Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Демидова Татьяна Витальевна

Образовательная область«Познавательное развитие».

Интеграция ОО«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема«Осень».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;

- Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;

- Закреплять умение образовывать слова;

- Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.

Развивающие:

- развивать познавательную активность в процессе выполнения опыта;

-  развивать умения сравнивать, рассуждать;

- развивать наблюдательность, любознательность, внимание;

- развивать интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать желание помогать, приходить на помощь;

- воспитывать умение договариваться;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Оборудование:

- проектор

- презентация к занятию;

- ноутбук;

Предварительная работа: беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы»; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень.

Используемый материал: бумажные осенние листочки; демонстрационный материал: «Перелетные птицы»«Зимующие и кочующие птицы»; материал для опыта и исследования листьев (лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья, деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта); магнитные доски или мальберты. ноутбук; видеоматериал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_na_konkurs._osen.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Образовательная область«Познавательное развитие».

Интеграция ОО«Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Тема«Осень».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.

Задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания детей о перелетных, зимующих птицах;

- Уточнить представления о жизни животных с наступлением осени;

- Закреплять умение образовывать слова;

- Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод, что в листьях есть зеленое вещество – хлорофилл, а в желтых листьях его нет.

Развивающие:

- развивать познавательную активность в процессе выполнения опыта;

-  развивать умения сравнивать, рассуждать;

- развивать наблюдательность, любознательность, внимание;

- развивать интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать желание помогать, приходить на помощь;

- воспитывать умение договариваться;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

Оборудование:

- проектор

- презентация к занятию;

- ноутбук;

Предварительная работа: беседа о жизни животных в лесу с использованием наглядного материала; наблюдение на прогулке за птицами; чтение рассказов о животных; рассматривание наглядного материала «Перелетные и зимующие птицы»; наблюдение за деревьями; рассматривание листьев; сбор листьев разной формы и окраски; чтение художественной литературы про осень.

Используемый материал: бумажные осенние листочки; демонстрационный материал: «Перелетные птицы»«Зимующие и кочующие птицы»; материал для опыта и исследования листьев (лупы на каждого ребенка, кусочки белой ткани, засушенные осенние листья, деревянные брусочки на каждого ребенка, листья живых растений для опыта); магнитные доски или мальберты. ноутбук; видеоматериал.

Ход занятия

Дети заходят в группу, становятся в круг, отмеченный осенними листочками.

Организационный момент:

Воспитатель:

- Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся!

- Посмотрю на ваши лица. С кем бы мне здесь подружиться. Я, Татьяна Витальевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут?

Воспитатель: Милые ребята я приглашаю вас в осенний лес. Но для начала отгадайте загадку.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь ёлочек и сосен,

Я время года….(осень)

Словесная игра «Погода осенью»

Воспитатель передает осеннюю веточку каждому ребенку, а он называет признак погоды осенью.

Воспитатель: У меня в руках осенняя веточка, я буду вам передавать веточку, а вы должны сказать, какая погода осенью.

В: - Когда осенью идет дождь, какая погода? (дождливая)

В: - Когда осенью дует ветер, какая погода? (ветреная)

В: - Когда осенью холодно, какая погода? (холодная)

В: - Когда осенью пасмурно, какая погода? (пасмурная)

В: - Когда осенью сыро, какая погода? (сырая)

В: - Когда осенью хмуро, какая погода? (хмурая)

В: - Когда осенью ясно, какая погода? (ясная)

В: - Когда осенью солнце, какая погода? (солнечная)

Воспитатель: Слышите, ребята, звонок. Кто-то звонит по скайпу, сейчас ответим. Слайд 1

Голос с экрана: Помогите, помогите, кто-нибудь меня слышит? Где это я? Куда я попал?

Воспитатель: Это детский сад , старшая группа, кто ты?

Лесовичок: Я старичок-Лесовичок. Ребята, у меня беда большая, проснулся сегодня утром от шума, гама. Ничего не пойму, что происходит, все в лесу перемешалось. Толи еще лето, толи уже осень?

Воспитатель: Ребята, напомним лесовичку, а какое сейчас время года? (осень)

Лесовичок: Такая путаница, птицы не улетели на юг, а животные не готовятся к зиме. Помогите навести порядок в лесу.

Воспитатель: Поможем лесовичку навести порядок в лесу? (да)

Лесовичок: Отправляю вам фотографию с тем, что происходит в лесу.

Фотография «Животные». Слайд 2

Воспитатель: Да действительно, все перемешалось. А как животные готовятся к зиме?(некоторые запасают еду, а некоторые ложатся в спячку). А все ли животные осенью готовятся к спячке? Давайте поиграем. Там, где луна, переместим животных, которые ложатся в спячку. Там, где солнышко, будут животные, которые не спят зимой.

Дидактическая игра «Кто спит, кто не спит» 

Лесовичок: Спасибо большое, что помогли правильно разместить животных. Высылаю вам следующую фотографию.

На экране, на фоне леса, перепутанные перелетные и зимующие птицы. Слайд 3

Воспитатель: Да здесь все птицы перемешались, вот поэтому и шум в лесу. А осенью все птицы остаются зимовать? (нет, улетают в теплые края) Давайте разберемся, кому улетать, кому оставаться зимовать. Воспитатель: А для этого я предлагаю вам отгадать загадки, а правильные ответы будут появляться на экране.

Загадки: Всех прилетных птиц черней,

                 Чистит пашню от червей.  

                 Взад-вперед по пашне вскачь.

                 А зовется птица …(грач)

                   Прилетает к нам с теплом,

                  Путь проделав длинный.

                  Лепит домик под окном

                  Из травы и глины. (ласточка)

                   На шесте — веселый дом

                  С круглым маленьким окном.

                  Чтоб уснули дети,

                  Дом качает ветер.

                   На крыльце поет отец—

                   Он и летчик, и певец.

                   А зовут его …… (скворец)

                   Спинкою зеленовата,
                  Животиком желтовата,
                  Чёрненькая шапочка
                  И полоска шарфика
.    (Синица)

                   Красногрудый, чернокрылый,
                  Любит зёрнышки клевать,
                  С первым снегом на рябине
                  Он появится опять.      
(Снегирь)

                   Найдешь её в своём дворе,
                  Она на радость детворе.
                  Ты обижать её не смей!
                  Эта птичка - ...      
(Воробей)

                   Эта хищница болтлива,
                  Воровата, суетлива,
                  Стрекотунья белобока,
                  А зовут её ... (
Сорока)

                      Кто без нот и без свирели
                   Лучше всех выводит трели,
                   Голосистее, нежней?
                   Кто же это? …(Соловей)

Лесовичек: Спасибо вам, помогли отправить птиц в теплые края.

 Появляется картинка«Листопад». Слайд 4

Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? (листопад). Давайте поиграем в игру листопад.

Физминутка:

Дует, дует ветер, – дети дуют и покачивают туловищем

Желтые листочки…

С дерева срывает. – движения руками

И летят листочки - кружатся

С ветки на дорожки.

И бегут по листьям – легкий бег

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем - шагают

И листочки соберем. – наклоняются, как будто собирают листочки.

Лесовичок: Ребята, а почему листья желтеют? (высказывания детей)

Воспитатель: Чтобы знать точно, давайте проведем небольшое исследование. Вам интересно узнать, как устроен лист? (интересно)

Воспитатель с детьми проходят за столы для исследования.

Воспитатель: Давайте рассмотрим лист. Для того чтобы лучше рассмотреть, воспользуемся увеличительным прибором (лупой).

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

- Что нам понадобится для этого эксперимента?

-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с ним то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани)Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.

Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.

Дети подходят к доске. На экране лесовичок. Слайд 5

Лесовичок: Спасибо вам, ребята. Теперь у меня и порядок в лесу, больше знаю, почему листья осенью желтеют и опадают. А мне пора идти спать, зима не за горами. До свидания.

Воспитатель: А как мы помогали лесовичку наводить порядок, как мы это делали? (дети отвечают, как помогали лесовичку) Ребята, у меня есть осенние листочки-смайлики, если вы считаете, что мы помогли лесовичку, то возьмите себе листик с улыбкой, если вы считаете, что не помогли, то возьмите листочек грустный.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«Осень»

Подготовила: Демидова Татьяна Витальевна воспитатель группы №7 МДОУ № 125

Магнитогорск 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»Цель: закрепить знания детей о домашних животных...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень»

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности, кругозора детей, расширение знаний о живой и неживой природе в осенний период.Задачи: Образовательные: -Закреплять знания де...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Осенние посиделки"

Цели : закрепить знания детей о домашних животных;расширить представления детей о жизни домашних животных в осеннее время, о том, какготовятся к зиме и где зимуют;узнавать животных...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»

Конспект по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления ...