Летний проект по познавательно-иследовательской деятельности "Мы почемучки и следопыты"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Андросова Ирина Игоревна

Тема проекта: "Лаборатория неживой природы"

Тип проекта: информационнно-исследовательский

Длительность проекта: 3 месяца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_proekt.docx81.76 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ

«Преображенский детский сад»

______________И.Ю.Муравская

«___» ________________ 2021г.

Летний проект по познавательно-исследовательской деятельности

«Мы почемучки и следопыты» 

Первая младшая группа

C:\Documents and Settings\Lexa\Мои документы\Downloads\informationsystem_items_catalog_image8330.jpg

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)

Выполнили воспитатели:

Андросова И.И.

Меркурьева Н.А.

2021г.

Проект: «Мы почемучки и следопыты». Первая младшая группа

Тема проект: «Лаборатория неживой природы»
Тип проекта: информационно-исследовательский
Длительность проекта: 3 месяца
Участники: воспитанники первой младшей группы, родители, воспитатели. 

Актуальность: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

Цель проекта: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

Задачи проекта: 
- формировать представление детей о физических свойствах окружающего мира, знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- развивать речь, внимание, логику, мышление, мелкую моторику, познавательный интерес;

- воспитывать интерес к окружающему миру, экспериментированию.

Ожидаемый результат:

- Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.

- Развитие наблюдательности, любознательности.

- Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.

- Обогатить предметно – развивающую среду в группе;


Реализация проекта:
Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми в летний период. Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировала на 2 раза в неделю по 10-15 минут в летний период.
Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада. 
Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты - дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

I этап проекта: подготовительный
1.Подбор методической литературы.
2.Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком.
4.Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки.

II этап проекта: основной
Работа с детьми 

"Узнаем, какая вода"

Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой
набор мелких цветных предметов.

"Вода - волшебница"

Цель опыта: Продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).
Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

"Сквозь сито" 

Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.
Материалы, оборудования: сито.

«Наливание воды в пузырек через воронку»

Цель опыта: формировать умение детей действиям с водой и предметами. Водой  можно налить в пузырек, но неудобно, а воронкой удобно, быстро.
Материалы, оборудования: Вода, пластиковый пузырёк (бутылка), воронка.

 «Тонут – не тонут»

Цель опыта: Познакомить детей со свойствами некоторых материалов; легкие плавают, другие тонут /тяжелые/.

Материалы, оборудования: Ёмкость с водой, поднос, пластмассовые игрушки, камни.

"Что в пакете?"

Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.
Материалы, оборудования: полиэтиленовые пакеты. 

"Игра с соломинкой" 

Цель опыта: Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Материалы, оборудования: трубочки для коктейля, емкости с водой.

«Игры с воздушными шариками и соломинкой»

Цель опыта: продолжить знакомить детей, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. 
Материалы, оборудования: два воздушных шарика(один, надутый слабо, другой -надутый сильно.

"Песочные струйки" 

Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.
Материалы, оборудования: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки. 

«Пересыпание песка через сито»

Цель опыта: знакомить  со свойством песка - сыпется через сито. Показать сито, как с ним обращаться, какой мелкий песочек получается после просеивания.

 Материалы, оборудования: Песок, совочки, сито.

"Чудесные фигурки"

Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
Материалы, оборудования: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости.

"Узнаем, какая глина" 

Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).
Материалы, оборудования: кусок глины; емкости(ведерко); вода.

"Горячо - холодно" 

Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы, оборудование: емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.

"Чудесный мешочек"

Цель опыта: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).
Материалы, оборудования: мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.

"Что в коробке?"

Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
Материалы, оборудования: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.

«Изготовление цветных льдинок»

Цель опыта: Познакомить со свойством воды (превращается в лед при низких температурах).

Материалы, оборудование: Вода, формочки, краска, стаканчики.

«Спрячь пуговку»

Цель опыта: Способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

Материал, оборудование: Две прозрачные баночки (одна с водой), пуговицы, одноразовые прозрачные стаканчики с водой по количеству детей, краска, кисточки, салфетки.  

«Сокровища природы»

Цель опыта: Показать детям прием крепления разнообразных предметов к бумаге, создавая при этом интересные композиции, развивать мелкую моторику.

Материал, оборудование: Природные материалы (листики, палки, камешки и т.д.), клейкая бумага.

«Мыльные пузыри»

Цель опыта: Познакомить детей со свойством мыльной воды; научить пускать мыльные пузыри.

Материал, оборудование: Мыльный раствор в ёмкости (не использовать туалетное мыло), тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

«Постройка из камней домика для собачки»

Цель опыта: формировать знания детей о свойствах камня. Сравниваем камень с поролоном: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Камни имеют разную форму, цвет. Из них можно построить дом для собачки, лягушки, зайчика.

Материал, оборудование: Камни, поролон, ёмкость с водой, бумажные полотенца.


Работа с родителями:
- Привлечь родителей к пополнению центра «Экспериментирование»
- Анкетирование - "Исследовательская активность вашего ребенка в семье". 
Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье; исследовать условия совместного детско-родительского эксперимента. 
- Консультация - "Организация детского экспериментирования в домашних условиях". 
Цель: познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
- Консультация - Памятка для родителей «Экспериментирование с водой». 
Цель: познакомить экспериментированием с водой дома. 

III этап: заключительный
Конкурс песочных построек - развитие творческого потенциала дошкольников через совершенствование их конструктивных навыков построек из песка; продемонстрировать возможности природного, бросового материала при создании оригинальных песочных построек; повысить интерес родителей к занятиям с ребенком.

Развлечение «В страну волшебства!»

Литература

1. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995 г.
2. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
3. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
4. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
5. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
6. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
7. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
8. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О.М, Филиппенко А.А.- Волгоград: Учитель,2011 г.
9. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Однодневная проектная деятельность в разновозрастной группе детей от 5-7 лет по теме "Мы почемучки и следопыты".

В материале  показано,как можно детей вовлечь разными способами ,через различный мтериал к познанию окружающего мира....

Перспективный план работы по теме: «Познавательно-исследовательской деятельности «Мы почемучки и следопыты»

Перспективный план работы по теме:  «Познавательно-исследовательской деятельности «Мы почемучки и следопыты»...

познавательно-исследовательский проект«Мы почемучки и следопыты»

познавательно-исследовательской проект «Мы почемучки и следопыты»...

Познавательно-иследовательский проект

ТЕМА-,,Витамины на окошке''...

Тематический план дистанционного образования "Почемучки и следопыты"

В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной ак...

Познавательно-иследовательский проект для детей 3-4 лет"Зимняя сказка"

Поддерживая стремления детей к творчеству, данный проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки,даст возможность использовать их,пережить радость открытий, побед и успеха....