" Палочки Кюизенера-как игровой элемент в формировании у детей воображения и представлений об окружающем мире на осеннюю тематику».
методическая разработка по математике (средняя группа)

Методическая разработка по познавательному развитию детей в средней группе « Палочки Кюизенера-как игровой элемент в формировании у детей воображения и представлений об окружающем мире на осеннюю тематику».

Селезнева Татьяна Анатольевна.

Цель: Закреплять умения устанавливать соотношение между предметами, умение работать со схемой, развивать воображение.
Задачи:
Обучающие:
- упражнять детей в конструировании из палочек Кюизенера
- уточнить знания детей об изменениях в природе осенью
-устанавливать соотношения: больше - меньше, поровну
-раскладывать предметы слева направо, упражнять в умение ориентироваться на плоскости
Развивающие:
- продолжать знакомить с палочками Кюизенера, как игровым материалом
- развивать чувство цвета
- развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук,
Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, желание помочь друг другу
- воспитывать бережное отношение к природе, заботиться о ней.
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Демонстрационный материал: осеннее дерево, ширма, игрушка би-ба-бо зайчик, схемы.
Раздаточный материал: каждому ребенку набор палочек Кюизенера, уменьшенная схема с изображением зайца.
Предварительная работа: беседа об осени, рассматривание картин на тему «Осень», игры с палочками Кюизенера, работа с альбомами по палочкам Кюизенера

 

Ход занятия
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Дети я сегодня шла в детский сад, и мне повстречался ежик? И рассказал мне новость, что в лесу зайчик заблудился и не может найти дорогу домой. Как вы думаете мы с вами можем помочь зайчику?
Дети: Да
Воспитатель: Но для этого нам нужно отправиться в лес! Готовы!
Дети: Да
Воспитатель: Как вы думаете на чем можно добраться до леса?
Дети: На машине, на автобусе
Воспитатель: Молодцы. Но у нас нет транспорта, но вы сильные, крепкие, смелые и сможем преодолеть все трудности. Давайте пойдем пешком, путь нам предстоит долгий и вы справитесь!
Дети: Да
Воспитатель вместе с детьми выполняют упражнения (идут по дорожке).
Воспитатель: ну вот мы свами и пришли. А куда мы пришли?
Дети: В лес
Воспитатель: А какой лес?
Дети: Осенний
Воспитатель: А как вы догадались? Что мы пришли в осенний лес.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?
Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее.
Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Вы правильно отвечали.
Воспитатель: Ребята, лес очень красивый осенью. Давайте посмотрим, что же мы с вами увидели в нашем лесу?
Дети: деревья, грибочки
Воспитатель: посмотрите, что с листочками происходит?
Дети: они опадают
Воспитатель: хорошо, а сколько листочков упало
Дети: Много
Воспитатель: Давайте посмотрим сколь ко же у нас грибочков, мы каждому грибочку на шляпку приделаем листочек
Дети выполняют задание на ширме
Воспитатель: Чего у нас получилось больше
Дети: Грибочков
Воспитатель: Чего меньше
Дети: Листочков
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы и грибочков, и листочков стало поровну.
Дети: Нужно добавить еще один листочек
Дети выполняют задание
Воспитатель: Что теперь можно сказать?
Дети: Что грибочков и листочков стало поровну
Воспитатель: Молодцы!
Из - за ширмы появляется зайчик и плачет.
Воспитатель: Ой, кто это к нам пришел?
Дети: Зайчик
Воспитатель: Что ты заинька плачешь?
Зайчик: Как же мне не плакать?! Жил я в лесу с мамой в своем домике, пошел гулять да заблудился. И теперь я не могу найти свою маму и дорожку к своему домику.
Воспитатель: Дети одним гулять можно?
Дети: нет
Воспитатель: Не плачь зайчик, мы постараемся тебе помочь. А как нам это сделать?
мы поможем найти тебе твою маму и дорожку к твоему домику тоже найдем.
Правда ребята, поможем зайчику?
Дети: Да
Пальчиковая гимнастика
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик,
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик!
Дети садятся за столы.
Поможем найти зайчику маму (перед детьми схема из палочек Кюизенера и набор палочек. Дети выкладывают зайчика).
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Давайте нашему зайчику построим красивый домик.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Из каких геометрических фигур у нас состоит домик?
Дети: (индивидуально) квадрат, треугольник
Воспитатель: Молодцы. Как же зайка доберется до домика? Что еще нужно построить?
Дети: Дорожку
Дети под диктовку выполняют задание (возьмите белую палочку, справа от нее положите синюю и т. д)
Воспитатель: какие вы молодцы все справились с заданием.
Зайчик: спасибо вам ребята теперь я нашел свою маму и домик. И за то вам приготовил небольшой подарочек.
Воспитатель: не убегай зайка от дому больше далеко.
Воспитатель: Ребята посмотрите сколько добрых дел мы сегодня сделали.
Дети: Помогли зайчику
Воспитатель: Какие молодцы!
Воспитатель:
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Что вам больше всего понравилось?
Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
Нам пора возвращаться в детский сад. По этой же дорожке дети уходят.

 

Предлагаю рассмотреть одну из универсальных технологий, ее использование в играх-занятиях, в самостоятельных играх. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Кюизенером. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Цель: Развивать у детей приемы логического мышления через авторскую игру - палочки Кюизенера.

Методическое обеспечение.

Виды и формы занятий:

Игры и упражнения, игры – конструирования.

Методы и приемы обучения.

1.Наглядные.

2.Словесные

3.Практические (самостоятельное и совместное выполнение заданий).

4.Игровые (создание игровой ситуации).

Дидактический материал: комплект цветных счетных палочек Кюизенера, плоскостной вариант палочек Кюзиенера, цветные схемы-карточки, комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизнера альбом-игра «Волшебные дорожки», альбом-игра «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце».

Набором палочек обеспечивается каждый ребенок.

Игровой - это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятие с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными. Заниматься с палочками дети могут индивидуально или небольшими подгруппами в игровой деятельности, кроме того возможна и фронтальная работа со всей группой детей.

На первом этапе, использовался как сугубо игровой материал. Дети играли с ними, как с обычными кубиками и палочками, создавая различные конфигурации.

Предполагаемый результат:

  1. Развивается логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.
  2. Учатся использовать занимательный игровой материал, как в непосредственной образовательной деятельности, а так же в играх самостоятельного характера.
  3. Формируются сенсорные эталоны и учатся сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте.
  4. Развиваются способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

Перечень предполагаемых  игр в дальнейших методических комплексах.

«Знакомство с разноцветными палочками»

«Город разноцветных палочек»

«Разноцветные палочки»

«Волшебный сундучок»

«Разноцветные дорожки»

«Поезд».

«Найди и покажи»

«Построй квадраты»

«Заборчик для Колобка»

«Разноцветные бусы»

«Мостик через ручеек»

«Длинная и короткая дорожки»

«Высокий и низкий заборчик»

«Домик с заборчиком» Работа с картами – схемами, стр.3. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце»

Елочка

Ковер для куклы

Лесенка для белочки

Найди свой домик

Курочка Ряба, стр.15. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце»

Разложи по цвету

Ленточки для кукол

Город геометрических фигур

Построим домик для матрешки

Скворечник

Большой и маленький домик

Аквариум – схема на стр.17-18. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце»

Рисование цветными палочками

Подарок на день рождения

 Далее можно  с детьми повыкладывать из палочек картинки и шаблоны на осеннюю тематику.


«Выложи из палочек» - «Осень. С дерева упало 3 листика»

Цель: развитие умения моделировать предмет из палочек, считать

Изображение

Изображение

 

«По порядку»

Цель: формирование умения соотносить  число и цвет палочки

 

 

«Выложи из палочек» - «Мухомор»

Цель: развитие умения устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, работать со схемой, накладывая палочки определенного цвета на изображение

Изображение

Изображение

  
  

«Радужная картинка»

Цель: развитие творческих способностей, самостоятельности

ИзображениеИзображение

Изображение

«Выложи из палочек» - «Осень. С дерева упало 3 листика»

Цель: развитие умения моделировать предмет из палочек, считать

Изображение

«Выложи из палочек» - «Осень. Листок»

Цель: развитие умения устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, работать со схемой, накладывая палочки определенного цвета на изображение

 

Изображение

«Выложи из красных палочек» - «Листок»

Цель: формирование умения работать со схемой, накладывая палочки определенного цвета на изображение.

 

«Выложи из красных палочек» - «Листок»

Цель: развитие умения выкладывать из цветных счетных палочек объекты ближайшего окружения, творческих способностей, воображенияimageКонец формы

 

 

 

Перечень предполагаемых  игр в дальнейших методических комплексах.

«Знакомство с разноцветными палочками»

«Город разноцветных палочек»

«Разноцветные палочки»

«Волшебный сундучок»

«Разноцветные дорожки»

«Поезд».

«Найди и покажи»

«Построй квадраты»

«Заборчик для Колобка»

«Разноцветные бусы»

«Мостик через ручеек»

«Длинная и короткая дорожки»

«Высокий и низкий заборчик»

«Домик с заборчиком» Работа с картами – схемами, стр.3. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце»

Елочка

Ковер для куклы

Лесенка для белочки

Найди свой домик

Курочка Ряба, стр.15. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце»

Разложи по цвету

Ленточки для кукол

Город геометрических фигур

Построим домик для матрешки

Скворечник

Большой и маленький домик

Аквариум – схема на стр.17-18. Комплект игр и упражнений «На золотом крыльце»

Рисование цветными палочками

Подарок на день рождения

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Формирование у детей художественного вкуса, понимания красоты окружающего мира"

«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуков, в сказке и в игре, в собстве...

Опыт работы "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о животном мире посредством дидактических игр"

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и предста...

Консультация для родителей "Использование игровых технологий при формировании у детей элементарных математических представлений"

   Нужна ли крошечному малышу математика ? Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как разме...

Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Одна из важнейших задач познавательного развития ребёнка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые помогают легко осваивать новое....

«Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений об окружающем мире посредством игровой деятельности»...

«Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через экспериментальную деятельность»

Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную ...