Конспект проведения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Самарская Лука - жемчужина России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: способствовать воспитанию чувств патриотизма через обогащение и закрепление у старших дошкольников представлений об особенностях природы родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samarskaya_luka-zhemchuzhina_rossiii.doc | 398.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект проведения образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Тема: «Самарская Лука - жемчужина России»
Подготовил:
Бармина Екатерина Валерьевна,
воспитатель первой категории
детского сада № 124 «Мотылёк»
г.о. Тольятти, 2020 г.
Тема: «Самарская Лука - жемчужина России»
Форма организации детей: непосредственно образовательная деятельность
Возраст детей: старшая группа.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое»
Цель: способствовать воспитанию чувств патриотизма через обогащение и закрепление у старших дошкольников представлений об особенностях природы родного края.
Программные задачи:
- Формирование любви и бережного отношения к малой Родине.
- Развивать познавательный интерес к объектам природы родного края.
- Способствовать развитию связной речи (грамматически верное оформление высказывания, обоснованное предположение) в процессе объяснения своего мнения.
- Обогащать словарь старших дошкольников за счет использования слов и словосочетаний: национальный парк, челнок, утёс, обуяла зависть, грозный, вражьи люди.
- Способствовать развитию репрезентативных систем дошкольника (аудиал, визуал, кинестетик) для эффективного восприятия информации различного генезиса.
- Развивать межполушарное взаимодействие, двигательные способности, укрепляя здоровье дошкольников за счет использования элементов образовательной кинезиологии.
- Упражнять в назывании растений, животных, произрастающих и проживающих на территории национального парка «Самарская Лука».
- Способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.
- Развивать самостоятельность и инициативность.
- Развивать групповую сплоченность и умение работать в команде.
Место проведения: помещение группы
Материалы и оборудование: телевизор, видео - ролик «Самарская лука», интерактивная ручка «Знаток» и аудиостикеры, ковер, картинки «Рисуем двумя руками» (лиса), мольберты, фломастеры по 2 для каждого ребенка, эмблема Самарская лука (пазл), 10 медалек-эмблем Самарская лука для детей, карта-маршрут путешествие по нац. парку, картинки «Листья деревьев», панно на полу «Животные. Кто живёт в Самарской Луке?», 10 мешочков с песком, картинки редких растений: гвоздика поволжская, тимьян жигулевский, карагана кустарниковая, легенда «Утесы над Волгой», 4 шляпки разных цветов (белый, красный, черный, желтый) для рефлексии.
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Результат |
I Вводная часть | |||
1. | Организационный момент: Воспитатель незаметно включает видеоролик «Самарская лука». «Ребята, взгляните, что показывает наш телевизор?» | Дети заняты самостоятельной деятельностью. Дети смотрят видеоролик. Отвечают на вопрос матрешки (по ходу видео). | Положительный настрой на предстоящую совместную деятельность. Развитие зрительного и слухового анализаторов. |
II Основная часть | |||
2. | Матрёшка из видеоролика сообщает детям, чтобы им попасть в удивительное место, располагающееся в их родном крае, необходимо собрать волшебную картинку. Воспитатель с помощью интерактивной ручки «включает» аудиостикер. Звучит звук фанфар. Это значит, что дети верно собрали картинку. «Ребята, поздравляю вас, вы правильно собрали эмблему Самарской луки. Внимательно рассмотрите ее, что она означает?» | Дети собирают пазл «Эмблема самарской луки» Дети слушают задание и объясняют значение эмблемы: горы Жигули, река Волга. | Развитие целостного восприятия Развитие слухового восприятия Развитие общей моторики Развитие связной речи |
3. | На экране телевизора появляется картинка: «Стенд Самарская Лука» Воспитатель: «Мы находимся с вами у входа в национальный парк Самарская Лука. И нас есть специальные проходные билеты». Каждому ребенку воспитатель надевает медальку - эмблему Самарской Луки. | Дети обращают внимание на телевизор | Создание положительной мотивации на предстоящую познавательную деятельность |
4. | Воспитатель предлагает детям пройти и присесть на ковер: «Теперь мы настоящие туристы национального парка. Это очень большой парк и за одно путешествие мы не сможем увидеть всю его красоту и узнать все тайны. Сегодня у нас будет такой маршрут» Предлагает детям рассмотреть карту-маршрут. «Ребята передвигаться по парку мы будем очень необычно - спиной вперед, чтобы быть очень внимательными и ничего не пропустить» | Дети садятся на ковер. Дети рассматривают карту-маршрут, определяются с порядком прохождения станций. Дети друг за другом спиной вперёд двигаются за воспитателем (элемент кинезиологии) | Развитие произвольного внимания Развитие зрительного восприятия Развитие умения планировать предстоящую деятельность Развитие межполушарного взаимодействия |
5. | Первая остановка «Молодецкий курган» «Ребята, перед нами Молодецкий курган. Отвесные скалы и уступы придают ему суровый вид. Один из его склонов покрыт густым лиственным лесом, а на вершине растут сосны. Давайте подойдем поближе к кургану и посмотрим, что же за деревья там растут». На полу появляются картинки - листья: березовый, дубовый, кленовый, каштановый, тополиный. «А еще в Самарской Луке произрастают такие растения, которые больше нигде не встречаются: Гвоздика поволжская Тимьян жигулевский Карагана кустарниковая | Дети подходят к телевизору и видят на экране картинку «Молодецкий курган» Дети вновь друг за другом спиной вперёд двигаются за воспитателем. (элемент кинезиологии) Дети называют деревья, на котором растет каждый листочек и образовывает соответствующее прилагательное: береза - березовый, каштан - каштановый и т.д. Дети на телевизоре рассматривают данные растения. | Развитие зрительного и слухового восприятия Развитие межполушарного взаимодействия Развитие словообразования и словаря относительных прилагательных Развитие представлений о редких растениях, встречающихся на территории Самарской Луки Развитие чувства гордости за свой край |
6. | «А нам необходимо двигаться дальше. И следующая остановка «Тайны животного мира. Продолжаем двигаться спиной вперёд и очень тихо, чтобы не спугнуть животных». Воспитатель предлагает детям рассмотреть, назвать всех животных и подумать, какие из них могут обитать в Самарской Луке, а какие - нет. Воспитатель предлагает детям мешочки с песком и «накормить» только то животное, которое живет в Самарской Луке. Если мешочек не долетел или перелетел нужную картинку, необходимо уточнить у ребенка, какое животное он выбрал и допускается положить мешочек на верную картинку. В случае «спорного животного» всем детям необходимо подумать, а может ли это животное жить в нашем национальном парке | Дети вновь друг за другом спиной вперёд двигаются за воспитателем. (элемент кинезиологии) Дети подходят к полотну (на полу расположены картинки А-4 с изображением 16 разных животных: 10 из них проживают на территории Самарской Луки, 6 - не проживают). Каждому ребенку дается мешочек с песком. По очереди все дети кидают мешочек только на картинку того животного, которое проживает в Самарской Луке. После того, как ребенок бросил мешочек, то он (мешочек) остается лежать на своей картинке. | Развитие и закрепление представлений о фауне Самарской Луки Профилактика переутомления Развитие глазомера, силы броска Развитие критического мышления Развитие осознания богатства животного мира родного края |
7. | «Ребята, согласно нашей карте впереди у нас привал». На экране картинка «Молодецкий курган и Девья гора» | Дети приходят к ковру, садятся и слушают легенду Самарской Луки «Утесы над Волгой» | Развитие слухового восприятия Обогащение словарного запаса: утёс, обуяла зависть, челны Развитие фантазии и образного мышления |
8. | «Ребята, привал наш закончился и надо идти дальше» «У Самарской луки есть не только множество легенд, но еще и свой талисман - лисица» Задание «Рисование двумя руками» (элемент кинезиологии) | Дети вновь друг за другом спиной вперёд двигаются за воспитателем. (элемент кинезиологии) Дети на мольберте обводят двумя руками картинку «Лиса» | Развитие мелкой моторики Развитие межполушарного взаимодействия Развитие произвольного внимания Развитие самоконтроля |
III Заключительная часть | |||
7. | «Ребята посмотрите на карту, на сегодня наше путешествие в Самарскую луку закончилось. Но мы еще вернемся сюда». Рефлексия: «Шесть шляп мышления» (с помощью педагога) (модификация: используются 4 цвета - белый, красный, черный, желтый) | Дети вновь друг за другом спиной вперед двигаются за воспитателем. (элемент кинезиологии) Приходят на ковер. Дети садятся на ковер. Ребенок отвечает в соответствии с цветом шляпы: 1) белая шляпа - факты 2) красная - чувства и эмоции 3) черная ищет недостатки, критикует 4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты | Развитие критического мышления Анализ прошедшей деятельности Развитие умения слушать другого человека и не повторяться в ответах |
Легенда «Утесы над Волгой»
Давно это было, очень давно. В те времена на месте Жигулевских гор простиралась обширная равнина. Хорошо тут жилось людям. Но случилось так, что соседей, обитавших за Волгой, обуяла зависть. И решили совершить набег на Волгу, взять в плен мирных людей, что жили по ее берегам.
Подплыли они на челнах. И только хотели было высадиться, как услышали грозный крик:
- Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!
Оглянулись они в страхе. И видят, на берегу стоят двое: добрый молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Осмелели враги. Пустили в них тучу стрел.
А потом оглянулись и ахнули. Увидели чудо: перед ними не люди, а два высоких утеса с отвесными скалами. Встали они на крутом берегу неприступной стеной.
В это время Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать один за другим вражьи челноки.
И стоят с тех пор на берегу Волги два утеса. Один называют Молодецким курганом, а другой - Девьей горой.