Конспект проведения образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Самарская Лука - жемчужина России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бармина Екатерина Валерьевна

Цель: способствовать воспитанию чувств патриотизма через обогащение и закрепление у старших дошкольников представлений об особенностях природы родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samarskaya_luka-zhemchuzhina_rossiii.doc398.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Тема: «Самарская Лука - жемчужина России»

Подготовил:

Бармина Екатерина Валерьевна,

воспитатель первой категории

детского сада № 124 «Мотылёк»

г.о. Тольятти, 2020 г.

Тема: «Самарская Лука - жемчужина России»

Форма организации детей: непосредственно образовательная деятельность

Возраст детей: старшая группа.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое»

Цель: способствовать воспитанию чувств патриотизма через обогащение и закрепление у старших дошкольников представлений об особенностях природы родного края.

Программные задачи:

- Формирование любви и бережного отношения к малой Родине.

- Развивать познавательный интерес к объектам природы родного края.

- Способствовать развитию связной речи (грамматически верное оформление высказывания, обоснованное предположение) в процессе объяснения своего мнения.

- Обогащать словарь старших дошкольников за счет использования слов и словосочетаний: национальный парк, челнок, утёс, обуяла зависть, грозный, вражьи люди.

- Способствовать развитию репрезентативных систем дошкольника (аудиал, визуал, кинестетик) для эффективного восприятия информации различного генезиса.

- Развивать межполушарное взаимодействие, двигательные способности, укрепляя здоровье дошкольников за счет использования элементов образовательной кинезиологии.

- Упражнять в назывании растений, животных, произрастающих и проживающих на территории национального парка «Самарская Лука».

- Способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.

- Развивать самостоятельность и инициативность.

- Развивать групповую сплоченность и умение работать в команде.

Место проведения: помещение группы

Материалы и оборудование: телевизор, видео - ролик «Самарская лука», интерактивная ручка «Знаток» и аудиостикеры, ковер, картинки «Рисуем двумя руками» (лиса), мольберты, фломастеры по 2 для каждого ребенка, эмблема Самарская лука (пазл), 10 медалек-эмблем Самарская лука для детей, карта-маршрут путешествие по нац. парку, картинки «Листья деревьев», панно на полу «Животные. Кто живёт в Самарской Луке?», 10 мешочков с песком, картинки редких растений: гвоздика поволжская, тимьян жигулевский, карагана кустарниковая, легенда «Утесы над Волгой», 4 шляпки разных цветов (белый, красный, черный, желтый) для рефлексии.

Логика образовательной деятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Результат

I Вводная часть

1.

Организационный момент:

Воспитатель незаметно включает видеоролик «Самарская лука».

«Ребята, взгляните, что показывает наш телевизор?»

Дети заняты самостоятельной деятельностью.

Дети смотрят видеоролик. Отвечают на вопрос матрешки (по ходу видео).

Положительный настрой на предстоящую совместную деятельность.

Развитие зрительного и слухового анализаторов.

II Основная часть

2.

Матрёшка из видеоролика сообщает детям, чтобы им попасть в удивительное место, располагающееся в их родном крае, необходимо собрать волшебную картинку.

Воспитатель с помощью интерактивной ручки «включает» аудиостикер. Звучит звук фанфар. Это значит, что дети верно собрали картинку.

«Ребята, поздравляю вас, вы правильно собрали эмблему Самарской луки. Внимательно рассмотрите ее, что она означает?»

Дети собирают пазл «Эмблема самарской луки»

Дети слушают задание и объясняют значение эмблемы: горы Жигули, река Волга.

Развитие целостного восприятия

Развитие слухового восприятия

Развитие общей моторики

Развитие связной речи

3.

На экране телевизора появляется картинка: «Стенд Самарская Лука»

Воспитатель: «Мы находимся с вами у входа в национальный парк Самарская Лука. И нас есть специальные проходные билеты». Каждому ребенку воспитатель надевает медальку - эмблему Самарской Луки.

Дети обращают внимание на телевизор

Создание положительной мотивации на предстоящую познавательную

деятельность

4.

Воспитатель предлагает детям пройти и присесть на ковер: «Теперь мы настоящие туристы национального парка. Это очень большой парк и за одно путешествие мы не сможем увидеть всю его красоту и узнать все тайны. Сегодня у нас будет такой маршрут»

Предлагает детям рассмотреть карту-маршрут.

«Ребята передвигаться по парку мы будем очень необычно - спиной вперед, чтобы быть очень внимательными и ничего не пропустить»

Дети садятся на ковер.

Дети рассматривают карту-маршрут, определяются с порядком прохождения станций.

Дети друг за другом спиной вперёд двигаются за воспитателем

(элемент кинезиологии)

Развитие произвольного внимания

Развитие зрительного восприятия

Развитие умения планировать предстоящую деятельность

Развитие межполушарного взаимодействия

5.

Первая остановка «Молодецкий курган»

«Ребята, перед нами Молодецкий курган. Отвесные скалы и уступы придают ему суровый вид. Один из его склонов покрыт густым лиственным лесом, а на вершине растут сосны. Давайте подойдем поближе к кургану и посмотрим, что же за деревья там растут».

На полу появляются картинки - листья: березовый, дубовый, кленовый, каштановый, тополиный.

«А еще в Самарской Луке произрастают такие растения, которые больше нигде не встречаются:

Гвоздика поволжская

Тимьян жигулевский

Карагана кустарниковая

Дети подходят к телевизору и видят на экране картинку «Молодецкий курган»

Дети вновь друг за другом спиной вперёд двигаются за воспитателем.

(элемент кинезиологии)

Дети называют деревья, на котором растет каждый листочек и образовывает соответствующее прилагательное: береза - березовый, каштан - каштановый и т.д.

Дети на телевизоре рассматривают данные растения.

Развитие зрительного и слухового восприятия

Развитие межполушарного взаимодействия

Развитие словообразования и словаря относительных прилагательных

Развитие представлений о редких растениях, встречающихся на территории Самарской Луки

Развитие чувства гордости за свой край

6.

«А нам необходимо двигаться дальше. И следующая остановка «Тайны животного мира. Продолжаем двигаться спиной вперёд и очень тихо, чтобы не спугнуть животных».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, назвать всех животных и подумать, какие из них могут обитать в Самарской Луке, а какие - нет.

Воспитатель предлагает детям мешочки с песком и «накормить» только то животное, которое живет в Самарской Луке.

Если мешочек не долетел или перелетел нужную картинку, необходимо уточнить у ребенка, какое животное он выбрал и допускается положить мешочек на верную картинку.

В случае «спорного животного» всем детям необходимо подумать, а может ли это животное жить в нашем национальном парке

Дети вновь друг за другом спиной вперёд двигаются за воспитателем.

(элемент кинезиологии)

Дети подходят к полотну (на полу расположены картинки А-4 с изображением 16 разных животных: 10 из них проживают на территории Самарской Луки, 6 - не проживают).

Каждому ребенку дается мешочек с песком. По очереди все дети кидают мешочек только на картинку того животного, которое проживает в Самарской Луке. После того, как ребенок бросил мешочек, то он (мешочек) остается лежать на своей картинке.

Развитие и закрепление представлений о фауне Самарской Луки

Профилактика переутомления

Развитие глазомера, силы броска

Развитие критического мышления

Развитие осознания богатства животного мира родного края

7.

«Ребята, согласно нашей карте впереди у нас привал».

На экране картинка «Молодецкий курган и Девья гора»

Дети приходят к ковру, садятся и слушают легенду Самарской Луки «Утесы над Волгой»

Развитие слухового восприятия

Обогащение словарного запаса: утёс, обуяла зависть, челны

Развитие фантазии и образного мышления

8.

«Ребята, привал наш закончился и надо идти дальше»

«У Самарской луки есть не только множество легенд, но еще и свой талисман - лисица»

Задание «Рисование двумя руками» (элемент кинезиологии)

Дети вновь друг за другом спиной вперёд двигаются за воспитателем. (элемент кинезиологии)

Дети на мольберте обводят двумя руками картинку «Лиса»

Развитие мелкой моторики

Развитие межполушарного взаимодействия

Развитие произвольного внимания

Развитие самоконтроля

 III Заключительная часть

7.

«Ребята посмотрите на карту, на сегодня наше путешествие в Самарскую луку закончилось. Но мы еще вернемся сюда».

Рефлексия: «Шесть шляп мышления» (с помощью педагога) (модификация: используются 4 цвета - белый, красный, черный, желтый)

 Дети вновь друг за другом спиной вперед двигаются за воспитателем.

(элемент кинезиологии)

Приходят на ковер.

Дети садятся на ковер. Ребенок отвечает в соответствии с цветом шляпы:

1) белая шляпа - факты

2) красная - чувства и эмоции

3) черная ищет недостатки, критикует

4) желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты

Развитие критического мышления

Анализ прошедшей деятельности

Развитие умения слушать другого человека и не повторяться в ответах

Легенда «Утесы над Волгой»

Давно это было, очень давно. В те времена на месте Жигулевских гор простиралась обширная равнина. Хорошо тут жилось людям. Но случилось так, что соседей, обитавших за Волгой, обуяла зависть. И решили совершить набег на Волгу, взять в плен мирных людей, что жили по ее берегам.

Подплыли они на челнах. И только хотели было высадиться, как услышали грозный крик:

- Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!

Оглянулись они в страхе. И видят, на берегу стоят двое: добрый молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Осмелели враги. Пустили в них тучу стрел.

А потом оглянулись и ахнули. Увидели чудо: перед ними не люди, а два высоких утеса с отвесными скалами. Встали они на крутом берегу неприступной стеной.

В это время Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать один за другим вражьи челноки.

И стоят с тех пор на берегу Волги два утеса. Один называют Молодецким курганом, а другой - Девьей горой.