Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Самохвалова Клавдия Сергеевна

Дать детям представление об истории возникновения обуви и её изменении с течением времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_obuvi_ot_laptey_do_tufel.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира

«Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»

Цель: Дать детям представление об истории возникновения обуви и её изменении с течением времени.

Задачи:

Обучающие: закрепить обобщающее понятие «обувь», виды обуви., рассказать о возникновении обуви, проследить за её историей развития, обсудить: люди каких профессий участвовали в изготовлении обуви, и как изменились эти профессии сегодня.

Развивающие: развивать память, внимание, мышление и воображение детей, обогащать их словарь по теме занятия.

Воспитательные: воспитывать интерес к предметам окружающего мира, учить оценивать удобство и функциональность вещей (обуви), воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей, понимание важности труда, приносящего людям пользу.

Предварительная работа

Чтение:  К.И.Чуковский «Чудо-дерево», «Что сделала Мура, когда ей прочли «Маленький Мук» и др.

Материалы и оборудование

Мяч, разрезные картинки (3 шт.: сапоги Кота в сапогах, туфли скороходы, хрустальные туфельки), слова-отгадки, картинки-отгадки, лапти и валенки (в коробке), картонные жетоны для рефлексии по количеству детей (на одних – пара новеньких лаптей, на других – пара стоптанных башмаков).

Ход

        Воспитатель вносит в группу коробку, но не показывает детям, что в ней находится, говорит, что покажет содержимое чуть позже, а пока в задумчивости обращается к детям: Ребята, мы с вами утром узнали о том, что сделала Мура, когда ей прочитали сказку «Чудо-дерево», помните? (Ответы детей)… Вот  как вы думаете, у Мурочки действительно может вырасти обувное дерево? (Ответы детей).  А хотели бы вы узнать, откуда взялась обувь и какую обувь люди носили давным-давно? (Ответы детей). Тогда, я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекие времена и найти ответы на эти наши вопросы. Готовы?  Тогда занимайте места в нашей машине времени, закрывайте глаза.

Звучит космическая музыка, воспитатель обходит детей, касаясь плеча каждого и произносит слова:

Вокруг вас я обойду,

в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять

можно глазки открывать.

Демонстрируется картинки, на котором изображения первобытных людей и варианты обуви первобытного человека.

Воспитатель. Давным-давно, ребята, жили на свете первобытные люди и ходили они по земле босиком. И вот однажды человек понял, что передвигаться босиком ему неудобно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, приходилось ему ходить и по острым камням, и по мокрой траве, и по горячему песку, и по ледяному снегу. Поэтому человек решил свои ноги защитить. А какие материалы могли использовать древние люди для изготовления такой защиты? (Ответы детей). Да, скорее всего началось всё с куска дерева, травы, полосок кожи или плоских кусочков коры. Человек прикреплял их к подошвам ног бечевкой, а концы заматывал вокруг лодыжек. Была ли такая обувь удобной для ношения и долговечной, как вы думаете? (Ответы детей). Вы правы: стопу она защищала плохо и была неудобной. Поэтому приходилось проявить еще большую изобретательность.

Демонстрируется картинки с изображением вариантов первых сандалий.

Воспитатель. Чуть позже человек додумался до сандалий (кора сандалового дерева). Известно, что открытые сандалии появились в Египте, Риме и Древней Греции. Так жители этих стран защищали свои ноги от воздействия горячего песка. Постепенно сандалии усовершенствовались, для удобства ношения, появлялись на них ремешки, а позже и украшения. Стали изготавливать как открытую, так и закрытую обувь. А еще позже появилась обувь для правой и левой ноги.  Но она продолжала оставаться роскошью, была доступна только богатым гражданам. Поэтому многие люди продолжали ходить босиком.

Картинка: изображения воинов, пастуха, богатых и бедных граждан.

Воспитатель. Обувь в основном носили воины, путешественники и пастухи, чьи ноги часто сталкивались с неровностями и трудностями пути больше других, а также представители высших сословий (знатные и богатые люди). Чем богаче был человек, тем удобнее и привлекательнее была его обувь.

Картинка: ботинки.

Шли времена, и люди придумали что-то вроде ботинок. Эти ботинки, предназначенные  для богатых людей и вельмож, имели очень длинные носы, причем, чем длиннее был нос (мысок) башмака, тем престижнее считалась обувь, и тем респектабельнее был ее владелец. Простым горожанам не разрешалось иметь обувь длинными носами. Как вы думаете, они  очень переживали по этому поводу? (Ответы детей). Я тоже думаю, что нет: посмотрите, какие длинные носы, в таких ботинках только спотыкаться.

Картинка: туфли с каблуком.

Шли времена и обувь совершенствовалась. Появились ремешки и подошва. Обувь стали изготавливать из более тонкой кожи, различных тканей, с украшениями в виде бантов и пряжек. Появились ботинки, сапоги и туфли.

А Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их не женщины-модницы, а простые землепашцы, чтобы  легче было передвигаться по рыхлой земле.

Только позже каблуки стали показателем социального положения.

Воспитатель. Ребята, мы заглянули в самое начало истории, но ведь вы уже знаете, какое множество видов современной обуви существует. Я предлагаю вам игру с мячом «Скажи одним словом». Дети встают в колонну перед воспитателем. Воспитатель бросает мяч с вопросом, ребенок, перебрасывая мяч обратно воспитателю – отвечает и перебегает в конец колонны.

Пример:  обувь для мужчин – мужская

                обувь для детей – детская

                обувь для ношения дома – домашняя

                обувь для ношения весной и осенью – демисезонная

                и т.д.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вот видите, как много видов обуви существует на сегодняшний день. А я хочу вам напомнить еще про один вид – национальная обувь (народная). У каждого народа она своя. Вот мы с вами живём в какой стране? (Ответы детей). Правильно, в России, раньше говорили на Руси. И у нас, россиян (а раньше говорили русичей) тоже есть национальная, исконно русская обувь. Кто знает, что это за обувь, как она называется? (Ответы детей). Сегодня эта обувь у нас в гостях. Воспитатель открывает коробку, внесенную в начале занятия. Это лапти и валенки!

Дети передают друг другу валенки и лапти, рассматривают, ощупывают, делятся друг с другом впечатлениями, возвращают воспитателю.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, из чего плелись лапти? (Ответы детей) Лапти плелись из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), изготавливались из бересты. Иногда для прочности в древесные волокна вплетались кожаные ремни. Лапти обувались на портяные и шерстяные подвертки (онучи, или опорки) и подвязывались крест-накрест  до колена. Лапти обувь дешевая (нарви лыка в лесу, да плети) и быстро изнашиваемая. Летом лапти носили 4-7 дней (работали в поле, лапти быстро изнашивались), а зимой 3-4 недели (больше времени проводили в избе, да на дворе).  

А из чего делали валенки? (ответы детей).  Валенки – от слова «валять». Валенки изготавливались (валялись) из овечьей шерсти, процесс этот довольно трудоемкий, да и овцы были не у всех.  Раньше на Руси валенки носили только зажиточные крестьяне, потому как стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой.

Упоминание о лаптях и валенках встречается во многих  русских сказках, потешках, загадках, частушках, поговорках, пословицах.

        Воспитатель:  А сейчас, у меня для вас еще одна игра – «Разрезные картинки». Картинки не простые, они помогут вам вспомнить названия еще одного вида обуви – сказочно-волшебного.

        Дети делятся на 3 подгруппы и собирают разрезные картинки. Затем называют сказочных героев, которым принадлежит обувь с картинки.

Воспитатель.  Появились первые сапожники (башмачники), которые занимались ремонтом обуви. Они зашивали дырки на подошве кожаными ремешками, а позже стали ставить кожаные заплаты по контуру следа обуви. Так, кстати,  появился прообраз подошвы.

Воспитатель. Посмотрите внимательно на картинку. На ней изображен мастер-сапожник, он передает свое мастерство внуку. Так и было. Профессия была почитаема и мастерство передавалась от отца – к сыну, к внуку. А теперь посмотрите какие инструменты нужны для изготовления обуви.

Воспитатель. Прошло много лет и стали появляться большие фабрики по производству обуви. На них работает много людей, каждый из которых выполняет свою работу: одни придумывают модель обуви, другие изготавливают верхнюю часть, одни приклеивают подошву, другие упаковывают готовую обувь в коробки и т.д. На фабриках людям помогают специальная техника, которая выполняет высокоточную, сложную работу. Но к сапожникам (обувным мастерам) люди обращаются до сих пор, чтобы отремонтировать обувь.

Воспитатель. В знак уважения и почитания профессии сапожника во многих городах установлены  памятники сапожных дел мастерам. (Дети рассматривают картинки). А кроме этого, по всему миру существуют памятники и самой обуви (Дети рассматривают картинки и дают название обуви).

        Ну что ж, ребята, наше путешествие во времени подошло к концу. Настройтесь на полет, закрывайте глаза. Мы отправляемся в обратный путь.

Звучит космическая музыка, дети закрывают глаза, воспитатель обходит детей, дотрагивается до каждого ребенка, произносит слова:

Вокруг вас я обойду,

В детский сад я вас верну.

Один, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Подведение итогов

Что вы узнали в сегодняшнем путешествии? Из чего и зачем первобытный человек материл себе обувь? Кто ремонтирует обувь? Какую исконно русскую обувь вы знаете?

Дети отвечают на вопросы, воспитатель хвалит детей за активность на занятии, за слаженную коллективную работу во время выполнения заданий.

Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, если вам понравилось сегодняшнее путешествие, возьмите на память о нем карточки с изображением лаптей, а если нет – с изображением стоптанных башмачков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии и личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем о насекомых?

Что я услышал – я забыл.Что я увидел – я помню.Что я сделал – я знаю.КонфуцийДошкольный возраст – яркая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь, и ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель» для детей 5-7 лет.

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мира«Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира во второй младшей группе “Грибы”

Данный конспект содержит основную информацию о грибах, которую необходимо знать ребенку младшего дошкольного возраста. Информация предлагается в игровой форме и с использованием презентации, что еще б...

Конспект непрерывной – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, расширению кругозора во второй младшей группе

Цель:Обобщить знания детей о видах спорта.Дать четкое представление о пользе занятий спортом.Воспитание эмоционально-волевой сферы через желание заниматься спортом....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Как Мамонтёнок маму искал»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по сюжету М/ф "Как мамонтёнок маму искал". Дети читают книгу вместе с педагогом и выполняют задания по сюжету книги, тем самым восстанавл...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Космос» «Послание 111 планеты»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Космос» для детей логопедической группы «Звёздочки»«Послание 111 пл...