Планирование наблюдений
опыты и эксперименты по окружающему миру

Крашенинникова Анна Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_nablyudeniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование наблюдений на прогулке в средней группе осенью.

Наблюдение за сезонными изменениями 

Цель: Создание условий для формирования у детей понятия о смене времен года

Ход наблюдения.

1 Часть организационно-мотивационная

а) воспитатель читает стихотворение и пословицу об осени.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

А. Майков

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом».

«Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит народная пословица.

Кто догадался о чем идет речь?

б) Пчелка Майя не знает что такое осень,зима. Она как только становится холодно, прячется и спит в теплом улее. Что будем делать? (Расскажем ей об осени и покажем).

в) Как будем ее знакомить с осенью?

Найдем дерево, которое раньше всех готовится к осени. (Осина, береза.) Найдем самые красивые листья березы, осины. Покажем, что они упали с дерева и скоро все листочки упадут.

2 Часть Основная — наблюдение за деревьями по предложенному плану детей.

3 Часть Пчелка Майя, ты поняла что такое осень? И куда зимой пропадают листочки?-Нет

Дети: Осенью листочки желтеют и опадают, поэтому зимой их нет на деревьях. А весной из почек вырастают новые листочки.

Использовать телодвижения — показать, как кружатся листочки, падая с дерева.

Наблюдение за рябиной

Цели: Создание условий для понимания детьми сходства и различия красной и черной рябины.

Ход наблюдения

1 Часть организационно-мотивационная

а) Воспитатель читает стихотворение и рассказ о рябине.

С рябиной свежей вазу

Поставили на стол.

Ее заметил сразу

Лишь в комнату вошел.

Есть рябину я не стану,

Лучше краски я достану,

Нарисую ягодки — Влажные и яркие,

В каплях — бусинки росы

Удивительной красы.

Кто догадался что сегодня будем наблюдать?

б) Ребята, вчера Оля спросила, почему кто-то рябину называет красной, а кто-то черной?

в) Как вы думаете? Какая бывает рябина?

Ответы детей. Дети называют красную и черную, но не знают, чем отличаются. Воспитатель предлагает рассмотреть внимательно и сравнить красную рябину с черной .

2 часть Основная. Рассматривают рябину, считают, сколько стволов в кусте, сколько гроздей. Сравнитькрасную рябину с черной. Находят сходство и отличия.

3 часть.  Оля, ты поняла, почему рябину по разному называют? Как же отличить красную рябину от черной—расширяется словарный запас словарный запас.

Дети: она бывает разная: красная и черная.

Подвижная игра «Поймай мяч». Цель: учить ловить и передавать мяч.

Наблюдение за перелетными птицами

Цель: создание условий для расширения представлений детьми о перелетных птицах.

Ход

1 часть организационно-мотивационная

а) воспитатель читает стихотворение:

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Воспитатель: кто догадался, о ком мы будем сегодня говорить?

б) Мышонок не знает кто такие перелетные птицы. Что будем делать?-Расскажем ему.

в) Что будем рассказывать?

2 часть основная. Как меняется жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.) Что происходит осенью с кормом для птиц? (Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.) Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.) Какие птицы позже всех улетают на юг? (Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)

3 часть Мышонок, ты понял почему птицы назыыаются перелетные? Ребята, давайте соберемся вместе для «перелета».

Подвижные игры «Гуси-лебеди». Целъ: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания. Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Наблюдение за первым снегом 

Цель: учить замечать изменения в природе, видеть прекрасное.

Ход наблюдения

а) Воспитатель загадывает детям стихотворную загадку.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки.)

Кто догадался, что мы будем сегодня наблюдать?

б) Медвежонок никогда не видел снег и очень удивился, чем это покрыта сегодня земля? Что будем делать?

в) как познакомим медвежонка со снегом?

Поймать снежинку на ладошку и рассмотреть ее. Сравнить две снежинки. Определить место, где снег быстрее тает. Найти место, где снег еще не растаял. Отметить, что снег укрывает корни деревьев от мороза.

2 часть Медвежонок вместе с детьми рассматривает первый снег.

3 часть Что ты медвежонок узнал о снеге? Какой первый снег?

Подвижная игра «Раз, два, три — беги!» Цель: развивать быстроту бега, ловкость, слаженность коллективных действий, смекалку. Индивидуальная работа «Попади в обруч».

Наблюдение за песком
Цель: Создание условий для закрепления знаний детьми о свойствах песка.
Ход: 1 часть организационно-мотивационная
а) воспитатель задает загадку
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
Кто догадался, что мы будем сегодня наблюдать?
б) Незнайка утверждает, что песок и глина одинаковые, из них можно лепить куличики, они впитывают воду. Как вы думаете, он прав?

в) Как мы это можем проверить?

Ответы детей: намочить, посмотреть в компьютере

Воспитателем предлагается наблюдать за песком. Рассматривание песка на ладонях. Наводящие вопросы воспитателя:
-какого цвета?

-сухой или влажный?
-липкий или сыпучий?
Предлагается рассмотреть песок через лупу.
-какой формы крупинки?
-прозрачные или мутные?
-мелкие или крупные?
-одинаковой формы или разной формы?
-в чем польза песка для человека?
-как вреден и опасен песок?
(Ответы детей и маленькое обсуждение по каждому ответу).
А чем же отличается песок от глины?
(Ответы детей)
2 часть основная

Воспитатель предлагает сравнить песок и глину простым опытом.
Налить воду в лунку с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым.) А куда исчезла вода? Попробовать посадить палочку в песок. В какой песок она легче входит? Затем налить воду на глину. Как впитывается вода? (Медленнее, чем в песок.) Посадить палочку в глину. Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую. Напомнить детям, что, когда человек сажает дерево, он это делает в политую землю.

3 часть. Незнайка, ты понял, что песок и глина отличаются друг от друга?(нет)

Дети: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.
Провести игру «Не пропусти песчинку»; рисование палочкой на песке.

Наблюдение за водой в теплую погоду

Цель: создание условий для понимания детьми того, что вода льется, может быть холодной или теплой, в воде могут плавать игрушки.

1 часть организационно-мотивационная

а) воспитатель читает стихотворение

Она течёт, меняет облики,
ей сложно форму сохранить.
То льётся дождиком из облака,
то каменеет, как гранит,
то станет дымкой заволакивать,
то в бездну неба уплывёт.

Кто догадался, что сегодня мы будем наблюдать?

б) Котенок утверждает, что вода из его миски не может выливаться и всегда теплая. Правда ли это?  Что будем делать? -Покажем ему

в) Как будем знакомить котенка с водой?

2 часть основная

Наблюдение по предложенному плану детьми: переливание воды из одной емкомти в другую.Вынести на улицу теплую воду в стакане и оставить на несколько минут, убедиться, что она остыла. Положить в воду маленькуи игрушку, убедиться, что она не тонет, с ней можно играть.

3 часть. Котенок, ты понял что такое вода? Понял, что она может быть теплой и холодной, как можно с ней играть?

Дети помогают котенку, если он не понял.

Проводится игра «Море волнуется раз».

Наблюдение за туманом

Цель: создание условий для понимания детьми природного явления — туман.

Ход: 1 часть организационно-мотивационная

а) воспитатель читает стихотворение

Осенью над лесом и болотом туча пролетела самолетом.

Пролетела туча низко-низко, прыгнула с нее парашютистка.

А за ней сейчас же и другая, и уже летит за стаей стая.

Кто догадался что мы будем сегодня наблюдать?

б) Сегодня, когда мы пошли в детский сад, на улице плохо было видно соседние дома. Что же произошло? - На землю опустились облака.

в) А что же такое туман? Как мы будем его изучать?

2 часть. Выйдем на улицу и внимательно посмотрим на свою одежду, можно увидеть маленькие капельки воды, из них состоит туман.Эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращаться в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Туман — явление природы.

3 часть Ребята, вв поняли что такое туман? Из чего он состоит? Будьте очень внимательны на улице когда туман, плохая видимость. Водитель может вас не заметить.

Наблюдение за льдом

Цель: создание условий для закрепления детьми знаний о разнообразных состояниях воды;

Ход:  1 часть организационно-мотивационная

а) Воспитатель читает загадку

Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это … (лед)

Кто догадался, что мы будем наблюдать?

б) А что сегодня случилось с лужей? - Замерзла. А как еще можно сказать? - Превратилась в лед. Что такое дед?Из чего состоит лед? Из воды.

в) Тигренок не верит, что лед состоит из воды. Как мы ему объясним? Мы ему покажем.

2 часть основная

Отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.

3 часть Тигренок, теперь ты веришь, что лед состоит из воды?

Провести подвижную игру или телодвижения на закрепление.

Наблюдение за увядающими цветами

Цель: создать условия для понимания детьми того, что цветы осенью вянут.

Ход :1 часть организационно-мотивационная

а)Воспитатель

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

А Плещеев

б)Кто догадался о чем мы будем говорить?

Кукла Катя очень любит цветы и не понимает, почему они осенью такие некрасивые? - Мы ей объясним, что они завяли.

в) Как будем это делать. Почему они вянут?

2 часть основная.

Рассматриваем цветы на клумбах. Обратить внимание, что некоторые цветы завяли,потому что отцвели (мы их убираем).

3 часть. Катя, ты поняла, что цветы завяли?

Дети повторяют, что цветы завяли, так как отцвели.

Провести телодвижения или игру.

Наблюдение за насекомыми осенью

Цель: создать условия для понимания детьми того, что осенью насекомые прячутся от холода.

Ход: 1 часть организационно-мотивационная

а) воспитатель читает загадку:

Мы в работе поминутно

От зари и до зари,

Нас в лесу найти нетрудно –

Лишь под ноги посмотри.

Назови меня скорей –

Я рабочий … (муравей).

Кто догадался, о ком мы будем сегодня говорить?

б) Котенок очень удивился, что на удице совсем нет бабочек и муравьи куда-то подевались. Ребята, как вы думаете что произошло?

в) Как мы выясним, где насекомые? Что будем делать?

Ответы детей.

2часть основная

На прогулке предложить детям обследовать участок, найти насекомых (вспомнить каких насекомых они знают). Почему так мало стало насекомых, нет бабочек? Рассказать котенку, что насекомые осенью готовятся к зиме, прячутся в щели домов, норки и будут там спать до весны.

3 часть. Котенок, ты понял, куда делись бабочки и муравьи?

Поиграть в подвижную игру для закрепления материала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)

В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....

Перспективное планирование наблюдений с детьми 6-7 лет

Эти наблюдения я разработала с детьми детского сада присмотра и оздоровления....

Методические рекомендации по планированию наблюдений.

Наблюдения за сезонными явлениями природы на прогулке...

Перспективное планирование наблюдений в природе летом.

Планирование наблюдений с детьми в природе во время летнего выезда на загородную дачу....

Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна).

Планирование наблюдений с детьми второй младшей группы (весна)....

Перспективное планирование наблюдений и экспериментальной деятельности на прогулке

Приобщение детей к окружающему миру.Развитие умения замечать красоту времен года, экспериментировать с различными материалами на прогулке....