Психолого-педагогические условия детского экспериментирования
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Колесникова Светлана Валерьевна

Условия и требования к организации образовательной деятельности по экспериментированию в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия детского экспериментирования

В работах многих отечественных педагогов, психологов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.).

Причины интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов. Часто они не в состоянии справляться с самым простым учебным заданием, но быстро выполняют его, если оно переводиться в практическую плоскость или игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Взрослым нужно создавать такие ситуации, которые дошкольник может разрешить благодаря проведению опытов и экспериментов, проанализировать, сделать вывод, умозаключение, самостоятельно овладеть знанием о том или ином физическом законе, явлении.

Организованную образовательную деятельность по экспериментированию в детском саду рекомендуют проводить уже со 2-й младшей группы.

Во время совместного экспериментирования необходимо поставить цель, выдвигать гипотезы, совместно определять этапы работы, делать выводы.

В процессе экспериментирования дети приобретают навыки межличностного общения и сотрудничества. Учатся задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи, составлять развернутый рассказ об увиденном. После каждого эксперимента следует приучать детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

Экспериментирование организуется в таких формах, как совместная (партнёрская) деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная деятельность детей.

В п. 3.3.4 ФГОС ДО выдвигаются определенные требования к предметно-пространственной среде, в том числе и к среде для детского экспериментирования.

Психолого-педагогические условия организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий. К таким условиям относят содержание, предметно-развивающую среду и психологический комфорт.

Первое содержание, которое включает в себя систематизацию материала и создание картотеки экспериментов и опытов.

Отобранный материал в картотеке является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, в каждой карточке отражается информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат.

Второе организация развивающей среды. Оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно её прозонировать.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены :

1. Место для выставки (различные коллекции, экспонаты, редкие предметы).

2. Место для приборов. Микроскопы, лупы, компас, весы, песочные часы, магниты, пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши, гайки, скрепки, болты, гвоздики и прочие материалы.

3. Место для хранения природного и «бросового» (коробочки, контейнеры)

4. Место для проведения опытов, чтобы за ним могли поместиться 2 человека как минимум. Лучше, чтобы оно было мобильным, для обеспечения обзора со всех сторон при демонстрации проведения эксперимента.

5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Третье - психологический комфорт воспитанников.  Содержание и последовательность организации опытно-экспериментальной работы зависят от уровня развития познавательных способностей детей, их предшествующего опыта, имеющейся у них понятийной базы, и т.д. Атмосфера эмоционального творческого подъема создает ощущение радости познания.

Хочется добавить ещё одно условие и оно хорошо известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В работе с родителями используются такие традиционные формы как:

- Родительские собрания.

- Консультации (темы: «Как организовать и провести простейшие эксперименты», «Домашняя лаборатория», «Как учить ребёнка измерять», «Как учить конструировать», «Как вести познавательную беседу, читать познавательную литературу, смотреть познавательные видео- и теле программы»).

        - Беседы, об особенностях познавательной деятельности ребёнка соответствующего возраста с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

- Памятки для каждой семьи с кратким резюме содержания лекции, подбор справочного материала и размещение его на стенде для родителей,

- Библиотечки для родителей.

- Семинары практикумы по организации исследовательской деятельности ребёнка.

Современные родители больше отдают предпочтение нетрадиционным формам обучения и взаимодействия, например таким, как деловые игры, круглый стол, дискуссии, практические занятия, тренинги, семейные проекты.

Так же родители с удовольствием откликаются на такие формы взаимодействия, которые предполагают неформальное общение в соцсетях.

Ещё одна форма работы с семьёй – педагогические ширмы, в которых родители должны получить ответы на интересующие их вопросы. Например, что рассказать ребёнку, на что обратить внимание, чему научить его. Здесь же воспитатель предлагает родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребёнком дома на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать, которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого.  

Так же родителей непосредственно можно привлечь к созданию в группе «Уголка экспериментирования» с набором разнообразных предметов и вещей окружающего мира.

Все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог – родитель; педагог – ребёнок – родитель.

Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое влияние на процесс и результат учения.

Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности "

Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности....

Психолого-педагогические сопровождение в детском саду

Данный материал можно использовать на педагогическом совете, родительском собрании или в качестве консультации для педагогов....

Роль психолого - педагогической коррекции родительско - детских отношений в современном обществе

В статье идет речь о социальном положении детей с инвалидностью и  путей коррекции родительско-детских отношений....

Консультация для педагогов «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Психолого педагогические условия организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ...