Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Максимова Валентина Юрьевна

Цельразвитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.

Задачи: Образовательные:

 

-Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;

- Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;

- Исследовать лист, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.

Развивающие:

познавательную активность в процессе выполнения опыта;

- умения сравнивать, рассуждать;

- наблюдательность, любознательность, внимание;

- интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать желание помогать, приходить на помощь;

- умение договариваться;

- бережное отношение к живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.

Задачи: Образовательные:

-Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;

- Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;

- Исследовать лист, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.

Развивающие:

- познавательную активность в процессе выполнения опыта;

- умения сравнивать, рассуждать;

- наблюдательность, любознательность, внимание;

- интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать желание помогать, приходить на помощь;

- умение договариваться;

- бережное отношение к живой и неживой природе.

Оборудование:

- проектор;

- презентация к занятию;

- ноутбук;

Предварительная работа: беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы»; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень.

Используемый материал: бумажные осенние листочки; демонстрационный материал: «Перелетные птицы», «Зимующие и кочующие птицы»; материал для опыта и исследования листьев (на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья, деревянные брусочки, листья живых растений для опыта); доска; ноутбук; проектор.

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся в круг, отмеченный осенними листочками.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем:

Здравствуйте, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, гости! В гости просим!

Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила загадку. Послушайте, пожалуйста.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен,

Я время года….(осень)

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь. Я сегодня вас приглашаю в сказочный осенний лес. Давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса»). Ребята, кто что услышал? Вот как нас встретил лес – зашумел, зашуршал, загудел. А это, что за звук? (на слайде появляется старичок – Лесовичок, звук колокольчика).

Воспитатель: Ребята, посмотрите у Лесовичка письмо к нам.

Лесовичок: Ребята, пишет вам Лесовичок. В моем лесу случилась беда. Проснулся сегодня утром от шума. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось. Толи еще лето, толи уже осень? Помогите навести порядок в лесу.

Воспитатель: Ребята, напомним Лесовичку, а какое сейчас время года? (осень)

Воспитатель: Поможем Лесовичку навести порядок в лесу? (да) Но чтобы помочь Лесовичку, нужно вспомнить,  что мы знаем об осени.

1. Какие осенние месяцы вы знаете?

2. Скажите мне, пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
3. А как называют осень в октябре? (Золотая), а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
4. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме, сбрасывая последние листья).

Лесовичок  отправил нам фотографию с тем, что происходит в лесу (Колокольчик звенит).

Воспитатель: Да действительно, все перепуталось. Ребята, а вы знаете, как животные готовятся к зиме? (некоторые запасают еду, ложатся в спячку). А все ли животные осенью готовятся к спячке?

Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит» (на экране лес и отдельно стоящие животные).

Давайте поиграем. Посмотрите ребята, здесь у нас животные. Скажите пожалуйста, как они готовятся к зиме? Давайте проверим, там, где луна, должны переместится животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, должны быть животные, которые не спят зимой.

Лесовичок: Звон колокольчика. Навели порядок в мире животных.

Воспитатель: Ребята, мы распределили животных правильно, а теперь давайте попробуем помочь птицам.

Воспитатель: Это еще что за шум? Птицы. Ребята, осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края). Давайте попробуем помочь птицам. Скажите пожалуйста, птицы, которые улетают в теплые края называются – перелетные, а которые остаются – зимующие.

Игра «Перелетные – зимующие птицы». (Дети разбирают силуэты птиц. Перед ними ориентиры-картинки зимний лес и теплые края. «У вас есть по птичке. Подумайте, кому улететь, кому остаться зимовать». Закрепите птиц на доски. Перелетных - где теплые края, зимующих  прикрепите где зима).

Воспитатель: Каких птиц поставили справа, а каких слева? А теперь проверим, правильно ли распределили птиц, тех ли птиц мы отправили на юг? (проверка – самопроверка).

Лесовичек: Звон колокольчика. Ребята, Лесовичок обрадовался, что мы  справились с заданием. Навели порядок в мире птиц.  

Появляется картинка «Листопад».

Воспитатель: Что вы видите? Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад). Посмотрите, у нас тоже листопад.  Давайте подойдем и соберем их.

Физминутка:

Дует, дует ветер, – дети дуют и покачивают туловищем

Желтые листочки…

С дерева срывая. – движения руками

И летят листочки – кружатся

С ветки на дорожки.

И бегут по листьям – легкий бег

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем – шагают

И листочки соберем. – наклоняются, как будто собирают листочки.

Воспитатель: А вы знаете, с каких деревьев у вас листочки? Давайте, я вам загадаю, а вы отгадайте.

Загадки («У кого листочек?»)

Воспитатель: Молодцы! Слышите звон колокольчика? Лесовичок рад, что мы смогли навести порядок в мире растений

Воспитатель: Ребята, а какого цвета они у вас? А почему листья желтеют? (высказывания детей: стало холодно, мало солнца)

Воспитатель: Чтобы знать точно, давайте проведем небольшой опыт. Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Воспитатель: Давайте рассмотрим зеленые листочки. Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).

Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Это зеленое вещество из листочка называется – хлорофилл. Давайте вместе повторим. Оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце.

А теперь давайте рассмотрим осенние листик. Положите его на белую ткань, так же деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы заметили? (Нет зеленого вещества на ткани). Значит, у осенних листиков нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света. А осенью мало света, значит хлорофилл исчезает.

Вывод: Давайте ребята сделаем вывод. Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество хлорофилл постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, красным, оранжевым. Влаги становится меньше и лист опадает.

Лесовичок: Письмо. До свидания.

Воспитатель: Скажем Лесовичку до свидания. Ребята, Лесовичок нас поблагодарил за помощь. Скажите, а вам понравилось помогать Лесовичку? Что больше всего понравилось?

Давайте попрощаемся с гостями.

До свидания, ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!

До свидания, ножки! Топ, топ, топ!

До свидания, щечки! Плюх, плюх, плюх!

До свидания, гости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Образовательная область: «Познавательное развитие».Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическ...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»Цель: закрепить знания детей о домашних животных...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Осенние посиделки"

Цели : закрепить знания детей о домашних животных;расширить представления детей о жизни домашних животных в осеннее время, о том, какготовятся к зиме и где зимуют;узнавать животных...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»

Конспект по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления ...