды...

Конспект НОД на тему "Скворец — весенний новосёл!" (аппликация) для детей средней группы.

Конспект НОД на тему "Скворец — весенний новосёл!" (аппликация) для детей средней группы.Данная методическая разработка может оказаться полезной для воспитателей средней группы, молоды...

Конспект занятия на тему: "Мой любимый детский сад" для детей средней группы

Цель:  закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду.Задачи  по  областям...

Конспект ООД на тему: «Путешествие в мир профессий» для детей средней группы

Цель: уточнение и закрепление представлений детей о профессиях (шофер, врач, парикмахер, повар, продавец)....