Деревья – в нашей жизни
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Развивать познавательную активность детей. Поддерживать у детей интерес к познанию природы родного края. Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений, на основе опытно – экспериментальной деятельности. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев их взаимосвязях в природе. Совершенствовать изобразительные навыки дошкольников. Воспитывать бережное отношение к живой природе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_derevya_v_nashey_zhizni.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 комбинированного  вида» г.Казани, Кировского района

Интегрированная

образовательная деятельность

в подготовительной группе

по экологии

на тему: «Деревья – в нашей жизни».

Подготовила    воспитатель

Хабирова Л.Р.

Программное содержание: Развивать познавательную активность детей. Поддерживать у детей интерес к познанию природы родного края. Развивать умение сравнивать и делать выводы на основе собственных наблюдений, на основе опытно – экспериментальной деятельности. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев их взаимосвязях в природе. Совершенствовать изобразительные навыки дошкольников. Воспитывать бережное отношение к живой природе.  

 

Предварительная работа: знакомство с деревьями, которые растут на участке, беседа о деревьях, о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», « Птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц; отгадывание загадок; рисование на тему «лес», «осеннее дерево».

Материал: 

Знаки «Правила поведения в лесу». Листья с заданиями. Письмо от лесовичка. Для проведения опытов: хвоинки ели и сосны, шишки ели и сосны.  Заготовки, для выполнения аппликации (скрученные салфетки, зеленого цвета нитки, цветная бумага, клей, кисти, альбомные листы).
ТСО: проектор, экран, ноутбук, магнитная доска.  

Ход занятия:

-Ребята, я хочу вас пригласить всех в лес.

- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света т.к. в нем растет много деревьев».

-Без чего невозможно  представить лес? (без деревьев)

- Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, что мы должны вспомнить?

-  Правило поведения в лесу. (Воспитатель показывает детям знаки).

1. Не будем ломать ветки деревьев.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

-Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

(В это время звучит запись пение птиц. Воспитатель обращает внимание детей, на то, как красиво в лесу. И находит на ветке письмо от лесовичка. Воспитатель читает.)

              “Я старичок - лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть в детский сад  вам придется выполнить мои задания. Все задания найдете в  волшебных   листочках. Отгадайте и дорога обратно вам открыта”.

- Ну что ребята давайте думать, обратно вернуться всем  ведь хочется.

А вот ребята и первый листочек, здесь первое задание, в котором надо ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа).

2) Тепло. Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть.

3) Вода. Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4)Воздух.  Деревья, как и люди должны дышать. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносит  пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена,  тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

- Интересно, а слышал ли нас старичок- лесовичок? (звучит шум ветра).

- Ну, вот он подал нам знак. Пора найти второй листочек.

 

Задание №2

Следующее задание, отгадайте загадки.

(Дети садятся на коврик)

1. От дровец ее в печи уголечки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она- белоствольна и стройна. ( береза)

- а если лист с березы, то он какой? (березовый)

- если в лесу растут одни березы?  (березовая роща)

- что весной собирают с деревьев березы? (березовый сок)

2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет..(липа)

- какие листья у липы (липовые)

-а какие дары нам приносит липа?   (мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

3. Дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата.   ( рябина)

- какие листья? (рябиновые)

4. Дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево  ( клен)

- какие же листья у клена?  ( кленовые)

5. Если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?  (дуб)

- какой лист у дуба?   дубовый

-- как называется лес, где растут одни дубы? (дубрава)

- а как называются деревья, о которых мы говорили?  ( лиственные)

Какие еще лиственные деревья вы знаете?  (осина, тополь, кедр, ольха..)

- если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется? (лиственный).

6. Это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол,

сверху крона, как шатер  (сосна)

- если в лесу растут одни сосны?  (сосновый бор)

Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов,  смола очень полезна.

7. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

 ничего сама не шьет

А в иголках круглый год.   ( елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

- Что же у ели и сосны  вместо листьев?  (хвоя)

-если в лесу растут одни сосны, ели,  как называют такой лес?  (хвойный)

Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? У них есть иголки и они круглый год зеленые. Растут ель и сосна медленно.

     

 Пора найти третье задание. Воспитатель читает: Под елочкой вы найдете корзину,  расскажите, что в ней лежит.

Задание №3  Исследовательская деятельность. В корзине лежат веточки ели и сосны, шишки. Воспитатель раздает каждому ребенку веточки и шишки.  А у каких деревьев вместо листьев хвоинки? Какие эти деревья? Это хвойные деревья. Сравните иголки ели и сосны. У ели хвоинки короткие, а у сосны длинные мягкие. С одного гнездышка растут по две хвоинки. Далее дети сравнивают шишки ели и сосны, делают выводы.     Сосновые шишки имеют форму конуса с толстыми чешуйками. Еловые овальные с тонкими чешуйками.

Задание №4

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

- как  его использует человек?

- Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках.  

Воспитатель находит на ветке еще одно письмо от лесовичка, читает его.

- Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. Теперь вы можете вернуться  в детский сад.

- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

           Ребята, я вам предлагаю отправиться в нашу мастерскую и сделать свой волшебный лес. Дети садятся за стол, и с помощью аппликации выполняют деревья. В конце занятия готовые работы воспитатель вывешивает     на мольберт.

Воспитатель: Какие чудесные получились деревья  в нашем волшебном лесу.

Воспитатель предлагает вспомнить пословицы о лес.

«И лес шумит дружней, когда деревьев много». 

 « Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы»

 «Лес-богатство и краса, береги свои леса»

«Враг природы тот, кто леса не бережет»

«Много леса не губи, мало леса береги, нет леса - посади»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Деревья в нашей жизни"

Данное занятие по экологии рассчитано для детей средней группы...

Экологический проект «Деревья являются частью нашей жизни...»

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию...

Проект «Предметы из дерева в нашей жизни»

Проект  «Предметы из дерева в нашей жизни»...

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь» Тема: «Воздух - наша жизнь»

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь»Тема: «Воздух - наша жизнь»...

Конспект занятия по рисованию «Деревья на нашем участке» (вторая младшая группа) Воспитатель: Шибаева Светлана Сергеевна Цель занятия: познакомить детей со строением дерева, учить рисовать веточки деревьев. Задачи: 1. Учить передавать в рисунке строение д

Конспект занятия по рисованию «Деревья на нашем участке» (вторая младшая группа)Воспитатель: Шибаева Светлана СергеевнаЦель занятия: познакомить детей со строением дерева, учить...

21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою любовь к ним спев песню и жаркими объятиями!

21 марта - Международный день лесов! В этот день мы с детьми поговорили о том, как важно беречь деревья, кустарники и все растения! А также познакомились с деревьями на нашем участке и выразили свою л...