Перелетные птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Обобщение представления о птицах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Перелетные птицы»

для детей старшей группы.

Цель:

-        Обобщить представления о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

-         Закреплять знания детей о строении птиц (названии частей тела);

-         Учить детей обобщать и классифицировать (зимующие и перелетные птицы)

-         Активизировать активный словарь детей по теме.

-         Продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

-         Создавать условия для формирования умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

-         Формировать умение употреблять в речи приставочные глаголы с предлогами.

-         Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы по плану.

Развивающие:

-         Развивать связную речь.

-         Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

-         Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.

Использование современных образовательных технологий:

-         Информационно-коммуникативные технологии (презентация, работа на доске в интерактивной программе), игровые технологии – дидактические игры: «Сложи и назови правильно», «Подбирай и называй», «Угощение для птиц», «Четвертый лишний».

Интеграция образовательных областей:

-         Социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие,  физическое развитие.

Предварительная работа:

-        Просмотр картинок с изображением птиц, презентации «Перелетные птицы», чтение стихотворений о птицах, рассказов, дидактическая игра: «Птицы: зимующие, кочующие, перелетные», наблюдения, экскурсии в парк.

Материал:

-        Разрезные карточки с изображением перелетных птиц.

Оборудование:

-        Доска, компьютер, покрывала, подушки, карандаши для доски, мяч, столы, кровати, стулья (гнездышки).

Ход НОД:

Вводная часть

-         Воспитатель: Слушайте, ребята, внимательно. Кто назовет правильно цепочку слов, тот и садится на нашу полянку.

Ласточка-аист-грач, скворец-лебедь-журавль, трясогузка-кукушка-ласточка и т.д.

Основная часть

-         Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы будем вести свою речь?

-         Дети: О перелетных птицах.

-         Воспитатель: А почему их так назвали?

-         Дети: Эти птицы улетают осенью в теплые края, а весной прилетают.

-         Воспитатель: Интересно, а почему они все улетают и возвращаются к нам обратно?

-         Дети: Осенью все насекомые исчезают: улетают в теплые края или прячутся, чтобы уснуть на всю зиму. А весной просыпаются или прилетают.

-         Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?

-         Дети: Скворцы, грачи.

-         Воспитатель: Назовите мне еще знакомых для вас перелетных птиц.

-         Дети: Грач, трясогузка, жаворонок, кукушка, аист, цапля, скворец и т.д.

-         Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Сложи и назови правильно». Ваша задача сложить картинку правильно и правильно назвать птицу.

-         Воспитатель: Следующая игра, в которую я предлагаю вам поиграть: «Подбирай и называй». Встаньте в круг, я бросаю мяч. Кому брошу, тот называет признак, характерный для данной птицы, показанной на доске.

Грач - …

-         Дети: черный, небольшой, умный, полезный, крикливый, черноглазый, быстрокрылый.

-         Воспитатель: Ласточка - …

-         Дети: Маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая,

чернокрылая, белогрудая.

-         Воспитатель: Скворец - …

-         Дети: Небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, звонкоголосый, остроклювый.

-         Воспитатель: Аист - …

-         Дети: Большой, белый, сильный, умный, заботливый, черноглазый, чернокрылый, длинноногий.

-         Воспитатель: Журавль - …

-         Дети: Большой, серый,  длинноногий, остроклювый, красивый.

-         Воспитатель: Лебедь - …

-         Дети: Большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий, длинношеий.

-         Воспитатель: Молодцы. Много слов подобрали. А теперь присядьте на полянку  и обратите внимание на доску. На ней мы сыграем в другую игру: «Угощение для птиц». Необходимо накормить голодных птиц (соединить линией птицу с кормом).

Дети подходят по очереди и соединяют линией.

-         Дети: Скворец – червяк

Журавль – лягушка.

Аист – лягушка.

Лебедь – рыба.

Грач – червяк.

Цапля – лягушка, рыба.

Кукушка – гусеница.

Ласточка – комар.

-         Воспитатель: Молодцы, ребята. Накормили всех голодных птиц правильно. Никого не обидели.

А теперь, предлагаю встать и отправиться в парк, на прогулку.(переходят в спальное помещение) Посмотрите, как красиво у нас в парке. Какой тут воздух. Вдохните поглубже и опишите его.

-         Дети: Свежий, чистый, прохладный, влажный.

-         Воспитатель: Я вам предлагаю прилечь на полянке (на кровати), кто где хочет и расслабьтесь. Послушайте, как красиво поют птички.

Потихоньку присаживаемся. Я хочу у вас спросить. Какие голоса птиц вам показались знакомыми?

-         Дети: Голос кукушки, голос соловья, голос грача, голос аиста.

-         Воспитатель: Посмотрите внимательно на птичку и скажите,  что она сделала.

-         Дети: Птица вылетела из гнезда.

Вокруг гнезда облетела.

Над гнездом пролетела.

К гнезду подлетела.

Через гнездо перелетела.

Под гнездом пролетела.

В гнездо прилетела.

-         Воспитатель: А теперь предлагаю вам вернуться из парка в нашу группу и поиграть в подвижную игру «Голодные птенцы» (физминутка).

До кого дотронусь, тот будет птенцом и садится в гнездо. Остальные будут птицами-родителями. Родители будут летать и искать птенцам корм. Родители, подойдите к своему птенцу.

Родители, ваша задача найти насекомое и принести своему птенцу.

(затем – меняются ролями).

-         Воспитатель: Спасибо, хорошо справились с заданием родители. Заботливыми оказались.

А теперь, присаживайтесь на полянку и смотрите внимательно на доску. Следующая игра: «Четвертый лишний». Найдите в цепочке лишнюю птичку и обоснуйте свой выбор.

Скворец, сорока, грач, ласточка.

-         Дети: зимующая птица – сорока.

-         Воспитатель: Аист, журавль, лебедь, индюк.

-         Дети: индюк – домашняя птица.

-         Воспитатель: Ласточка, скворец, аист, кукушка.

-         Дети: Кукушка – не вьет гнезда.

-         Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием. Смотрю, для вас это было легко.

Ребята, посмотрите на доску внимательно. Наши птички что-то вам хотят сказать.

-         Ласточка: (озвучка) Ребята, я маленькая птичка. Вы меня встречаете очень редко. Я хочу, чтобы вы составили рассказ обо мне.

-         Воспитатель: Ребята, давайте, выполним просьбу птички. А в этом вам поможет схема: как зовут птицу, как выглядит, чем питается, где живет.

-         Дети: Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный. Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.

-         Воспитатель: Угадайте, какую птичку следующую будем описывать:

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

-         Дети: Это аист. Он белого цвета. На крыльях у него перья черного цвета. У него большой красный клюв, длинная шея, длинные ноги. Аист питается лягушками, ужами, кузнечиками. Вьет гнездо на крышах домов и деревьях.

-         Птицы: Ребята, нам очень понравились ваши рассказы. Мы ждем вас у себя в гостях. Приходите, только не разоряйте наши гнезда и не пугайте нас, не кидайте и не стреляйте. Мы не можем за себя заступиться. Мы слабее вас. До встречи!

-         Воспитатель: Ребята, ответьте мне на вопрос, а птицы приносят пользу?

-         Дети: Да. Они поедают вредных насекомых на полях, в садах, огородах, лесах и парках.

 

Заключительная часть

-         Воспитатель:  Скажите, какое задание для вас было легким?

Какое задание самым трудным?

Что понравилось, что нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...

Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.

Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»

Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...