Как провести занятие по опытно-эксперементальной деятельности в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.
Содержание
- 1 Цели опытно-экспериментального занятия в старшей группе, конкретные задачи и приёмы
- 2 Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе
- 2.1.1 Фотогалерея: свойства бумаги (презентация)
- 2.1.2 Таблица: идеи для мотивирующего начала занятия
- 2.1.3 Видео: фиксики о бумаге
- 2.1.4 Таблица: стихотворения и загадки о природных явлениях
- 2.3 Таблица: конспект ООД на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов», автор: Горст Оксана Людвиговна
Цели опытно-экспериментального занятия в старшей группе, конкретные задачи и приёмы
Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.
Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
Леонардо да Винчи
Детское экспериментирование — познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.
Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.
Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:
- формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
- знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
- формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
- познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
- учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
- стимулировать познавательную деятельность;
- познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
- воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
- развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.
Виды экспериментирование в старшей группе:
- знакомство со свойствами песка и глины;
- воздух, его свойства и значение;
- изучение свойств воды;
- формирование знаний о теле человека;
- природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;
- наблюдение за явлением магнетизма;
- почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.
Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:
- Наблюдение — способствует формированию знаний о свойствах и качествах предметов, а также помогает отслеживать преобразование объектов.
- Игра (игра-эксперимент, дидактическая, подвижная, театрализованная) — применяется в комплексе с пояснениями, показом, уточняющими и наводящими вопросами. Пример дидактических игр:
- «Определи на вкус»;
- «Определи по запаху»;
- «Узнай по голосу»;
- «Оденем куклу на прогулку»;
- «Где живёт вода»
- Опыт — преобразование объекта с целью выявления скрытых свойств и установлению причинно-следственных связей. Правила проведения опыта:
- установить цель (для чего проводится опыт);
- подготовить материал и оборудование;
- продумать поэтапную инструкцию;
- подвести итоги;
- доступными для ребёнка словами объяснить, почему произошло то или иное явление.
- Рассказ — создание ярких словесных образов, стимулирующих познавательную активность детей.
- Беседа — уточнение и систематизация новой информации. Примерные темы для познавательной беседы:
- «Воздух в моей жизни»;
- «Зачем нужно беречь уши»;
- «Волшебный снег»;
- «Плавающее перо»;
- «Удивительный песок»;
- «Таинственные камни»;
- «Волшебница вода».
- Художественное слово и творчество:
- Чтение художественной литературы («Муха-цокотуха», «Что ты знаешь о рыбах», «Чудо-дерево», «Почему деревья не ходят», «Каменный цветок» и т. д.).
- Песочная анимация, рисование цветным песком («Песчаные художники»).
- Лепка из глины и мокрого песка («Олешек», «Песчаная кулинария»).
- Рисование мыльными пузырями, кляксография, штампирование, рисование магнитом («Забавная клякса», «Путешествие капельки», «Красочные брызги», «Волшебное дерево»).
- Конструирование из природного и бросового материала, бумагопластика, оригами («Сказочный корабль», «Подводный мир»).
- Прогулка — наблюдение за растениями и природными явлениями, проведение игр-экспериментов в природных условиях.
Формы работы на занятии:
- фронтальные;
- групповые;
- индивидуальные.
Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе
Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:
- Организационный этап — мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).
- Основной этап — наиболее активная практическая часть занятия, которая включает:
- проведение опытов;
- дидактические игры;
- физкультминутка, пальчиковая или дыхательные гимнастики, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
- Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) — выводы, уборка рабочих мест.
Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия
Увлекательное и оригинально начало занятия создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит искреннее желание экспериментировать и получать новые знания. Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников педагогу помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:
- сюрпризный момент — введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
- видеообращение сказочного или вымышленного героя;
- стихотворения и загадки;
- познавательный рассказ;
- игры и задачи;
- диалог с детьми;
- проблемная ситуация;
- музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
Дидактические, подвижные игры, логические задачи:
- «Чудесный мешочек» — ребёнок определяет на ощупь признаки предмета, какой это предмет: твёрдый или мягкий, лёгкий или тяжёлый, гладкий или шершавый, маленький или большой. Определяя форму, предполагает, что это за предмет (мячик, кубик, кирпичик), затем материал, из которого сделан предмет (резина, пластмасса, поролон).
- «Рассели гостей» — педагог предлагает «расселить» предметы, сделанные из пластмассы, поролона и резины, на соответствующие этажи в макете трёхэтажного дома из бумаги или картона.
- «Король ветров» — подуть на вертушки, чтобы они завертелись, чья вертушка дольше двигается, тот и побеждает.
- «Летающие шарики» — ребята подбрасывают шарики вверх и ловят, побеждает тот, чей шарик летит выше и не падает.
- Придумайте, как собрать мелкие металлические детали, рассыпанные в тарелке с крупой?
- Как достать гвоздики из ведёрка с водой, не намочив рук?
- «Волшебный камень» — педагог показывает «танец» скрепок, рассыпанных на поверхности альбомного листа, а затем просит детей пояснить, как у него это получилось (движение магнита под листом бумаги).
- «Оживлялки» — к обратной стороне силуэтов сказочных героев (колобок и зайчик), вырезанных из картона, прикреплены монетки. Дети должны раскрыть секрет передвижения бумажных фигурок по поверхности листа бумаги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему "Волшебница вода"
В занятии использован ряд опытов с водой...
Интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в старшей группе "Подземное царство"
В занятие включены беседа для детей старшего дошкольного возраста "Кто живёт в подземном царстве?" с использованием опорных картинок и исследовательская работа с почвой....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»
Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы Тема: « Свойства воды» Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...
Конспект занятия по музыкальной образовательной деятельности в старшей группе.
Цель: Формирование эстетического вкуса, творческих способностей, ярких положительных эмоций в процессе взаимодействия и деятельного общения со взрослым.Программное содержание: ...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Царица – водица»
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе«Царица – водица»Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.Цель:1....
Как провести занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире....