ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ «СОЛНЕЧНАЯ» ВЕСНОЙ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бочкарева Татьяна Анатольевна

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ «СОЛНЕЧНАЯ» ВЕСНОЙ»

Конспект организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим для детей старшей- подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostanovki.docx767.79 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Самарской области  средняя общеобразовательная школа им. И.Н.Ульянова            

 «Центр образования» с. Усолье  муниципального района Шигонский

Самарской области

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ «СОЛНЕЧНАЯ» ВЕСНОЙ»

Конспект организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим для детей старшей- подготовительной группы

Выполнила: Бочкарева Т.А.

с. Усолье

2022 г.

Путешествие по экологической тропинке «Солнечная» весной.

Задачи:

Обучающие:

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе;

Показать объекты экологической тропы весной;

Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Развивающие:

Развивать любознательность, наблюдательность, память, внимание.

Воспитательные:

Формировать бережное отношение к окружающей природе.

 Материал: объекты экологической тропы: береза, клумба, полянка с первоцветами,  скворечник на дереве, кормушка для птиц, экологические знаки.

 

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу.

Наблюдения за птицами.

Рассматривание деревьев, растущих на участке.

Беседы о насекомых.

Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка».

Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла».

Рисование дерева.

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропинке нашего детского сада, и узнаем, какие изменения произошли в природе, посмотрим, что изменилось, может помочь нужно нашим зелёным друзьям. Но перед нашим путешествием давайте вспомним правила поведения в природе. (Дети вспоминают правила поведения в природе).

Дети выходят на улицу, их встречает Старичок Лесовичок.

Старичок Лесовичок. Здравствуйте, ребята! - Кто может сказать, в какое время года мы с вами встречались раньше? Правильно, мы уже встречались осенью и зимой.

А какое сейчас время года?

- Как вы догадались, что сейчас весна?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Весной становится теплее, чаще светит солнце, щебечут птицы, на деревьях распускаются листочки, появляется зеленая травка».

Старичок Лесовичок. Пойдемте погуляем по экологической тропинке.

Остановка «Метеостанция»

- Наша первая остановка на площадке «Метеостанции».

С помощью уличного термометра дети определяют температуру, направление ветра, влажность, количество осадков.

Вопросы на тропе: Почему растаял снег? Почему в некоторых местах снег остался? (ответы детей). Потрогайте землю. Какая она?

Какие растения появились? Как изменились деревья? Почему набухли почки? Не обязательно трогать их руками. Природу можно чувствовать и по-другому. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (солнечное тепло). Что слышите? (капель, шорох )

Остановка «Березка»

Старичок Лесовичок. Отгадайте загадку:

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.

     Весной роняет слезы белая… (береза.)

Старичок Лесовичок. Правильно ребята. Это дерево называется береза. Ранней весной люди собирают березовый сок. Вот и говорят «Весной роняет слезы белая берёза». После сбора сока на стволе остается ранка. Спустя время на этом месте будет красная полоска. В народе говорят, что береза плачет кровавыми слезами. Что надо сделать человеку после сбора сока? (Эту рану надо замазать землей или глиной).

Старичок Лесовичок.  У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет — через эти черточки береза дышит. В жару черточки открываются и пропускают воздух к корням дерева.  А называются эти черточки - «чечевички»!

Воспитатель. Спасибо, дедушка, мы не знали, что они называются «чечевички». Дети, вы запомнили, как называются черные черточки на березе? Повторите: чечевички.

Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей.)

Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле.

Деревья хотя ещё и не покрылись листвой, но уже пробудились. Скоро на концах ветвей набухнут почки, а потом деревья зацветут и зазеленеют первой весенней зеленью. Берёза принарядилась в белый атласный сарафан – сбросила истрепавшийся за зиму верхний слой бересты, побелела, кора её стала гладкой и шелковистой.

Воспитатель приглашает детей подойти поближе к дереву и рассмотреть березовую кору.

         - Какие напоминающие знаки мы поставим около наших деревьев? («Не ломать ветки!», «Не резать кору!», «Не жечь костры!» и т. д.)

Ребята, как вы думаете, береза любит солнце?

Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.

Береза украшает наши города. Это красивое дерево. Про березку написано много стихотворений, песен и загадок.

Воспитатель вспоминают  стихотворение А. Прокофьева «Березка»:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, да не ломится!

Воспитатель. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Издавна из бересты крестьяне плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Люди заготавливают березовые дрова, чтобы топить печи; делают из коры — бересты — красивые изделия (туески, хлебницы, шкатулки), из древесины делают мебель и посуду».

А осенью под березой можно найти грибы. Они так и называются — подберезовики. Много пользы приносит нам береза.

В детском саду деревья украшают участки. Деревьев в саду немного, поэтому их нужно беречь. Что значит беречь деревья?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой».

Остановка «Скворечник»

Воспитатель. Идем дальше. Вот висит кормушка для птиц, но где же птицы? Почему сегодня мы не видим здесь птиц? Стало тепло, и птицы теперь сами могут найти себе пищу в лесу, на земле, в траве.

Как вы думаете, ребята, чем сейчас питаются птицы?

Педагог обобщает ответы детей: «Птицы питаются насекомыми, червячками, травкой и др.».

Воспитатель. Посмотрите, что это за домик на дереве? Как называется этот домик? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике?

Воспитатель обобщает ответы детей: «В домике живут скворцы. Этот скворечник сделали дети подготовительной группы вместе со своими родителями. Скворцам понравился домик, и они поселились в нем. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?»

Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.

Какие напоминающие знаки мы поставим около нашего  скворечника? («Не шуметь!», «Не разорять гнезда!»)

А теперь давайте немного поиграем.

Подвижная игра «Перелет птиц»

 Дети стоят врассыпную на одном конце площадки –  они «птицы». На другом конце площадки разложены кирпичики. По сигналу воспитателя «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу «Буря» птицы летят к деревьям – скрываются на них от бури. Когда воспитатель говорит «Буря прекратилась» птицы спускаются спокойно с деревьев (кирпичиков) и продолжают свой путь.

Воспитатель: Не будем больше задерживаться, идем дальше. Следующая остановка у клумбы с цветами.

                                          Остановка «Клумба»

Воспитатель. Экологическая тропинка привела нас к клумбе. На клумбе должны быть цветы, но где же они? (Ответы детей).

Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов.

Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения. (Ответы детей.)

Остановка «Первоцветы»

Здесь на полянке скоро зацветут первые весенние цветы. Их так и называют первоцветами. Какие первоцветы вы знаете? Правильно (Подснежники, пролески, Мать-и-мачеха, крокусы, примула, гиацинт). На нашей полянке растут примула и гиацинт. Давайте рассмотрим их листочки. (Дети рассматривают растения). Скоро на первоцветах появятся первые цветочки. Цветочками нужно только любоваться. Осторожнее ступайте по полянке, чтоб нечаянно не наступить на цветы.

Воспитатель. Лесовичок, а наши ребята знают про весенние цветы стихи. Давайте расскажем их Лесовичку. (Дети рассказывают ранее выученные стихотворения).

Какие напоминающие знаки мы поставим около наших первоцветов? («Не рвать цветы!», «Не топтать цветы!»)

Воспитатель. Вот какое увлекательное путешествие мы сегодня совершили по экологической тропинке. Давайте вспомним какие мы остановки делали и какие изменения произошли на нашей экологической тропинке весной и какие правила нужно соблюдать при общении с природой.

Старичок Лесовичок  хвалит ребят и говорит, что ему нужно спешить в лес.

Педагог и дети благодарят Старичка Лесовика.

Старичок Лесовичок. Вы мне очень понравились, зовите меня в гости, я еще многое могу рассказать вам о природе.

И обязательно нарисуйте рисунки о том, что вам особенно запомнилось.

До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»

Сценарий экологического развлечения Путешествие «На экологической тропе»Экологическая тропа проложена по территории детского сада....

Путешествие по экологической тропе .Весна .Младшая группа.

Развитие экологического сознания ребёнка.Уточнить и расширить представления детей о деревьях,насекомых весной.Наблюдение за объектами и явлениями природы.Взаимосвязь в экосистемах экологической тропы ...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы «Путешествие по экологической тропинке весной»

Задачи:Обучающие: Расширять представления детей о се­зонных изменениях в природе; показать объекты экологической тро­пы весной; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы...

Интегрированное НОД: Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.

Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.Цели:Воспитание бережного, ответственного и эмоционально – положительного отношения к природе.Уточнение представлений о се...

Путешествие по экологической тропе (весна)

Создать условия для непрерывного экологического образования детей...

Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"

Путешествие по экологической тропе " В гости к весне"...

Конспект НОД по экологическому воспитанию « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ ВЕСНОЙ»

Воспитывать у детей потребность в общении с природой, бережному отношению к ней, желание любоваться окружающим миром. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.  ...