Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста "ВУЛКАНЫ В ЖИЗНИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Архипова Юлия Ивановна

Познавательно-исследовательский проект для дошкольников по теме «Вулканы в жизни нашей планеты Земля».

 

Методическая разработка построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об Образовании», а также на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой, по направлению «Познавательно-исследовательская деятельность».

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» является одной из составляющих частей образовательного  направления «Познание». Данный раздел гласит, что детские исследовательские проекты - эффективный и дидактически оправданный метод обучения. Исследовательская деятельность в процессе обучения и воспитания дошкольников развивает познавательную активность детей, приучает воспитанников действовать самостоятельно, планировать в дальнейшем свою работу и доводить её до положительного результата, при этом проявлять инициативу и творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vulkan.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №717»

АРХИПОВОЙ ЮЛИИ ИВАНОВНЫ

ЧОРНОУС ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ

ВУЛКАНЫ В ЖИЗНИ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Москва, 2019 г.


Пояснительная записка

Познавательно-исследовательский проект для дошкольников по теме «Вулканы в жизни нашей планеты Земля».

Методическая разработка построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, Законом РФ «Об Образовании», а также на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой, по направлению «Познавательно-исследовательская деятельность».

Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» является одной из составляющих частей образовательного  направления «Познание». Данный раздел гласит, что детские исследовательские проекты - эффективный и дидактически оправданный метод обучения. Исследовательская деятельность в процессе обучения и воспитания дошкольников развивает познавательную активность детей, приучает воспитанников действовать самостоятельно, планировать в дальнейшем свою работу и доводить её до положительного результата, при этом проявлять инициативу и творчество.

База внедрения познавательно-исследовательского проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ГБОУ Школа № 717 дошкольного отделения 2.

Сроки реализации проекта: 1 месяц

Образовательная область:

- «Социально - коммуникативное»

- «Речевое развитие»

- «Художественно-эстетическое развитие»

- «Познавательное развитие»

- «Физическое развитие».

Цель проекта: реализация в воспитательно-образовательном процессе познавательной и исследовательской деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста через изучение такого природного явления как вулканы (и гейзеры).

Задачи проекта:

- знакомство дошкольников с вулканами (гейзерами), с их строением, с причинами их возникновения;

- активизировать и формировать такие понятия, как магма, жерло, кратер, лава, извержение, пепел, плюм, действующий, спящий и потухший вулкан

- приобщать детей к использованию энциклопедий при знакомстве с новыми явлениями, факторами.

- развитие познавательной активности детей в процессе совместного с родителями выполнения материалов для данного проекта.

- педагогический поиск эффективных методов и приёмов, способствующих формированию представлений у дошкольников о целостности окружающего мира

- формирование у родителей активной позиции в воспитании и образовании детей.

Предполагаемые результаты проекта:

- дети получат представления о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения, в частности, о вулканах (гейзерах), об их строениях, о причинах их возникновения;

- будут активизированы и сформированы такие понятия, как магма, жерло, кратер, лава, извержение, пепел, плюм, действующий, спящий и потухший вулкан;

- сформируется умение детей пользоваться энциклопедиями при знакомстве с новыми явлениями, факторами.

- появится познавательная активность не только у детей, но и у их родителей;

- продолжится педагогический поиск эффективных методов и приёмов для формирования представлений у дошкольников об окружающем мире;

- у родителей сформируется активная позиция в воспитании и образовании детей;

- дети научатся применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т.д.);

- разовьется познавательно-исследовательский интерес у дошкольников;

- у дошкольников проявится умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету);

- у детей и их родителей сформируется умение уделять внимание анализу эффективности источников информации;

- у детей сформируется  проектная деятельность индивидуального и группового характера;

- дошкольники научатся согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;

- у детей проявятся качества ассоциативно-образного и логического  мышления, воображения, познавательной активности.


Список использованной литературы.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. - Москва: Айрис Пресс: Рольф, 2002. - 573, [1] с.: портр.; 21 см.

Габдуллин Р.Р. Эволюция Земли и Жизни : учеб. пособие по геол. и биол. дисциплинам для студентов вузов / Р. Р. Габдуллин, И. В. Ильин, А. В. Иванов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2005 (Изд-во Моск. ун-та). - 161 с., [36] л. ил.: ил., табл.; 21 см.

Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики / М-во образования Рос. Федерации, Департамент по молодеж политике, Ком. по молодеж. политике Санкт-Петербурга, Межрегион. дет. обществ. орг. Санкт-Петербурга и Ленингр. обл. "Ю-Питер" ; [сост. Шорина С. В.]. - М. : ЦГЛ, 2005. - 187, [1] с. : ил., табл.; 20 см.

Обо всем на свете. Энциклопедия в вопросах и  ответах. М., 2013.

Планета Земля // Энциклопедия. Открой мир вокруг себя. М., 2010. Вып. № 10.

Удивительный мир. Ответ на вопросы.

Физика Земли: учеб. пособие для бакалавров направления 553200 - "Геология и разведка полез. ископаемых" / С. Н. Кашубин [и др.] ; под ред. В. В. Филатова ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Урал. гос. гор. ун-т". - 2-е изд., испр. и перераб. - Екатеринбург: Урал. гос. гор. ун-т, 2005. - 188 с. : ил., табл.; 21 см.

Экология: Учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений, обучающихся по техн. спец. и направлениям / Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев, Б. П. Усанов и др.; Под ред. Л. И. Цветковой. - СПб., 1999. - 487 с. : ил.; 21 см.


Ссылка на интернет-ресурсы

National Geographic: Самые страшные стихийные бедствия: Вулканы // http://intorrents.biz/film/Dokumentalniy/samyie-strashnyie-stihijnyie-bedstviya-vulkanyi.htm 

География для самых маленьких. Вулканы // http://club.umnitsa.ru/node/358497/360726 

Иcмaил-Заду А. Глубинные процессы земли и их поверхностные проявления // https://www.nkj.ru/archive/articles/10147/ 

Почемучка: "Что такое вулканы и гейзеры". Развивающий мультфильм // https://www.youtube.com/watch?v=uyyFHRfrVPE 

Программа по работе с дошкольниками «Я читаю. Я расту» на 2016 год // http://tsdbklimovo.ru/библиотечная-мозаика/проектная-деятельность-планы-направ/программа-по-работе-с-дошкольниками/ 

Творческий проект для детей дошкольного возраста «Вулканы. Извержение вулкана» // https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/tvorchieskii-proiekt-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-vulkany-izvierzhieniie-vulkana 


Методическая разработка познавательно-исследовательского проекта

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи детей и их мышления. Организация условий для получения знаний о вулканах помогает дошкольнику осмыслить, что и на Земле, и в нашей стране есть такие природные объекты, как вулканы и гейзеры. Проект привлекателен тем, что в его реализации участвуют и родители детей. И, как известно, семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка.

Методическая разработка по выбранному проекту включает в себя:

- чтение детской энциклопедии по теме проекта;

- оформление библиотеки по теме проекта для дошкольников (в гр. 7.1.);

- интегрированное занятие знакомство с окружающим миром и аппликация «Вулкан» для дошкольников средней группы (7.1.);

- участие родителей группы 7.1. в изготовлении лэпбуков по подтемам проекта: Вулканы Камчатки, Вулканы глазами художников, Профессия «Вулканолог», Гейзеры, Вулканы и жители деревень и сел;

- изготовление воспитателем Ю.И. Архиповой макета вулкана из подручных материалов;

- проведение опыта «Извержение вулканов» для воспитанников групп 7.1., 7.6., 7.1. (средний, старший, подготовительный дошкольный возраст);

- беседа «Предметы вулканического происхождения» для воспитанников групп 7.1., 7.6. (средний и старший дошкольный возраст);

- эксперимент с пемзой и камнем для воспитанников групп 7.1., 7.6. (средний и старший дошкольный возраст);

- просмотр видеофильмов «National Geographic: Самые страшные стихийные бедствия: Вулканы», «Почемучка "Что такое вулканы и гейзеры" Развивающий мультфильм» с воспитанниками групп 7.1., 7.6. (средний и старший дошкольный возраст);

- просмотр презентации «Почему извергаются вулканы» с воспитанниками групп 7.1., 7.5., 7.2. (средний, подготовительный дошкольный возраст);

- изготовление раскрасок «Извержение вулкана» для воспитанников групп 7.1., 7.5. (средний дошкольный возраст).

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и по аппликации для дошкольников средней группы на тему «Вулканы».

Цель: познакомить детей с природным объектом - вулканом.

Задачи:

обучающие: знакомить детей со строением вулкана, причинами извержениями вулканов, рассказать о пользе и вреде вулканов для человека; рассказать легенду о городе Помпеи и о вулкане Везувий, формируя на данном примере представление о неразрывной связи человека с природой;

развивающие: способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения проекта, развивать логическое мышление;

воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Словарная работа: кратер, вулкан, лава, магма, Везувий, Помпеи, Карл Брюллов, Италия.

Предварительная работа: просмотр фото и видеофильмов о вулканах, чтение энциклопедии.

Материал и оборудование: карта мира, разноцветные ленты, макет вулкана,

Содержание организованной образовательной деятельности:

1. Вводная часть:

Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать, о чем она?

У той немаленькой горы

Характер тихий до поры.

Но может так случиться -

Взорвётся, задымится!

Дети: Вулкан

Воспитатель: Правильно! А что такое вулкан? Вы поможете мне вспомнить информацию о нем?

Дети: Да.

2. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на доску. Что вы видите на картинке?

На доске репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, мы отправимся в путешествие на юг Италии. Там мы сможем познакомиться с историей Помпей - одного из древних городов Италии.

Воспитатель показывает этот город на карте мира, называет море, горы, леса, и продолжает свой рассказ:

Помпеи были расположены на юге Италии у подножия горы Везувий. Это был большой, богатый город. Храмы, каменные дома, украшенные цветной мозаикой и барельефом, богатые виллы. Множество лавок с различными товарами, аптеки, бани, библиотеки, театр, спортивные сооружения для состязаний гладиаторов. Мостовые для повозок и колесниц, тротуары для прохожих. Город процветал. На склонах этой горы зеленели виноградники и мирно шелестели листвой оливковые рощи. Ничто не напоминало людям о грозной силе, таившейся в глубине горы.

Демонстрация иллюстраций о древних городах Италии.

Накануне извержения был сильный подземный толчок, но люди не придали ему значения. 20 августа в окрестностях Помпеи перестали петь птицы, дикие животные ушли из лесов. В ночь на 24 августа из жерла Везувия поднялся гигантский столб пепла, ядовитое облако двинулось прямо на город, и тут же обрушился камнепад. Сначала это были легкие куски пемзы, затем тяжелая порода. Ядовитый газ вулкана убивал все живое, а вулканический пепел засыпал улицы толстым одеялом.

Воспитатель: Какие первые признаки извержения вулкана вы можете назвать? Как вы думаете, что могло предупредить людей об опасности?

Ответы детей.

Воспитатель продолжает рассказ: Лишь спустя несколько сот лет после извержения Везувия город случайно нашли пастухи, которые копали колодец. Так начались раскопки Помпей. Посетил также раскопки древнего города и молодой русский художник Карл Брюллов. Зрелище ошеломило его. Художник стал изучать исторические источники. Поэтому почти все предметы, написанные художником, подлинные. (Описание картины) Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает горизонт, ослепительные вспышки молнии разрывают тьму. Вот юноша уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Сыновья несут на плечах старика. Подняв руку навстречу небесам, мужчина готов защищать свою семью, рядом мать с детьми. С какой нежностью они прижимаются друг к другу. Картина убеждает в том, что главная ценность в мире – это человек.

А вот так описал извержение вулкана в одном из своих произведений великий русский писатель и поэт А. С. Пушкин:

Везувий зев открыл – дым хлынул, клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

У людей было время убежать, но спаслось около 20000 человек. Погибли те, кто думал пересидеть опасность.

Воспитатель: Что больше всего волнует вас в этой картине? Какие средства спасения вы бы предложили жителям Помпеи?

Ответы детей.

Воспитатель: И сейчас серные пары постоянно поднимаются над главным кратером, но раскопки древнего города ученые продолжают вести. Поскольку вулкан нельзя считать безопасным, недалеко от Везувия расположена лаборатория, которая следит за активностью этого прекрасного природного памятника.

Физкультминутка «Вулкан»

Спящий я похож на гору (вулкан закрывает глаза и прислоняется левым ухом к соединенным вместе ладошкам, изображая спящего),

Но уж коли я проснусь, задрожу (вулкан открывает глаза и потягивается, дрожит),

То, значит, скоро я фонтаном ввысь взметнусь (вулкан поднимает руки над головой).

Пых! По небу пепел кружит (вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой серыми лентами).

Пых! Огонь летит наружу (вулкан приседает, потом распрямляется и машет над головой алыми, желтыми и оранжевыми лентами).

Льется лава в океан (вулкан разводит руки в стороны и делает огненными лентами волнообразные движения),

Извергается вулкан (перед словом «вулкан» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим отгадать маску).

Воспитатель: В нашей группе есть макет настоящего вулкана, давайте его рассмотрим.

Дети рассматривают макет.

Воспитатель организует обсуждение: Какой формы вулкан? На что он похож? На что похожа его верхняя часть?

Дети: Вулкан имеет форму конуса, а верхняя часть напоминает яму, воронку.

Воспитатель: Правильно. А давайте, мы сделаем аппликацию о вулканах.

Ответы детей.

Изготовление поделок по образцу.

Подведение итогов.

Консультация для родителей «Что такое лэпбук?»

Итак, давайте разбираться вместе:

- что такое лэпбуки;

- зачем они нужны;

- как сделать тематический лэпбук своими руками.

Лэпбукинг, или создание лэпбуков своими руками, — для отечественных родителей явление пока малознакомое, а вот американские мамы и папы используют его давно и с удовольствием. Собственно, именно от американцев пришло к нам само понятие «лэпбук», образованное от английского lapbook (наколенная книжка), что указывает на требования к формату изделия: возможность разложить его на коленях для увлекательной работы с содержимым.

Адаптировала лэпбук под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

Преимущества лэпбуков для дошкольников

Совместная деятельность родителей и детей. Создание лэпбука своими руками может стать вашей доброй семейной традицией. Привлекайте к работе ребёнка. Самые маленькие могут приклеивать необходимые элементы на указанные вами места, дети постарше способны выполнять более ответственные поручения, а школьникам можно предложить сделать лэпбук самостоятельно в качестве итогового проекта по изученной в школе теме.

Воспитание культуры чтения. Яркие, красочные, уникальные интерактивные книжечки, сделанные заботливыми руками любящих родителей, привлекают внимание ребёнка, повышают его познавательную активность, прививают любовь к книжкам, к чтению.

Образность. Оригинальная подача информации, возможность организовать её размещение на разворотах папки с учётом собственных предпочтений способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Особенно это справедливо для ребятишек-визуалов, которым для хорошей работы памяти важно наличие ярких зрительных образов.

Закрепление изученной темы. Помимо кратких теоретических аспектов, лэпбуки содержат игры, загадки, упражнения, что позволяет ребёнку использовать для закрепления темы различные виды деятельности.

Лэпбук могут делать педагоги, педагоги с детьми, педагоги, дети и родители, дети и родители, родители. Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

•картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);

•бумага

•принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;

•обычные и фигурные ножницы;

•клей и/или скотч;

•степлер;

•декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

- выбор темы

- составление плана

- создание макета и оформление

- презентация

- проект

- целеполагание

- разработка

- выполнение проекта

- подведение итогов

1. Начинаем мы с выбора темы. Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук.

При создании лэпбука необходимо учесть: эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки), минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации), приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

2. План.

После того, как выбрана тему, составляется план, раскрывающий выбранную тему. Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по теме. Содержание может быть разнообразно, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.

3. Создание макета и оформление.

После составленного плана можно приступать к рисованию макета. Вся предполагаемая информация размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках и т.д.

На этом этапе к деятельности желательно присоединить ребенка. Заниматься по тематической папке желательно постепенно: одно занятие – одно задание. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Форма лэпбука может быть произвольной — на ваше усмотрение (приложение 1).

Шаблоны для тематических лэпбуков вы можете найти в интернете, но не бойтесь фантазировать и придумывать что-то своё, авторское. Особенно радостно будет малышу заниматься с пособием, в котором есть его собственные фотографии и рисунки, описания из его жизни, произошедших с ним событий, его любимых книжек и игрушек.

Творите на радость и пользу себе и малышу! Пусть ваше родительство будет счастливым!

Беседа «Камни и горные породы вулканического происхождения»

Магматическая порода: андезит. Магматическая порода. Свое название вулканический камень получил от южно-американской горной цепи (Анды), где были обнаружены большие залежи этой породы, и где андезит был впервые упомянут в печатных источниках. Андезит менее текучий по сравнению с базальтом, и извергается с большей интенсивностью, потому что растворенным в нем газам труднее вырваться наружу.

Вулканический камень: анортозит. Необычная плутоническая порода. Анортозит относится к одной древнейших пород земной коры. Анортозиты обычно можно обнаружить на тех участках, где обнажаются и выходят на поверхность древние магматические породы. Анортозит используют в промышленности, в качестве строительного материала и камня для облицовки.

Вулканическая порода: базальт. Вулканическая порода, из которой состоит большая часть океанического дна. Черный вулканический камень относится к мелкозернистым вулканическим породам.

Вулканическая лава: диорит. Магматическая порода. Диорит обладает довольно светлой расцветкой – наполовину черный и наполовину белый. Если диоритовая лава извергается из вулкана, то, в этом случае, охлаждаясь, она превращается в андезитовую породу. Обычно, геологи называют диоритом более широкий спектр пород.

Дунит – плутоническая горная порода. Свое название порода получила в честь гор Дун, расположенных в Новой Зеландии. Порода представлена в светло-зеленых и темно-зеленых цветах (иногда встречаются практически черные разновидности). Дунит используется для изготовления огнеупорных материалов, а также применяется в литейном производстве.

Гранит состоит из кварца (серый), плагиоклазового полевого шпата (белый) и щелочного полевого шпата (бежевый), плюс темные минералы, такие как биотит и роговая обманка. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала.

Коматиит – это редкая и древняя ультраосновная магматическая порода. Коматиит получил свое название в честь южно-африканской реки Комати, в районе которой были обнаружены образцы этого камня.

Латит – горная порода вулканического происхождения. Представляет собой кристаллически-зернистую массу желтоватого, серого или зеленовато-серого цвета.

Черный вулканический камень обсидиан. Камень вулканической породы. Обсидиан представляет собой целую группу изверженных пород стекловатой структуры. Многие ученые считают, что обсидиан образуется в результате очень быстрого охлаждения лавы, но это не совсем точное наблюдение.

Пегматит – плутоническая порода. Пегматит формируется на поздней стадии затвердевания гранитных массивов. Пегматиты состоят в основном из кварца и полевого шпата.

Перидотит – это плутоническая горная порода, слагающая верхнюю мантию земли. В перидотите отмечается повышенная концентрация железа и магния. В тех местах, где литосферные плиты расходятся, вдоль хребтов океанического дна, уменьшение давления на мантию из перидотита позволяет ему частично расплавиться.

Камень вулканическая лава - перлит. Магматическая порода. Перлит имеет очень важное промышленное значение. Порода отличается высокой прочностью и легким весом, что делает этот камень очень ценным строительным материалом. При нагреве до температуры 900°C, перлит превращается в еще более полезную породу. Пористый перлит применяют в качестве изоляционного материала, добавляют в легкие бетоны и использует во многих других случаях, где требуется материал, обладающий химической стойкостью, легким весом, прочностью, абразивностью и хорошими изоляционными характеристиками.

Вулканическая лава: пемза. Пемза представляет собой ничто иное, как лавовую пену. Горная порода, которая застыла после того, как растворенные в ней газы вышли наружу. Производит впечатление плотной породы, хотя, на самом деле, пемза насквозь пронизана порами, и часто настолько легкая, что не тонет в воде. Пемза легко дробится и используется в качестве шлифовального зерна или почвоулучшителя. Пемза во многом похожа на вулканический шлак, так как обе вулканические породы имеют легкий вес и пористую структуру, но пузырьки в пемзе мельче и расположены более упорядоченно.

Черный вулканический камень пироксенит. Пироксенит – плутоническая порода. Залежи пироксенита обычно располагаются в толще океанического дна, под слоем базальта, формирующего донную поверхность. Куски пироксенита оказывается на поверхности в тех местах, где океаническая плита присоединяется к материку, т.е. в зонах движения по разломам.

Риолит – лава с высоким содержанием кремнезема. Риолит обычно бывает темного цвета, с основной массой породы стекловатого вида. При вулканических извержениях, риолит формирует лавовый купол.

Вулканический шлак, также как и пемза относится к легковесным эффузивным породам, но, в отличие от пемзы, шлак темнее, а воздушные пузырьки породы крупнее и расположены неупорядоченно. Вулканический шлак формируется в виде пенообразной корки на потоках лавы, которая отваливается по мере движения потока расплавленной породы. Также вулканический шлак выдувается из кратера вулкана во время извержения. Используется в качестве заполнителей для легких бетонов.

Туф представляет собой осадочную породу, сформированную отложениями вулканического пепла, смешанного с осколками пемзы и вулканического шлака. Хрупкая лава легко крошится и превращается в вулканический пепел. Пепел, кусочки пемзы и вулканического шлака со временем спрессовываются в единое целое под воздействием выпадающих осадков. Встречается много разновидностей туфовой породы, некоторые из них очень твердые и плотные, тогда, как другие хрупкие и ломкие, в зависимости от условий, которые предшествовали его образованию. Туфы применяют в качестве строительных материалов, из травертина изготавливают напольную и облицовочную плитку. Известковый туф применяется для возведения строений как лёгкий строительный камень, теплоизоляционный материал, для производства жжёной извести. Блоки из туфа применяются для строительства каменных зданий с древнейших времен. Туф достаточно легко обрабатывается, например, из туфа вырублены монолитные церкви Лалибэла. В то же время рыхлые туфы частично водопроницаемы, что ограничивает их использование в качестве облицовочного камня.

Известковый туф. Вследствие того, что в Италии распространено использование известкового туфа, стены Колизея были воздвигнуты из этого камня, который добывали в соседнем городе Тиволи. Также использовался при постройке Собора святого Петра в Ватикане, в Ростральных колонн (Санкт-Петербург) на Стрелке Васильевского острова, метро «Выборгская».

Вулканический туф. В Москве в 1929—1930-х годах, на улице Мясницкой, 39, по проекту Ле Корбюзье было построено административное здание с чередованием стеклянных поверхностей и поверхностей, облицованным розово-фиолетовым туфом из Армении.

Изготовление макета вулкана (приложение 2)

Материалы:

1.Площадка для модели (фанера или плотный картон).

2.Лист картона (основа).

3.Клей «ПВА».

4.Ножницы.

5.Краски гуашь.

6.Кисточка.

7.Салфетки.

8 Глина.

Инструкция пошаговая:

1. Взять лист картона, сделать из него конус и с помощью клея ПВА прикрепить его к площадке.

2. После того, как конус прикреплен к площадке, берем салфетку, сминаем ее в руке, смачиваем водой, придавая форму, с помощью клея ПВА обклеиваем конус со всех сторон.

3. Пока вулкан бесцветный и совершенно непривлекательный для детей. Лучше всего для устранения такой проблемы подойдёт разукрашивание, где также необходимо задействовать детей. В таком процессе у детишек развиваются различные творческие способности, а также они получают удовольствие. Оптимальными цветами будут, зелёный, коричневый и серый. Раскрасить гору. А у её подножья необходимо применить цвет растительности, то есть, зелёный.

4. Для того, чтобы вулкан был более объемным дополнительно взять глину, смочить ее с водой и облепить наш вулкан, так чтобы глина была похожа на лаву, стекающую по горе и после высыхания раскрасить ее красным, желтым и оранжевым цветами.

5. Осталось лишь разнообразить природу вокруг самого вулкана с помощью красок. Это могут быть небольшие деревья или горы.

Опыт «Извержение вулкана»

Как проводить опыт:

Насыпьте две чайные ложки соды в емкость и добавьте столовую ложку средства для мытья посуды.

Налейте в стакан уксус и подкрасьте пищевым красителем. Вылейте жидкость в вулкан. Реакция не заставит долго ждать — из жерла вулкана с шипением потечет густая пена. Дети будут в восторге от эффектного извержения вулкана!

Красочный вулкан из соды и уксуса.

Необходимые материалы:

- пищевая сода;

- уксус;

- вода;

- жидкость для мытья посуды;

- жидкая акварель или разбавленные пищевые красители.

Извергающийся вулкан  — очень увлекательное зрелище!

Во время проведения опыта необходимо соблюдать правила техники безопасности:

1. Так как опыт включает в себя опасные вещества, поэтому первое, что необходимо сделать, это надеть специальную защитную одежду: фартук, очки, перчатки.

2. Проводить опыт на безопасном расстоянии – вытянутой руки.

3. Использовать воронку при смешивании компонентов.

Беседа «Что такое гейзер?»

Гейзер - удивительное природное явление. Гейзер – это горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Гейзеры находятся вблизи вулканов. Оказывается это маленький вулкан. Только вулканы выбрасывают из своих макушек огненную кашу, а гейзеры горячий пар и кипяток. Как же это происходит? Дело в том, что у гейзеров есть отверстие, которое называется трубкой. Это отверстие ведет с поверхности земли в подземные кладовые, в которых собирается вода.

Источником воды для гейзеров являются дожди и снега. В недрах Земли горные породы очень горячие.

Трубка или проход, идущий от воды до горячих пород вниз имеет изогнутую форму и это мешает пару подниматься на поверхность. Гейзер извергается, потому что вода глубоко под землей быстро нагревается до кипения и сразу превращается в пар. Пару требуется больше места чем воде из которой он образовался и поэтому пар выталкивает находящийся над ним водяной столб и мы видим гейзер. Давайте посмотрим, как это происходит (видео Великана). (СЛАЙД 12)

В воде, которую выбрасывают гейзеры, содержится много солей и минеральных веществ. Когда вода испаряется соль остается и откладывается в причудливые формы. Такие формы называются гейзериты (СЛАЙД 13)

Помимо того, что они являются природным явлением, гейзеры являются незаменимым помощником при лечении многих болезней.

Гейзеры – это одно из семи чудес России (Камчатка).

В камчатской долине можно наблюдать великолепие и богатство природы, увидеть бьющие фонтаны кипятка, грязи и много пара. Самый крупный гейзер долины - «Великан», который извергается раз 8-10 часов.

Минерализованные воды и грязи гейзеров являются лечебными. С их помощью успешно лечат кожные заболевания, заболевания нервной системы. Такое лечение благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.

Развивающий потенциал библиотеки для дошкольников по теме проекта «Вулканы и гейзеры в жизни нашей планеты Земля»

Цель:

- развитие у дошкольников устойчивого читательского интереса к книге и чтению.

Задачи:

* прививать любовь к чтению, к библиотеке;

* воспитывать у малышей читательскую потребность в постоянном общении с книгой;

* открывать для ребёнка лучшие образцы детской литературы;

* воспитывать бережное отношение к книге.

Целевая  аудитория:

- дошкольники среднего и старшего возраста ДОУ.

Ожидаемые конечные результаты:

* приобщение детей к книге и библиотеке;

* целенаправленная организация детского чтения;

* развитие  интеллектуальных и творческих способностей детей.

Обоснование организации центра чтения по теме проекта.

Дошкольный возраст называют самой первой ступенькой на пути формирования личности. С раннего возраста маленький человек стремится к самостоятельности, пытается познать всё новое. Для ребёнка-дошкольника значимо всё. Но особенно важно, чтобы рядом были взрослые, осознающие важность мира дошкольника, ведь от их грамотного поведения зависит будущее малыша.

Одним из важных факторов, способствующих всестороннему  развитию  ребёнка, является чтение  и посещение  библиотеки. Ведь именно книга учит его наблюдать окружающий мир, учит мечтать, развивает воображение  и фантазию. И очень важно, чтобы книга вошла в жизнь  маленького человека  как можно раньше.

Ребёнок открывает книгу и переносится в удивительный мир…

Но ведь и сама книга – огромный и для многих  неизведанный   мир. Чем больше ребёнок узнаёт о книге и библиотеке, тем легче ему будет впоследствии  находить   нужную  информацию, тем увереннее он будет ориентироваться  среди многочисленных и разнообразных изданий.

Умение читать – важный фактор для ускорения развития дошкольника. Наша библиотека располагает  возможностями для формирования у детей устойчивых читательских интересов. Это и является  главной целью   библиотечной работы с дошкольниками.

В центре чтения и развития речи были использованы выполненные родителями и детьми лэпбуки на темы:

- Вулканы Камчатки (семья Гузенко);

- Вулканы глазами художников (семья Дьячковых);

- Профессия вулканолог (семья Догуа);

- Гейзеры (семья Ивановых);

- Деревни и села у подножий вулканов (семья Оспищевых).

Благодаря изучаемой теме также дошкольники смогли познакомиться со справочной и энциклопедической литературой:

- Обо всем на свете. Энциклопедия в вопросах и  ответах. М., 2013;

- Энциклопедия. Открой мир вокруг себя. М., 2010. Вып. № 10;

- Новая книга знаний в вопросах и ответах. М., 2018.

- Удивительный мир. Ответы на вопросы.


Результаты воспитательных возможностей учебного материала и примененной методики.

В ходе организованного проекта дошкольники смогли узнать, каким образом и почему происходят извержения вулканов. Учёные-вулканологи сделали и делают много ценных наблюдений и выводов по деятельности вулканов, что, в свою очередь, помогает наблюдать и объяснять происходящие извержения. Вулканы интересны человеку не только как необычное, грандиозное и страшное явление природы; их изучение помогает людям разгадывать действие и влияние внутренних подземных сил на жизнь Земли. А это помогает разыскивать в Земле полезные для человека сокровища.

Так при обследовании областей, где когда-то были теперь разрушенные вулканы, почти всегда находят ценные руды. Зачастую они находятся тут прямо на поверхности земли, или на таких глубинах, откуда их легко достать.

Такие горы на нашей планете, как Уральские, Кавказ и многие другие, которые так богаты рудами ценных металлов, и являются теми областями, где в очень отдалённые времена, десятки и сотни миллионов лет назад, существовали вулканы и происходили вулканические извержения.

В ходе проведенного проекта были созданы условия для социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации такие, как развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям, развитие коммуникативной и социальной компетентности, развитие игровой деятельности. Для положительного отношения ребенка к себе и другим людям родителями и воспитателями были созданы условия для формирования у ребенка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, развития у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод.

Для познавательного развития ребенка в  образовательной деятельности были созданы условия для:

– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;

– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.

Была  создана предметно-пространственная среда, стимулирующая познавательный интерес детей, их исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.

Для дошкольников были созданы предпосылки для того, чтобы открывать явления из естественнонаучной области, устанавливая и понимая простые причинные взаимосвязи «если… то…». Дети приобрели опыт соприкосновения с объектами природы – воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, различными объектами живой и неживой природы и т. п. дошкольникам понравилось наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Элементарные опыты и эксперименты сыграли и продолжают играть большое значение для умственного и эмоционально- волевого развития детей, способствовали построению целостной картины мира, оказывали стойкий по времени эффект. У дошкольников сформировалось первичное понимание, что окружающий мир полон загадок, тайн, которые еще предстоит разгадать. Таким образом, перед ребенком открывалась познавательная перспектива дальнейшего изучения природы, мотивация расширять и углублять свои знания.

Полноценное речевое развитие на основе проекта также помогает дошкольникам устанавливать контакты, делиться впечатлениями, например, через активизацию таких понятий, как магма, жерло, кратер, лава, извержение, пепел, плюм, действующий, спящий и потухший вулкан и т.д.

Речевому развитию способствовало и способствует наличие в развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми соответствующих их возрасту энциклопедических справочников, наличие других дополнительных материалов, например лэпбуков, рассказов в картинках, других материалов.

Тесное сотрудничество с семьями дошкольников при организации проекта сделало успешной работу в образовательном процессе детей. Обмен информацией о жизни вулканов стали также и той основой для воспитательного партнерства между родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и воспитания детей.

В диалоге проходило консультирование родителей (законных представителей) по поводу лучшей стратегии в образовании и воспитании.

В этом случае ситуативное взаимодействие стало настоящим образовательным партнерством.

Проектная работа обеспечило условия родителям (законным представителям) для участия в планировании и подготовке проекта.

В ходе совместной деятельности семьи и воспитателей были использованы следующие принципы:

- единый подход к процессу воспитания ребёнка;

- открытость дошкольного учреждения для родителей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- дифференцированный подход к каждой семье;

- равная ответственность родителей и педагогов.


Приложение 1

Родителям на заметку: лэпбуки для дошкольников


Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"

Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа

Познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие" подготовительная к школе группа...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет «Наши пернатые друзья»

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста 6 – 7 лет«Наши пернатые друзья»Актуальность: в современных условиях проблема экологического в...