Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников
проект по окружающему миру (старшая группа)

Данный проект заинтересует тех, кому интересна тема "Экология". Можно узнать какие мини проекты можно организовать с детьми, как заинтересовать родителей...

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА»

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ


«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Автор: Мингулова Рагиня Асхатовна

Воспитатель

Заведующий: Доценко Елена Владимировна

mingulova2010@yandex.ru

89137074326

г.Барабинск

2019г.

Постановка проблемы

 Экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое образование является сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. К тому же знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Исследовательская деятельность даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Проведенный анализ знаний детей в разделе «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Развитие познавательно-исследовательской деятельности показал, что у 25% детей не сформированы элементарные экологические знания, умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата.  Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

         Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности родителей.  Взрослые, воспитывающие ребенка, должны сами обладать экологической культурой: понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по их поводу, показывать маленькому человеку прекрасный мир природы.

     Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.

         В целях решения вышеизложенного для своей педагогической деятельности определила тему: «Метод проектов как средство формирования экологической культуры дошкольников». Была поставлена цель: создание условий для формирования у детей экологической культуры и природоохранного сознания.

Задачи:

  1. Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника через проектную деятельность.
  2. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения через практическую и исследовательскую деятельность.
  3. Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни через познавательно-поисковую деятельность.
  4. Способствовать повышению компетентности родителей в сфере экологического воспитания в процессе проектной деятельности.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе через вовлеченности родителей в реализацию проектной деятельности. 

Участники проекта

Обеспечение достижения цели и задач проекта осуществили: воспитатель, воспитанники старшей группы № 12 «Ромашки» и их родители.

Стратегия достижения поставленных целей

        Основная работа по проекту «Метод проектов как средство формирования экологической культуры дошкольников» осуществлялась на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №6 «Сказка», Барабинского района Новосибирской области, в старшей группе «Ромашки». Реализация проходила в три этапа: подготовительно – информационный, подготовительно – документальный, функциональный, обобщающий.

На первом подготовительно – информационном этапе (июнь 2018 – июль 2018) осуществляется теоретическое осмысление проблемы, изучение историко – психолого – педагогической литературы, подбор критериев и проведение первичного мониторинга.

На втором подготовительно – документальном этапе (июль 2018 – август 2018) осуществляется разработка поэтапного плана реализации проекта, комплектование фонда справочных пособий. Создана динамичная предметно – развивающая среда побуждающего характера, которая обеспечивает комфортную обстановку, стимулирующую к развитию познавательной активности детей. К работе по её организации, привлекались родители. Общими силами был создан экологический музей. Совместно собраны экспонаты: набор листьев и цветов для гербария, подбор книг о природе, энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц. Создан и использовался дошкольниками, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности центр экспериментирования, в котором   выделены разделы:

- Живая природа (функции частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений).                                    

- Неживая природа  (цикл опытов «Волшебница-вода», «Невидимка-воздух» «Удивительный магнит», «Свет и цвет», «Звук»).

- Мир материалов (знакомство детей с металлами с некоторыми свойствами бумаги, ткани и др.).

На третьем функциональном этапе (июль 2018 – апрель 2019) осуществится реализация поэтапного плана проекта.

Созданная предметно – развивающая среда позволила реализовать план работы с дошкольниками с учетом основных современных подходов к процессу образования: развивающего, деятельностного, личностно-ориентированного.

В начале учебного года в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разработала перспективное планирование проектной деятельности, которое включает в себя такие проекты:

  • Информационно – практико – ориентированный проект «Лаборатория неживой природы»;
  • Исследовательски - творческий проект «Насекомые»;
  • Исследовательский проект «Комнатные растения»;
  • Познавательно – исследовательский проект «Животный мир»;
  • Познавательно - исследовательский проект «Птицы нашего края»;
  • Познавательно - исследовательский проект «Маленькие огородники».

На четвертом обобщающем этапе (апрель 2018 – май 2019) провела итоговый мониторинг. Полученные данные, проанализировала, соотнесла с целями и задачами проекта.

Началом работы стал долгосрочный информационно – практико – ориентированный проект «Лаборатория неживой природы» с июня 2018 по май 2019. Цель проекта: развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности. Для достижения поставленной цели и задач реализованы следующие действия: создан центр экспериментально-поисковой деятельности; организовано образовательно-экспериментально-поисковое пространство в группе; была организована совместная деятельность родителей и детей. 

     Для реализации проекта использовались следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности: совместная деятельность воспитателя с ребенком, совместная деятельность родителей с детьми, самостоятельная деятельность детей. Систематизировали элементарные знания о свойствах воздуха, воды, песка, глины, магнита. Занимательные опыты с воздухом(игры с воздушными шариками и соломинкой, выдувание мыльных пузырей…), с водой («Чудо- водица», почему нельзя кушать снег?), с температурой (горячо- холодно), с песком…  вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Через познавательно-исследовательскую деятельность дети расширяли представления о зимних природных явлениях, знакомились со свойствами снега и льда, учились анализировать и делать вывод. Опытным путём узнали: «Нужен ли растениям снег?», «Как освободить пуговицы из ледяного плена?», «Почему снег мягкий и хрустит под ногами?», «Откуда берётся иней?» и «Как самим сделать фруктовый лёд».

     Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Была дана консультации для родителей «Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Дети с огромным удовольствием рассказывали в детском саду о том, как они вместе с родителями, делали мыльные пузыри, мыло, изготавливали цветные льдинки и т.д.
Родители помогали в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. На заседании РМО воспитателей старших  групп проведён мастер – класс «Чудо – водица» по экспериментированию.

В течение всего учебного года с учетом разработанной рабочей программы были запланированы  и реализованы такие проекты как:

  • Исследовательски - творческий проект  «Насекомые»

      Поводом для проведения этого проекта послужило то, что Лера из дому принесла «пушистый желто - чёрный комочек». Дети заинтересовались насекомым. Затеяли спор: одни говорили, что это шмель, другие, что пчела, а третьи утверждали, что это оса.  И посоветовавшись, мы поставили следующие цели: расширять знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчелах, жуках и других насекомых,  местах их обитания, характерных особенностях; развивать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами живой природы; воспитывать бережное отношение к насекомым. В ходе наблюдения за насекомыми, на прогулке дети отметили, что насекомые есть почти везде. Их можно найти около деревьев, около кустарников, под корой деревьев, на стенах у себя дома. Дети, совместно с воспитателем сформулировали проблему: “Кто такие насекомые?”, “Где они живут?”, “Какие у них есть отличия?”. Детям захотелось узнать -  зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. В течении всего проекта дети рассматривали фотографии, иллюстрации, энциклопедии  с изображением насекомых. Играли в дидактические игры: «Угадай насекомое по описанию», «Кто лишний?», «Кто летит (бежит, прыгает), «Что сначала, что потом». Изучали с помощью микроскопа крылья насекомых, которые нашли на прогулке. Отгадывали (индивидуально и подгруппами) ребусы и загадки о насекомых. Побывали на выставке живых бабочек, где узнали много интересного.  Дети углубили знания о насекомых, узнали о пользе, которую приносят насекомые людям и растениям, сформировался интерес к исследовательской деятельности, познакомились с первоначальными навыками экологически грамотного поведения в природе.   Совместно с родителями приняли активное участие в выставка книжек – малышек «Букашки - таракашки», создана коллекция насекомых, также родители совместно с детьми изготовили такие игры, как «Разрезные картинки», «Четвертый лишний». Итогом проекта стал показ сказки «Дюймовочка».

  • Исследовательский проект «Комнатные растения»

 Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволила детям и родителям изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям и практической деятельности. Данный проект помог детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. В ходе проекта дети познакомились с названиями комнатных растений, с приёмами по уходу за растениями, узнали какие из них являются лекарственными. В начале нашей работы был составлен перспективный план по проведению проекта, привлечены родители для помощи педагогу: выращивание комнатного растения дома с детьми, составление паспорта о комнатных растениях, создание презентации «Комнатные растения», подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о комнатных растениях, загадок; приобретение методической литературы; создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды.  Мною были проведены консультации, разработаны памятки для родителей по теме проекта. По окончанию проекта была оформлена фотовыставка: «Помощники интерьера» с активным участием родителей. Проведён конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) про комнатное растение.

  • Познавательно-исследовательский  проект «Животный мир»        

В ходе реализации познавательно-исследовательского  проекта «Животный мир» дети узнали о животных, которые обитают в лесах. Было проведено открытое НОД по ознакомлению с окружающим «Матушка зима». Выяснили взаимосвязь между лесными жителями, Для достижения поставленной цели  использовала ТРИЗ- технологию,  моделирование, игры-путешествие и очень полюбившиеся детям «Квесты».

В процессе познавательной деятельности просматривали видеосюжеты и мультимедийные презентации, составляли описательные рассказы по картинкам, с использованием мнемотаблиц, из геометрических фигур выкладывали различных зверюшек. В продуктивной деятельности использовала нетрадиционные техники рисования, такие как «кляксография»….  рисовали животных из Красной книги. Играли в дидактические игры: «Зоологическое лото», «Кто лишний?», «Живая планета», «Кто где живет», «Большие и маленькие» и др., а также в подвижные игры: «Хитрая лиса», «Охотники и зайцы», «Медведи и пчелы» и др.

Запоминающейся для ребят стали экскурсии в детскую библиотеку в краеведческий музей, на выставки экзотических животных, на станцию юных натуралистов.

           Родители активно включились в работу, помогли оформить книжную выставку, совместно с детьми изготовили настольный театр «Айболит» и «Теремок», учили стихи.

  • Познавательно – исследовательский проект «Птицы нашего края»

      Целью данного проекта стало углубить знания детей о птицах, развивать наблюдательность и внимание; воспитывать гуманное отношение к птицам, эмоциональную отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату. В ходе наблюдения за птицами  на прогулке детей с воспитателем, дети отметили, что птиц стало намного меньше. И дети, совместно с воспитателем сформулировали проблему: “Какие птицы бывают?”, “Почему некоторые птицы улетают?”, “Какие у них есть отличия?”. Детям захотелось узнать -  почему зимующие птицы в холодный период переселяются поближе к жилью человека. В течении всего проекта дети рассматривали фотографии, иллюстрации, энциклопедии  с изображением птиц, также смотрели мультимедийные презентации «Зимующие птицы», «Птицы наши друзья». С детьми были проведены беседы «Покормите птиц зимой», «Почему птицы улетают на юг», «Как узнать птиц?», «Как живут птицы зимой?». Играли в дидактические игры: «Узнай по голосу», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Назови ласково», «Кто как голос подаёт?», «Зимующие или перелетные птицы» и др., а также в подвижные игры  «Коршун и наседка», «Совушка», «Птички и кошка»… Провели исследование: рассматривание и сравнение птиц (что общего, чем отличаются друг от друга), «Чьё перо?». Отгадывали загадки  о птицах. Выучили стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой». Дети углубили знания о птицах, развиты наблюдательность и внимание; у детей воспитаны гуманное отношение к  птицам, эмоциональная отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату. С помощью родителей мы изготовили и развешали кормушки,  а  с детьми ежедневно кормили зимующих птиц. Совместно с родителями была организована выставка коллажей «Зимующие птицы», изготовили познавательную ширму «Птицы нашего края», который я активно использую как в совместной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, также проведена акция «Покормите птиц зимой!».

  • Познавательно – исследовательский проект «Маленькие огородники»

     Реализованный проект послужил развитию познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности; вовлёк детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях. В ходе экспериментирования, выяснили, что солнечный свет также важен для роста растений. Мы наблюдали за луком, проводили опыт на выявление значения влаги, тепла, света для роста растения.
Луковицы помещали в банку без воды в уголке природы, в банку с водой на подоконник; луковицу в банке с водой закрывали колпаком, чтобы в банку не попадал свет, и помещали в уголке природы. Наблюдение показало, что быстрее всех вырос лук в банке с водой на подоконнике.
 Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями, появился интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, дети стали более бережнее относиться к растительному миру. В дальнейшем рассаду высадили на огороде детского сада, в течении лета ухаживали, любовались, а осенью собрали урожай. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений. Родители вместе с детьми приняли активное участие в проекте.

План реализации проекта

I этап подготовительно – информационный

(июнь 2018 – май 2019)

   №

Мероприятия

Сроки

1.

Теоретическое осмысление проблемы в рамках проекта. Целеполагание.

Июнь 2018г

2.

Изучение историко – психолого-педагогической литературы и документов по взаимодействию с семьей

июнь 2018г

3.

Анкетирование детей по теме проекта.

Июль  2018г

4.

Анкетирование родителей по теме проекта

июль  2018г

II этап подготовительно – документальный (июль 2018 – август 2018)

Мероприятия

Сроки

1.

Разработка поэтапного плана мероприятий проекта

июль

2018г

2.

Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта

август 2018г

III этап функциональный (июль 2018 – май 2019)

Мероприятия

Сроки

1.

Разработка и реализация проекта «Лаборатория неживой природы»

Июль 2018г-  апрель 2019г

2.

Реализация проекта «Насекомые»

Июль 2018г

3.

Реализация плана работы с родителями

(Приложение 1)

Июль 2018г-

май 2019г

4.

Реализация проекта «Комнатные растения»

Август –

сентябрь 2018

5.

Реализация проекта «Животный мир»

Октябрь – ноябрь 2018г

6.

Реализация проекта «Птицы нашего края»

Декабрь – февраль2018

7.

Реализация проекта «Маленькие огородники»

Март – май2018г

8.

Разработка и отбор критериев эффективности проекта

Июль 2018г

9.

Осуществление промежуточного мониторинга

Декабрь2018г

10.

Внесение необходимых корректив в план реализации проекта на основе результатов мониторинга

декабрь2018г

11.

Реализация плана проекта с учетом внесенных корректив

декабрь 2018г – май 2019г

IV этап обобщающий (апрель 2018 – май 2018)

Мероприятия

Сроки

1.

Осуществление итогового мониторинга в рамках проекта

апрель 2019г

2.

Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами, определение перспектив

 май 2019г

3.

Составление письменного отчета по реализации проекта

май 2019г

4.

Подготовка материалов для публикаций, докладов, презентаций на официальном сайте ДОУ, участие в научно-практических конференциях, конкурсах различного уровня.

май 2019г

Ожидаемые результаты

  1. Формирование элементарных научных экологических знаний через    проектную деятельность.
  2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения через практическую и исследовательскую деятельность.
  3. Развитие умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
  4. Повышение компетентности родителей в сфере экологического воспитания в процессе проектной деятельности.
  5. Воспитание бережного отношения к природе

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План работы с родителями

Цель:         повышения компетентности родителей в сфере экологического воспитания в процессе проектной деятельности.

Мероприятия

Сроки

1.

Анкетирование

Цель: определить уровень организации развивающей среды по экологическому воспитанию в семье.

Июль 2018

2.

Родительское собрание:

«Проектно- исследовательская деятельность дошкольников- двигатель познавательного развития.

Цель: помочь родителям понять значение, значимость и пользу проектно-исследовательской деятельности детей в дошкольном возрасте.

Июль 2018

3.

Консультации, беседы, рекомендации.

3.1.

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Июль 2018

3.2.

«Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений»

Август 2018

3.3.

Рекомендации для родителей: «Экспериментируем дома»

Сентябрь 2018

3.4.

«Проведите с детьми дома»

Октябрь 2018

3.5.

«Воспитание у детей любви к природе родного края»

Ноябрь 2018

3.6.

«Развитие познавательно- исследовательской деятельности дошкольников».

Декабрь 2018

3.7.

«Учите детей любить живую природу»

февраль 2019

3.8.

«Как помочь маленькому исследователю»

апрель 2019

4.

Помощь в оборудовании уголков экспериментирования. Создание коллажей из природного материала.

Цель: Настроить родителей на плодотворную совместную работу. Доставить радость общения между детьми и взрослыми, получать удовлетворение от сделанной работы.

Июль2018-август 2018

5.

Выставка: «Мир насекомых»

Цель: побуждение родителей к совместной деятельности с детьми.

Июль 2018

5.1.

Создание коллекции насекомых.

Июль 2018

5.2.

Экскурсия на выставку живых бабочек

Июль 2018

5.3.

Совместное изготовление дидактических игр «Разрезные картинки», «Четвертый лишний»

Июль 2018

5.4.

Выставка книжек – малышек «Мир насекомых»

Июль 2018

5.5.

Театрализация сказки «Дюймовочка»

Июль 2018

6.

Выращивание комнатного растения.

август 2018

6.1.

Составление паспорта о комнатных растениях.

август 2018

6.2.

Подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов о комнатных растениях, загадок.

август 2018

6.3.

Памятка «Лекарственные растения»

август 2018

6.4.

Фотовыставка: "Помощники интерьера"

сентябрь 2018

6.5.

Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) про комнатное растение.

сентябрь 2018

7.

Выставка книг, рисунков и дидактического материала по теме « Животный мир »

октябрь 2018

7.1.

Экскурсия в детскую библиотеку

октябрь 2018

Совместная экскурсия в краеведческий музей, на выставки экзотических животных.

  октябрь 2018

7.2.

Изготовление настольного театра «Рукавичка».

октябрь 2018

7.4.

НОД по ознакомлению с окружающим «Матушка – зима» (Приложение 2)

Ноябрь 2018

8.

Родительское собрание в форме игры

«Брейн ринг»:

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Цель: развивать у детей познавательную активность, способствовать проявлению интереса детей к поисково-исследовательской деятельности.

декабрь 2018

9.

Акция «Покормите птиц зимой!».

декабрь 2018

9.1.

Изготовление  и развешивание кормушек

декабрь 2018

Ежедневная  подкормка зимующих птиц

декабрь2018 – апрель2019

9.2.

Выставка коллажей «Зимующие птицы»

январь 2019

9.3.

Изготовление познавательной ширмы «Птицы нашего края»

февраль2019

10.

Мастер- класс от родителей «Секреты хорошего урожая».

март 2019

10.1

Посадка семян для огорода на окне.

Март - май 2019

10.2

Подбор сказок, стихотворений к своему будущему урожаю.

апрель 2019

10.3

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

май 2019

11.

Составление правил поведения в природе.

март 2019

12.

Выставка методической литературы по экспериментированию

июль 2018 – май 2019

13.

Фотоотчёт о реализации проектов.

июль 2018 – май 2019

15.

Презентация семейного опыта

по формированию элементарных научных экологических знаний дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

апрель 2019

16.

Анкетирование родителей «Удовлетворенность работой ДОУ».

апрель 2019

17.

Презентация с отчетом о деятельности всех участников образовательных отношений в группе.

май 2019

18.

Участие родителей в проектной деятельности дошкольников

июль 2018 – май 2019


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

(образовательная область «Познание») в старшей группе.

Тема  «Матушка-зима».

Интеграция образовательных областей

познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: создание условий для закрепления представлений детей среднего дошкольного возраста о зиме как о времени года. 
Задачи:

  • закреплять знания детей об особенностях зимней природы, о изменениях в жизни птиц и диких животных в зимний период;
    • формировать познавательный интерес к миру природы через экспериментальную деятельность,  постановку проблемной ситуации;
    • развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь;
  • воспитывать нравственные качества, любовь и заботливое отношение к природе, вызвать желание помогать зимующим птицам.

.Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций на тему «Зима».

  •  Беседы с детьми о зиме.
  •  Разучивание стихов о зиме, разгадывание загадок по зимней тематике.
    • Дидактические игры: «Зимние слова», «Что здесь лишнее?» , «Скажи наоборот», «Бывает - не бывает», «Какое время года?».

Материал.
   «Волшебная» книга, конверты, костюм матушки-зимы, картинка-фон зимнего леса с берлогой, цветные силуэтные изображения медведя, зайца, белки, лисы и  зимующих птиц,  загадка,  разнос со снегом, тарелочки для эксперимента со снегом, салфетки для рук, музыка «Пение птиц», «Ходьба на лыжах».

Ход НОД:

Матушка-зима ( воспитатель в образе зимы, под музыку, входит в зал):
Здравствуйте, ребятки.
Всё у вас в порядке?
Угадайте-ка кто я? 
Правильно. Я Матушка – зима.

А посмотрите, как ярко светит солнце. А какое у вас настроение? А вы дружные ребятки?

  Организационный момент «Друг»

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.  

  Основная часть.

Матушка-зима: Вы знаете, что у меня приключилось: обиделся на меня старший брат Мороз Иванович, да и поколдовал в моих владеньях. А чтобы все расколдовать, он сказал, что я должна выполнить три задания, которые есть в волшебной книге. А я даже не знаю, где эту книгу искать. Как вы думаете, а где можно найти эту книгу? Ребята, я вас приглашаю в путешествие по зимнему лесу. Хотите вы со мной поехать? Какое сейчас время года? А как люди одеваются зимой? И  мы с вами оденемся потеплее (теплые штаны, шапку, куртку, валенки).

Дети имитируют, что одеваются.

 Воспитатель:   А как вы думаете, чтобы удобнее было ходить по снегу,  что нам понадобится? Как быстрее добраться до леса? На чем? (на лыжах). Возьмем лыжи, оденем их и выдвинемся в путь.

Вся земля в снегу.

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой!

Под музыку дети имитируют ходьбу на лыжах. Обходят большой круг и приходят в лес.

Матушка-зима: Посмотрите все налево, направо. Кто- нибудь видит волшебную книгу?( Нет) Поехали дальше. Снова приглядимся- далеко, близко, заметили что-нибудь интересное? Ой, посмотрите, что-то здесь под снегом лежит. Да, это она, книга волшебная.  Я так рада, что она  нашлась. В этой книге много разных сказок и различных заданий. А может вы мне поможете выполнить три задания Мороза Ивановича, для того чтобы расколдовать  мой волшебный лес? А вы хотите сами выбрать задание? Открываем книгу.

1 задание: Дидактическое упражнение «Звери в зимнем лесу».

Матушка-зима: Мороз Иванович пишет: Я спрятал всех зверушек лесных в конвертике волшебном, но если правильно их разместите в зимнем лесу, которая находится перед вами, то можно будет открыть следующий конверт.   

Матушка-зима:  Интересно, где же мы разместим медведя, как вы думаете?  (Ответы детей) Правильно, медведь всю зиму спит в берлоге. Ему там тепло и хорошо. (Ребенок накладывает на картинку-фон изображение медведя). Где живет белочка зимой?  (Ответы детей, ребенок накладывает изображение белки  на дерево.) Верно, белочка сделала запасы орехов, грибов и спокойно может зимовать в дупле.  А зайца, где спрячем от лисицы?(Ответы детей, ребенок накладывает изображение зайца возле елочки). Правильно, зайца, которому зима подарила теплую, белую шубку поместим возле елочки. Осталась одна лисица, где же она у нас будет находиться?(Ответы детей, ребенок накладывает изображение лисицы).

 А лисица наша в теплой рыжей шубке всю зиму будет охотиться на мышей и зайцев. 
Матушка-зима: Молодцы, ребята с этим заданием вы справились замечательно, всех животных вернули в лес и он ожил. Но все таки кого-то не хватает.  

2 задание:

Матушка-зима: А кто же выберет следующее задание? 
- Ребята, а что за шум слышится из конверта? Давайте послушаем. Слышите? (Прислушиваются(включаю музыку пение птиц))
Матушка-зима: Посмотрим, кто же тут? (педагог достает из конверта маленьких птиц). Ребята, так это помощники мои расшумелись. Это не просто птицы, это, ребята, птицы – вестники зимы. Каждая птичка хочет рассказать о том, что зимой бывает. А вы ее послушайте и помогите (педагог раздает по одной птичке ребенку). Ребята, пусть каждый из вас скажет, какие изменения зимой происходят. После этого птичку поместите на ветку дерева. (Начинает педагог). Я начну, а вы послушайте:
Матушка-зима: Моя птичка говорит, что зимой реки замерзают и покрываются льдом…
(Дети по очереди продолжают называть признаки зимы, размещают птичку на дереве).

Матушка-зима: И с этим заданием мы справились,  молодцы! (включаю музыку пение птиц). Послушайте,  как птицы весело щебечут – это они нас приглашают поиграть. Хотите поиграть?

           Физминутка.

            Дружно, чётко мы шагаем, зиму весело встречаем!       (шагают по кругу)

            Надо нам лопатки взять, снег с дорожек убирать.          (имитация движений)

            Ну а снег метёт, метёт, отдохнуть нам не даёт.               (взмахи руками)        

           А деревья за окном спят волшебным тихим сном.          (опускают руки,         стоят)

           Зайчик скачет на опушке, чтобы не замёрзли ушки.      (прыгают)

           А медведь в берлоге спит, сладко мишенька сопит      (приседают, закрывают глаза)                              

           Чтоб в мороз не замерзать, надо птичкам полетать.     (имитация движений)

           3 задание: Мороз Иванович пишет:  Где в зимнем лесу можно взять воду?

           Матушка-зима: Как вы думаете, где же в зимнем лесу можно взять воду?  

( ответы детей). А может поблизости есть речка? А что происходит с речкой зимой?  

(ответы детей). Чего в лесу очень много? ( Снега). А снег какой?( Белый, пушистый, холодный, блестящий, серебристый). А наши ладошки какие? (Теплые) А что произойдет со снегом, если взять его в руки?(Снег будет таять)

А вы хотите попробовать? (ответы детей).

Матушка-зима:   Ребята, какие вы все умные, дружные, вы помогли мне Матушке Зиме расколдовать чары  моего брата Мороза Ивановича, и мой волшебный лес снова ожил и защебетали зимние птицы. Спасибо вам за помощь! А вам пришло время возвращаться в детский сад. Поехали! 

Вся земля в снегу.

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной.

Хорошо в лесу зимой!

Но пора нам домой!(под музыку дети имитируют ходьбу на лыжах).

 Матушка-зима:   Ну вот мы и добрались до детского сада. Не забудьте снять лыжи, дружно переодеваемся.

Заключительная часть. 

Матушка-зима:   Что вам больше всего понравилось? Почему? С кем бы вы могли поделиться своими знаниями? На память о нашей сегодняшнем путешествии я вам приготовила подарок – огромный ком снега, он тоже волшебный, а его секрет вы разгадаете в группе.  А мне пора, у меня ещё много дел: нужно снегом землю покрыть, морозные узоры на окнах нарисовать, да и с братцем помириться. До свидания, ребята!
(Матушка-зима уходит)

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

     Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

     Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

     Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

     Домашняя лаборатория.

     Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста

«Спрятанная картина»

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге.

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла. Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтые, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

«Мыльные пузыри»

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри. Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Консультация «Воспитание у детей любви к природе родного края»

     В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

     Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая работу старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой умственного развития дошкольника.

     Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ.

      Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах. Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы, а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

      Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными. Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребенка.

Рекомендации для родителей: «Экспериментируем дома»

Тема: «Твердое – жидкое»

При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.

Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.

Тема: «Жидкое – твердое»

Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.

Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».

Тема: «Лед – вода»

Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.

Тема: «Испарение»

Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).

Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).

Тема: «Конденсация»

Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).

Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.

Тема: «Выпаривание соли»

Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).

Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).

Тема: «Свойства веществ»

Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.

Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.

Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.

Тема: «Два апельсина»

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Тема: «Плавание тел»

Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.

Тема: «Чистый лед»

Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.

Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.

Тема: Разный «характер» у яиц

Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.

Тема: «Куда делась вода?»

Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?

Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из панны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.

Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.

Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».

Тема: «Снежные цветы»

Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор.

В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.

Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.

Диагностический инструментарий

Повышение компетентности родителей в сфере экологического воспитания в процессе проектной деятельности.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

Уважаемые родители! В нашей группе реализуется проект «Экологическое воспитание детей через проекты». В целях создания условий для формирования у детей экологической культуры и природоохранного сознания просим ответить Вас на следующие вопросы.

  1. Знаете ли Вы, что воспитатели группы углубленно занимаются вопросами Экологического воспитания и познавательно – исследовательской деятельности?
  2. Считаете ли Вы данную проблему актуальной?
  3. Интересует ли лично Вас данная проблема?
  4. Созданы ли у Вас дома условия для экологического воспитания и экспериментальной деятельности.
  5. Какие формы помощи воспитателя по развитию познавательной активности ребенка хотели бы получить? (лекции, памятки)
  6. Владеете ли вы необходимой информацией по данной проблеме?
  7. Какие мероприятия Вы могли бы провести в группе по данной проблеме?
  8. Как Вы оцениваете работу воспитателей группы по данной проблеме?
  9. Ваши предложения и пожелания

Спасибо за сотрудничество!

Карта определение уровня включения родителей в реализацию проекта

Содержание работы

Начало года

Конец года

«Наблюдатели»: активно не участвуют в работе группы в рамках экологического воспитания в процессе проектной деятельности, хотя выполняют отдельные поручения.

«Заказчики»: принимают участие в экологическом воспитании в процессе проектной деятельности на уровне своих потребностей на образовательные услуги

«Участники»: вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают цели, идеи, оказывают существенное влияние на планирование и организацию экологического воспитания в процессе проектной деятельности, разрабатывают совместно с педагогами планы по данной проблеме

Повышение у детей старшего дошкольного возраста уровня теоретических знаний о неживой и живой природе, практических умений в исследовательской деятельности.

Схема изучения теоретических знаний детей о неживой и живой природе, практических умений в исследовательской деятельности.

ФИ ребенка

Теоретические знания

Практические умения

Волшебство воды

Невидимое чудо - воздух

Чудеса под ногами

Ласковое солнышко

Исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Критерии

Высокий уровень

1.Знают, что такое воздух, вода, солнце, камни, песок, глина, почва.

2. Знают их свойства.                                                                                                              

3. Знают где, как и почему используются человеком объекты неживой природы.            

4. Знают обитателей воды, почвы, воздуха.                                                                           5.Сформированно бережное отношение к объектам неживой природы.                            

6. Умеют использовать природный материал в жизни и в быту.                                        

7. Принимают активное и осмысленное участие в исследовательской       деятельности.            

8.Умеют использовать выводы исследования в продуктивной деятельности.                                                  

9. Имеют практические умения в проведении самостоятельных исследований.

Средний уровень

1. Знают, что такое воздух, вода, солнце, камни, песок, глина, почва.

2. Знают их свойства. 

3. Знают, почему используются человеком объекты неживой природы.

4. Знают названия некоторых обитателей воды, воздуха, почвы.

5. Сформировано бережное отношение к объектам неживой природы.

6. Проводят исследования в специально организованных условиях.

7. Используют выводы экспериментов в проектах.

8. Имеют практические умения в проведении самостоятельных исследований.

Низкий уровень

1. Знают, что такое вода, воздух, песок, глина, солнце и могут назвать их свойства.

2. Различают животных в зависимости от среды обитания.

3. Сформировано бережное отношение к объектам неживой природы.

4. Могут использовать выводы экспериментов в проектах.

5. Имеют элементарные навыки в проведении самостоятельных исследований.

Отчет о реализации проекта

В процессе промежуточного мониторинга дошкольников выявилась проблема - низкий уровень усвоения детьми программного материала по разделу «Экологическое воспитание»: дети не проявляли творческой активности, познавательного интереса. Воспитателем была проанализирована сложившаяся ситуация: проведен анализ предметно - развивающей среды и работы с родителями. Результаты данного исследования позволили сделать вывод: в группе необходимо организовать эффективную работу в данном направлении.

Учитывая вышеизложенное, воспитателем разработан проект «Метод проектов как средство формирования экологической культуры дошкольников», цель которого создание условий цель: создание условий для формирования у детей экологической культуры и природоохранного сознания.

На первом подготовительно - информационном этапе воспитателем изучена историко - психолого - педагогическая литература по теме проекта, осуществлён подбор критериев и проведен первичный мониторинг для констатирующей части проекта.

На втором подготовительно - документальном этапе осуществлена разработка поэтапного плана реализации проекта, комплектование фонда справочных пособий. Создана динамичная предметно – развивающая среда побуждающего характера, которая обеспечила комфортную обстановку, стимулирующую к развитию познавательной активности детей. Создан экологический музей и центр экспериментирования.

На третьем функциональном этапе осуществлена реализация поэтапного плана проекта. Созданная предметно – развивающая среда позволила реализовать план работы с дошкольниками с учетом основных современных подходов к процессу образования: развивающего, деятельностного, личностно-ориентированного.

В начале учебного года в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разработала перспективное планирование проектной деятельности, которое включило в себя такие проекты: информационно – практико – ориентированный проект «Лаборатория неживой природы», информационно-творческий проект «Насекомые», исследовательский проект «Комнатные растения», творческий, познавательно – исследовательский проект «Животный мир», познавательно - исследовательский проект «Птицы нашего края», познавательно - исследовательский проект «Маленькие огородники». Методика работы с детьми в рамках экологических проектов разрабатывалась на основе интегрированного подхода. В ходе работы дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

Знания, полученные детьми в процессе образовательной деятельности, помогли им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал; способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

В течение проекта реализован план работы с родителями, цель которого повышение компетенции родителей в сфере воспитания экологической культуры.

На начальном этапе проведено анкетирование с целью выявление проблем родителей в рамках проекта. В результате анализа полученных данных составлен план работы, оформлен информационный стенд для родителей.

Чтобы привлечь семью к выполнению поставленной цели, использовала следующие формы работы: родительские собрания в нетрадиционной форме с мультимедийным сопровождением, дни открытых дверей, презентация лучшего семейного опыта, беседы, консультации специалиста.

С целью удовлетворения интересов и потребностей в знаниях родителей разработала советы «Как помочь маленькому исследователю», рекомендации «Проведите с детьми дома», консультацию «Совместная деятельность родителей и детей по выращиванию комнатных растений», оформила памятку «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Совместно с родителями составила правила поведения в природе. Родители явились активными участниками реализуемых в группе тематических проектов.

С целью установления положительных эмоциональных контактов детей с родителями, закрепления полученных знаний в процессе реализации плана работы, организованы совместные праздники, экскурсии.

Организованная таким образом работа позволила повысить уровень компетентности родителей в сфере экологического воспитания дошкольников и получила высокую оценку педагогический деятельности.

Кроме того на данном этапе воспитателем осуществилась разработка и отбор критериев эффективности проекта, на основе которых проведен промежуточный мониторинг. На основе результатов были внесены коррективы в план проекта.

На четвертом обобщающем этапе проекта воспитателем осуществлен итоговый мониторинг. Полученные данные проанализированы, соотнесены с целями и задачами проекта. Составлен письменный отчет, который будет использован для участия в конкурсах, выступлениях на педагогическом Совете, районных конференциях, публикациях в периодической печати, в сети интернет.

Итоги реализации проекта

Повышение компетентности родителей в сфере экологического воспитания в процессе проектной деятельности.

Содержание работы

Июль

2017

Декабрь

2017

Апрель

2018

«Наблюдатели»: активно не участвуют в работе группы в рамках экологического воспитания в процессе проектной деятельности, хотя выполняют отдельные поручения.

80%

51%

38%

«Заказчики»: принимают участие в экологическом воспитании в процессе проектной деятельности на уровне своих потребностей на образовательные услуги

10%

35%

42%

«Участники»: вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают цели, идеи, оказывают существенное влияние на планирование и организацию экологического воспитания в процессе проектной деятельности, разрабатывают совместно с педагогами планы по данной проблеме

-

14%

20%

Вывод: в результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию 20% повысился уровень родителей, которые вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают цели, идеи, оказывают существенное влияние на планирование и организацию проектной деятельности, разрабатывают совместно с педагогами планы по данной проблеме. 42% принимают участие в экологическом воспитании в процессе проектной деятельности на уровне своих потребностей на образовательные услуги. Кроме того на 42% активно не участвуют в работе группы в рамках экологического воспитания в процессе проектной деятельности, хотя выполняют отдельные поручения.

Повышение у детей старшего дошкольного возраста уровня теоретических знаний о неживой природе, практических умений в исследовательской и проектной деятельности.


Вывод: мониторинга показал, что уровень теоретических знаний о неживой природе увеличился: высокий уровень на 29,8% , средний уровень на 11,2,  практических умений дошкольников в исследовательской и проектной деятельности: высокий уровень на 29% , средний на 24%, низкий снизился на 10% .

Почтовый адрес

г. Барабинск, ул. Шевченко д.45

Индекс

632335

Телефон

89137074326(сот), 8(383)612-36-09 (рабочий)

Электронная почта

mingulova2010@yandex.ru

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «Природа – наше богатство»

В долгосрочном проекте ставятся следующие цели:1.Расширение представлений детей о различных природных объектах ,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.2. Осознание детьми экологических зависимост...

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Глобальные экологические катастрофы»

Цель проекта: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека....

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» « Кто в муравейнике живёт?»

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» « Кто в муравейнике живёт?» ...

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «Одуванчик»

Актуальность проблемы: одна из актуальных задач сегодняшнего дня - воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, эколо...

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «Волшебница вода»

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Волшебница вода»Участники проекта: дети  средней группы, педагоги, родители.Вид проекта: образовательно-творческий.Продолж...

«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников» «Комнатные растения – наши друзья»

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Комнатные растения – наши друзья »Участники проекта: дети  средней группы, педагоги, родители.Вид проекта: образоват...