Путешествие по экологической тропе (весна)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Создать условия для непрерывного экологического образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_ekologicheskoy_trope.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие  по экологической тропе (весна)

(подготовительная  группа)

Провела воспитатель, Далбаева Мария Александровна                                   14.04.2021г

Актуальность: Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которая позволяет  ребенку наглядно познакомиться с разнообразными процессами,  происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном окружении, получить навыки простейших экологических  исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания дошкольников.

Назначение экологической тропы: учебно-познавательная

Цель тропы: Создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру, через формирование практического опыта природопользования.

Задачи:

  • Обучающие: учить замечать и называть сезонные изменения в природе; продолжать знакомить с растениями
  • Развивающие: развивать наблюдательность, умение замечать пробуждение природы, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов (запах  талой воды, звук капели, ощущение солнечного тепла на коже)
  • Экологические:  продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи в природе: солнце пригревает – тает снег- появились  первые растения, набухли почки -  появились насекомые- прилетели птицы
  • Воспитательные:  воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание охранять ее; формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой.

Участники: Воспитатель, дети подготовительной группы

Маршрут экологической тропы

Воспитатель:  Наше занятие посвящено  встречам на экологической тропе. Что же такое экология? Это слово происходит от древне-греческого (дом) и логос – наука или учение, то есть изучение дома. А дом для человека чаще всего – четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – море, озеро, река. Значит, у всего живого – свой дом, а для всех вместе – наша планета Земля.

«Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа, чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонек желания,  сохранить природу от любого  неразумного обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идете с открытыми глазами и добрым сердцем, то милости просим, экологическая тропа ждет вас!»

 Определение: экологическая тропа

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. На маршруте идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах.

Экологическая тропа – это  специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природе.

Воспитатель: Ребята! Вчера вечером в наш детский сад почтальон принес письмо. А

                        кто его прислал вы узнаете, если отгадаете загадку, слушайте

                        внимательно .

Шагает красавица,

Легко земли касается

Идет на поле, на реку

И по снежку, и по цветку.

Дети: Весна!

Воспитатель: Верно  ребята, это добрая, теплая волшебница – Весна. Она пишет, что давно наблюдала за нами и увидела какие вы трудолюбивые, добрые и ласковые защитники природы. И поэтому она приглашает нас к себе в гости. А чтобы мы не заблудились, прислала нам схему маршрута нашего путешествия. Готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

Воспитатель:  А на чем  мы можем отправится в путешествие? (Ответы детей)

           Я вам предлагаю отправится пешком, ведь во время пеших прогулок хорошо

           видны птицы и насекомые, можно внимательно рассмотреть мелкие детали:

           почки  на деревьях, цветочки на земле, облака в небе. Согласны? (Ответы детей)

Тогда в путь!

Ребята, посмотрите на небо и обратите внимание  на облака. Какие они стали весной?

Дети:  Небо становится светлым, высоким с белыми пушистыми облаками.

Ребенок читает стихотворение:

Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка

Ласкаясь  к солнечным лучам

Летают облака.

Воспитатель: Вот и первая остановка по нашей карте

1 остановка – Экологическая разминка «Погода»

С помощью уличного термометра определяем температуру, направление ветра.

Вопросы на тропе: Почему растаял снег? Почему в некоторых местах снег остался? (ответы детей). Потрогайте землю. Какая она?

Какие растения появились? Как изменились деревья? Почему набухли почки? Не обязательно трогать их руками. Природу можно чувствовать и по-другому. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (солнечное тепло). Что вы слышите? (капель, шорох).

2-я остановка «Уголок нетронутых листьев»

Помните, осенью мы специально не очищали от листьев этот участок, чтобы весной увидеть, что же случилось с опавшими листьями. Давайте их рассмотрим. Как они изменились? Сколько их осталось? Давайте их потрогаем, понюхаем. Сравним с «осенним» засушенным листом.

(Обсуждаем с детьми все изменения, которые произошли с «весенними» листьями. Отметим, что осенью часть листьев съели, переработали дождевые черви).

Вместе с детьми делаем вывод:

Листья  растут на деревьях, кустарнике, которые берут еду из земли. Потом листья опадают, перегнивают и снова возвращаются в почву тем самым сами кормят ее, дают ей новую еду. Земля – почва становится богаче, она снова может кормить растения. А помогают превращению листьев в почву многие подземные жители, например, наши знакомые дождевые черви.

Воспитатель: Ребята, а давайте, чтобы лучше запомнить, как происходит круговорот веществ в природе, поиграем. Игра так и называется «Круговорот веществ в природе».

Проводится командная игра-эстафета «Круговорот веществ в природе»

Материалы и  оборудование:  Пластиковые листья по количеству участников, столько  же стаканчиков с землей, 4 шапочки: 2 с изображением червяка, 2 с изображением дерева, 4 маленьких обруча.

Ход игры:

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево».  В одном конце  на одной линии, но на расстоянии положить 2 обруча. Это будут «норки»  червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце положить еще 2 обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «Осень!»дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

3-я остановка «Березовая»

Отгадайте загадку:

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Правильно, это береза. Посмотрите ребята,  у березы есть гладкий, белый ствол с темными черточками.

- Сегодня, Я вам, открою один секрет – через эти черточки березка дышит, а называются они «чечевички».

- Дети, посмотрите и скажите. А внизу, около земли, ствол березы какой?

(ответы детей)

- Правильно. Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.

- А, что есть на веточках?  (Ответы детей)

- Маленькие, клейкие, зелененькие листочки и длинные сережки.

- Девушки носят сережки, и у березки тоже есть длинные, красивые сережки.

- Ребята, подойдите поближе к березке и давайте рассмотрим березовые сережки (рассматривают)

- Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена.

- Дети, давайте представим, что мы маленькие семена.

- Дети, давайте представим, что мы маленькие семена березы. Дует ветер, семена летают в воздухе (дети кружатся). Ветер стих, семена тихо падают на землю (дети приседают).

- Ребята, как вы думаете, береза любит солнышко? (Ответы детей)

- Да, березки очень любят солнышко и растут обычно на полянах. Где много солнышко.

- А вы знаете, как люди могут использовать березу? (ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

-Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи, делают из коры- бересты – красивые изделия, туески, хлебницы, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду.

- Ребята, а вы пробовали березовый сок?

- Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда на березах, а в низу под березкой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Много пользы приносит нам береза. В детском саду деревья украшают участки. Деревьев  в саду не много, поэтому их нужно беречь.

- Ребята, как вы думаете, что значит беречь деревья? (ответы детей)

Воспитатель: «Березкой  нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня, и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой.»

Эмоциональная ситуация : «Обними дерево»

Известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, регулируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называется древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является береза.

Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой.

4 остановка «Источники здоровья»

Задание 1: определить объект исследования (ель)

Вопрос-подсказка: Какое дерево ежегодно страдает больше всех по вине человека?

В каких лесах строят туберкулезные санатории? Почему?

(В еловых, сосновых. Многие растения выделяют летучие вещества, которые способны убивать микробов, вызывающих опасные заболевания (дизентерию, брюшной тиф, туберкулез и др.). Такие вещества называются  фитонцидами. Фитонциды ели и сосны убивают туберкулезную палочку. Замечено, что пребывание человека в течении 5-7 часов в сосновом, смешанном или в лиственном лесах нормализует деятельность нервной системы, улучшает работу сердечной мышцы.

Ель, сосна – основное дерево в нашем лесном массиве.

5 остановка «Скворечник»

- Посмотрите, что это за домик на дереве? Как называется домик? (Ответы детей)

- Правильно, это скворечник

А кто живет в этом домике? (Ответы детей)

Воспитатель обобщают ответы детей:

- В домике живут скворцы, этот скворечник сделали дети подготовительной группы вместе со своими родителями. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем.

Воспитатель:

Скворечник

Мы не ели и не пили

Мы скворечник мастерили

Очень, в гости ждем скворцов,

Пусть выводят там скворцов.

- Как вы думаете, почему скворечник располагают на дереве?

Воспитатель: Правильно, скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.

- Не будем мешать птицам и пойдем  дальше.

Вот такое увлекательное путешествие мы с вами сегодня совершили на экологической тропе. Вам понравилось?

- А что запомнилось больше всего?

Воспитатель:  А мы с вами, пойдем в детский сад, нарисуем березку и сделаем из цветной бумаги «скворечник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по экологической тропе .Весна .Младшая группа.

Развитие экологического сознания ребёнка.Уточнить и расширить представления детей о деревьях,насекомых весной.Наблюдение за объектами и явлениями природы.Взаимосвязь в экосистемах экологической тропы ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Путешествие по экологической тропинке весной»

Задачи:Обучающие: Расширять представления детей о се­зонных изменениях в природе; показать объекты экологической тро­пы весной; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...

Интегрированное НОД: Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.

Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.Цели:Воспитание бережного, ответственного и эмоционально – положительного отношения к природе.Уточнение представлений о се...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Экологическая тропа весной»

Возрастная группа: младшая Программное содержание: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружаю...

Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"

Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"...

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ «СОЛНЕЧНАЯ» ВЕСНОЙ»

laquo;ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ «СОЛНЕЧНАЯ» ВЕСНОЙ»Конспект организованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим для детей старшей- подготовительной г...

Конспект НОД по экологическому воспитанию « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»

Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.  ...