Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Елена Александровна Рыбакова

Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическое занятие для совместного досуга родителей и детей старшего возраста

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень под водой»

в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»

Рыбакова Елена Александровна, сентябрь 2023

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. В рамках реализации программы, дети знакомятся с пересказом данного произведения с опорой на схемы. Но текст произведения даётся им в краткой форме. Предлагаю Вам усложнить работу с ребёнком, закрепив его знания.

Задачи:

  1. Обучать ребёнка в игровой форме последовательно пересказывать рассказ, выделяя главный смысл;
  2. Формировать навык пересказа с опорой на наглядность в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Умения и навыки, формируемые родителем у ребёнка:

  1. Улучшение взаимоотношений родителя и ребёнка в процессе совместной деятельности;
  2. Развитие слуховых и зрительных процессов при пересказе;
  3. Развитие монологической речи;
  4. Активизировать у ребёнка приёмы планирования собственного пересказа;
  5. Развивать ассоциативное мышление;
  6. Практиковать правильность использования грамматических форм, обобщений на основе работы с языковым материалом пересказываемого текста.

Перед проведением занятия с ребёнком, распечатайте схемы. (Приложение 1)

Практическая часть:

  1. Чтение родителем загадок и работа с ними

Прочитайте ребёнку загадки: Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень)

Опустели наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали... (урожай)

Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад — Это просто... (листопад)

Цель работы с загадкой не только правильная отгадка, но и нахождение признаков отгадки в тексте загадки. После правильной отгадки ребёнком, обязательно спросите:

«Как ты догадался?».

  1. Далее проведите с ребёнком игру: «Исправь ошибки». Читайте рассказ

медленно, давая возможность ребёнку исправить ошибку по ходу чтения. Задавайте детям вопрос: «Почему это ошибка по мнению ребёнка?»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили

крошками птиц.

  1. Чтение теста для пересказа Н. Сладкова «Осень под водой»

Читайте ребёнку текст медленно, с выражением.

Вы купаетесь — раздеваетесь, а я купаюсь — одеваюсь. Надеваю тёплое бельё, тёплые брюки и тёплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки — шерстяные перчатки.

Поверх всего — резиновый костюм.

На лицо маску, на ноги ласты — и в воду.

Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой. Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Жёлтые тростники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.

А в глубине всё в движении. Ёрзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие брёвна-топляки переваливаются с боку на бок, как поросята.

Над озером высокое синее небо. На берегах берёзки — горящие свечи. Чёрные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.

А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Вокруг пустынно и глухо.

Ветви водорослей поломались, поникли, обвисли. Всё поблёкло и покрылось густым слоем мути.

Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как ленивые сонные змеи… Землю скоро укутает снег — наступит белая зима. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле, и под водой все с нетерпением будут ждать прихода зелёной весны.

  1. Беседа по содержанию текста

  • Как автор готовится к купанию осенью?
  • Почему он купается осенью?
  • Что видно в подводном осеннем царстве?
  • Что описывает автор над озером?
  • Опиши, какая бывает осень под водой?
  • Что будет, когда наступит зима?

После ответа на вопросы, прочитайте рассказ ещё раз.

  1. Динамическая пауза «Осенние листочки» Перед следующим заданием, проведите с ребёнком небольшой отдых.

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение) Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте) Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

  1. Пересказ отрывка рассказа по схемам из приложения 1.

Разложите перед ребёнком схемы. Они знакомы ребёнку. Попросите выложить их в правильной последовательности для пересказа отрывка.

После пересказа отрывка ребёнком, прочитайте ему окончание рассказа:

Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как ленивые сонные змеи… Землю скоро укутает снег — наступит белая зима. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле, и под водой все с нетерпением будут ждать прихода зелёной весны.

Нарисуйте вместе с ребёнком схемы к окончанию рассказа.

Данный систематический вид работы способствует обогащению словаря, развивает восприятие, память, внимание. Постепенно совершенствуется структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. А рисование схем, в которых отражены ключевые моменты рассказа, развивает образное мышление.

Желаю Вам успехов!

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «Поездка в осенний лес» (в рамках тематической недели «Осень наступила» с использованием ActivBoard)

Цель: формировать умение соотносить цифру и количество предметов.Задачи. Формировать пространственные представления: слева, справа.Закрепить названия геометрических фигур.Закреплять порядковый счет в ...

Развитие мелкой моторики в процессе рисования песком на световом столе в рамках тематической недели «Осень"

Рисование пескомПесок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем,...

Конспект занятия «Пересказ рассказа «Осень под водой»

Цель:навыков последовательного текста с на графические .Основные :1. Формирование слухового и контроля составления .2.Обучение приемам собственного .3. Активизация и словарного .4. Закрепление граммат...

Интегрированная образовательная деятельность на тему: «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».

Конспект Интегрированной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы»....

Мастер-класс «Как изготовить атрибут к танцу. Колоски» в рамках тематической недели «Ах, какая осень». Средняя группа. Октябрь 2022. Автор Арвачёва В.В.

Мастер-класс по изготовлению атрибута к танцу - колоски, благодаря которым мы сформируем  в музыкально-игровом творчестве навыки танцевальных движений, научим детей выразительно двигаться в ...