Проект "Разведка осенних примет"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Григорюк Ирина Викторовна

Данный материал представлялся на городской конкурс "Воспитатель года".  Проект является краткосрочным. Даёт детям представление об изменениях в природе осенью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvedka_osennih_primet.docx500.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Бийска Алтайского края

«Разведка осенних примет»

Исследовательский практико-ориентированный групповой проект

Воспитатель: Позднякова И.В.

Бийск – 2020

Содержание

Краткая аннотация проекта

3

Актуальность

3

Введение

3

Цель исследовательского  проекта

4

Задачи проекта

4

Основная часть

5

Список литературы

9

Приложение

Краткая аннотация проекта

Проект направлен на реализацию задач познавательного развития дошкольников. Представлена современная форма работы, в процессе которой формируются предпосылки исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы детей. Развиваются умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Формируются умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Данный проект (согласно классификации проектов по Е.С. Евдокимовой)

по характеру предметной области – практико-ориентированным;

по составу участников  воспитанники и родители;

по срокам реализации – краткосрочный (неделя);

возраст детей – средняя группа.

Введение.

Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.

Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, которая проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию на подоконнике вместе со взрослым зелени и рассады для огорода, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений, развитие у детей познавательной активности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Основные мероприятия проекта:

Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения). Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению природы в осенний период времени, а также творческое выражение своих впечатлений в музыке и создании поделок из природного материала.

Актуальность проекта: Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность детей. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, данный проект развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в области экологического воспитания, позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период. Дети применяют приобретённые знаний в творческой деятельности.

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.

Целью исследовательского проекта 

Обобщить и расширить знания дошкольников о сезонных изменениях в природе. об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях

Задачи:

1) Образовательные:

• Продолжать знакомить детей с осенью, как со временем года, ее признаками и явлениями

 • Формировать навыки исследовательской деятельности.

2) Развивающие:

• Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

• Обогащать словарный запас детей.

• Развить творческий и исследовательский интерес к сезонным изменениям в природе.

• В совместной со взрослыми деятельности развивать умение детей передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

3) Воспитательные:

• Привитие трудовых навыков, взаимопомощи.

• Организация совместного творчества родителей и детей.

• Бережное отношение к природе.

Методы проекта:

1. Беседа

2. Развивающие игры

3. Наблюдения

4. Опыты, исследовательская деятельность

5. Трудовые процессы

Ресурсное обеспечение:

• Информационные ресурсы (научно-методическая, публицистическая и художественная литература по данной проблеме);

• Материальные ресурсы (экспериментальный участок детского сада, природный материал для наблюдений и оформления творческих работ и гербария, подбор материалов, игрушек, атрибутов для исследовательской деятельности)

Ожидаемые результаты.

1. В совместной деятельности дети наблюдают и замечают красоту растительного мира.

2. У детей формируется познавательный интерес к природе, начинают устанавливать причинно-следственные связи.

3.Формируется бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.

4. В совместной со взрослыми деятельности дети передают свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках, свободном рисовании пытаются изображать объекты природы.

Основная часть проекта

День недели

Этапы работы над проектом

Методы и приёмы

1. Организационно-подготовительный этап.

Понедель-ник

      Поставлена цель, определены основные задачи. Подобрана литература, иллюстрации. Разработаны необходимые материалы: конспекты образовательной деятельности, план работы по теме проекта. В рамках взаимодействия проведена работа с родителями.

2. Основной этап – исследовательский.

Вторник - четверг

Непосредственная реализация проекта. Знакомство с осенними изменениями в природе. Наблюдения за явлениями природы, Наблюдения за деревьями и кустарниками, Наблюдения за цветами и растениями, Цикл наблюдений, экологическая прогулка, экскурсия в лес.

Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада, в лесу. Формировать навыки поведения в лесу. Способствовать развитию интересов к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.

Познавательное развитие

Наблюдение за яблоней. Цель: расширять знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада.

Наблюдения за шиповником. Цель: расширять знания о кустарниках, растущих в природе.

Наблюдение за насекомыми. Цель: расширять знания детей о насекомых, дать понятие, о том, ка они зимуют.

Беседы.

«Осень – добрая волшебница». Цель: развивать творческое воображение, приобщать к красоте, искусству, творчеству.

«Листопад». Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.

«Что мы знаем про осень». Цель: расширить знания детей о временах года.

Консультация для родителей «Как одеть детей осенью на прогулку»

Речевое развитие

Творческое рассказывание по теме: «Мы гуляли на участке».

Рассматривание иллюстраций об осени.

Словесные игры.

• «Опиши словами осень».

• «Вспомни и назови».

Пальчиковые игры.

• «Паучок».

• «Капуста».

• «Дождик».

Дыхательные упражнения.

• «Сдуй листок». Цель: развивать речевое дыхание.

• «Листопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

• «Дует ветерок». Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.

Разучивание пословиц. Загадывание загадок про осень.

Чтение художественной литературы.

• К. Бальмонт «Осень».

• Г. Граубин «Почему осенью листопад?»

• К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры.

• «Всей семьёй в парк».

Дидактические игры.

«Найди такой же листок». Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.

«С какой ветки эти детки?». Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.

«Четвёртый лишний». Цель: закрепить знания детей о многообразии растений. Развивать память, быстроту реакции.

«Чудесный мешочек» Цель: упражнять в угадывании наощупь фруктов и овощей

Настольно-печатные игры.

• «Времена года».

• «Деревья и кустарники».

• «Найди лишнее»

Трудовые процессы.

• Уборка опавшей листвы на участке.

• Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для гербария).

• Укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседы.

• «Как одеваться осенью».

Беседы по ОБЖ.

• «Почему в лесу нельзя ничего пробовать».

• «Как вести себя в лесу».

Консультация «Берегите природу».

Обогатить родителей знаниями экологического направления.

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация.

«Осеннее дерево»

Рисование.

• «Осенние листья» – отпечатком, тычками.

• «Яблоки». – рисование пальчиком

Лепка.

• «Грибы».

Самостоятельно-художественная деятельность.

• «Деревья осенью».

• «Ветка рябины».

Физическое развитие

Подвижные игры.

«К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.

«Поймай листок».

Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.

Физкультминутки.

• «Клён», «Листопад», «Грибы».

3. Заключительный – итоговый.

Пятница

Совместная работа родителей и детей

• Конкурс «Осенних поделок»

Вывод: В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

• На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

• Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;

  • Узнали о пользе деревьев и кустарников
  • Создание гербария, альбома с фотографиями, рисунками

Список литературы

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

2. Маневцова Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребёнок. Методика экологического воспитания дошкольников. Санкт-Петербург « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.

3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Осень. Приметы осени»

Тема: «Осень. Приметы осени»Период: с 28. 09 по  09.10 .15 г.Задачи: Способствовать формированию представлений об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Конспект с мнемотаблицей для составления описательного рассказа....

Сценарий осеннего развлечения "Осени приметы"

Осеннее развлечение для детей средней группы, позволяющие проверить и закрепить знания детей о приметах осени....

Лексическая тема "Осень. Приметы осени. Деревья осенью"

С 23 по 27 сентября изучали с детьми лексическую тему "Осень. Приметы осени. Деревья осенью". Здесь родители могут найти материал по закреплению с детьми знаний и умений, полученных в детско...

Тема недели: «Осенние хлопоты»(дары осени, труд осенью, приметы).

Цель: обобщать и  расширять представления детей  о многообразии и пользе овощей и фруктов, которые созревают в осенний период; формировать представления о тесной  взаимосвязи...

Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»

Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»...