наблюдение за осенними деревьями
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья). Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученные в процессе повседневных наблюдений (расцвечивание листьев на деревьях и кустарниках, окончание цветения, появление семян и плодов, исчезновение многих знакомых птиц и др.); упражнять детей в различении растений в осеннем наряде, обогатить эстетический опыт, вызвать радостные переживания от восприятия осенней красоты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_za_osennimi_derevyami.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с миром природы»

 в группе дошкольного возраста с 6 до 7 лет

«Наблюдение за осенними деревьями»

Подготовила: воспитатель Мохирева А.А.

Санкт-Петербург

2021

ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с миром природы»

в группе дошкольного возраста с 6 до 7 лет

«Наблюдение за осенними деревьями»

Задачи:

- Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы.

- Закреплять знания детей о названиях деревьев, их строении и основных признаках. Дать представление о причинах листопада.

- Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученные в процессе повседневных наблюдений (расцвечивание листьев на деревьях и кустарниках, окончание цветения, появление семян и плодов, исчезновение многих знакомых птиц и др.).

- Упражнять детей в различении растений в осеннем наряде, обогатить эстетический опыт, вызвать радостные переживания от восприятия осенней красоты.

Словарь (лексический минимум):

- Существительные: Осень, время года, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, примета, листопад, листва, дерево, рябина, дуб, клен, корень, ствол, кора, ветка, лист, листва, крона, предзимье

- Прилагательные: Ранний, поздний, золотой, прекрасный, лиственный, крупный, мелкий, резной, низкий, высокий, белоствольный, стройный, рябиновый, дубовый, кленовый, осиновый, тополиный.

- Глаголы: Падать, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, увядать, опадать, осыпаться, сбрасывать, шелестеть.

- Наречия: Пасмурно, дождливо, ветрено, ясно, высоко, низко, широко, узко.

Ход занятия:

- Ребята, давайте построимся парами и отправимся с вами на прогулку.

Проходим с детьми на площадку

- Давайте сделаем с вами большой круг и поиграем в игру «Разная осень»

Дидактическая игра «Разная осень»

Цель: Закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних месяцах.

Материал: мяч

Ход игры:

Педагог предлагает детям повторить за ним цепочку слов:

- сентябрь, октябрь;

- октябрь, ноябрь;

- сентябрь, октябрь, ноябрь

Затем задает вопрос, бросает мяч ребенку и просит дать ответ полным предложением.

- Какие слова вы повторили?

Ответ детей (мы повторили названия месяцев)

- К какому времени года относятся эти месяцы?

Ответ детей (эти месяцы относятся к осеннему времени года)

- Сколько осенних месяца вы назвали?

Ответ детей (Мы назвали три осенних месяца)

- Какой месяц обозначает начало (середину) осени?

Ответ детей (Начало(середину) осени обозначает сентябрь(октябрь))

- Как называется период начала (середины) осени?

Ответ детей (Начало(середина) осени называется ранней(золотой) осенью)

- Как называется третий месяц осени?

Ответ детей (Третий месяц осени называется ноябрь)

- Как про этот месяц можно назвать по-другому?

Ответ детей (Ноябрь – это последний месяц осени)

- Как называется последний период осени?

Ответ детей (Последний период осени называется поздней осенью)

- Правильно, а еще этот период называют предзимье, т.е., перед зимой. Давайте повторим новое слово вместе. Кто-нибудь попробует объяснить его значение?

Ответ детей

- А какой период осени сейчас?

Ответ детей (золотая осень)

- Кто знает, почему осень называют золотой? 

Ответ детей (осенью все листья на деревьях, кустарниках становятся желтыми и поэтому все кажется золотым)

- Правильно. А вы знаете как называется самое яркое явление осени?

Ответы детей

- Да, желтеют листья и опадают, листопад. А еще это явление называют расцвечивание листьев деревьев, кустарников. Как думаете, что значит слово расцвечивание? Расцвечиваются листья, значит окрашиваются в другой цвет, меняют цвет.

- Давайте сейчас построимся парами и посмотрим, как изменились кроны деревьев на территории нашего сада. Помните у какого дерева стали желтеть листья раньше остальных?

Ответ детей (у березы)

Воспитатель подводит группу к березе.

- Давайте вспомним, чем береза отличается от других деревьев?

Ответы детей (у нее белый ствол с черными черточками)

- Назовите березу ласково.

Ответы детей (березка, березонька, белоствольная красавица)

- Какие у березки по форме листья?

Ответы детей (похожи на сердечки, с зазубринами по краям)

- Какого цвета листья у березки?

Ответы детей (желтые и светло-зеленые)

- Много ли листьев на дереве?

Ответы детей

- Знаете, существует народная примета: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, если начнут желтеть снизу быть поздней весне. А еще есть примета: теплый октябрь предсказывает холодную зиму.

- Давайте немного разомнемся с вами и пойдем к следующему дереву на нашей площадке.

Физкультминутка «Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке. (дети прыгают на одной ноге по кругу)

В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри! (становятся лицом в круг, ритмично приседают)

Стали мокрыми кусты,

Стали мокрыми цветы. (поднимают руки вверх, потряхивают кистями)

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей. (встают, руки вдоль тела, потряхивают кистями)

После физминутки воспитатель проводит детей к рябине.

- Посмотрите какая богатая в этом году рябина, какой хороший дала урожай! Птичкам будет чем питаться зимой. И на это есть народная примета: Обильный урожай рябины предвещает холодную зиму. А еще обратите внимания на ее листья. Какие они?

Ответы детей (листья у рябины пожелтели, но не опали полностью)

- Об этом говорит следующая примета: если листья рябины не опадают полностью, а вянут, оставшись на ветках, то февраль будет лютым и морозным.

- Пойдемте к следующему нашему дереву.

Воспитатель проводит группу детей к клену.

- Как называется это дерево? Правда ли что оно самое красивое дерево осенью, почему?

Ответы детей (у клена очень красивая форма листьев, словно растопыренные пальцы, резная, а еще листья у клена разноцветные: зеленые, желтые, багряные)

- Да, вправду листья клена очень красивые. Посмотрите какие я на днях нашла. Все они разноцветные. Вот желтый лист, а по краям у него словно окантовка зеленая, специально кем-то расписанная. А вот багряный лист. Посмотрите какой еще есть интересный листок, сама осень наносила на него свои узоры. Ребята, а много ли листьев на дереве? Видно ли небо сквозь листья?

Ответы детей

- Много ли опало листьев? Каких листьев больше? (зеленых, красных, желтых)

Ответы детей.

- Давайте поиграем в игру «Чей листок». Например: лист березы – березовый, а лист рябины - …

Лист клена - ….

Лист тополя - ….

Лист дуба - ….

Ответы детей

- А сейчас изменим слово. Я говорю вам слово в единственном числе, а вы мне повторяете это слово во множественном числе и со словом много.

Дерево – деревья – много деревьев

Лист – листья – много листьев

Клен – клены – много кленов

Рябина – рябины – много рябин

Береза – березы – много берез

- Какие же вы все молодцы! Давайте сыграем с вами в подвижную игру «Бездомный заяц», наверняка все хотят уже побегать.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: развивать быстроту движений, ориентирование в пространстве.

Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках. «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц» находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», то они меняются местами.

В конце прогулки воспитатель предлагает детям собрать красивый осенний букет из листьев в группу или собрать листья для гербария


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование ...

Наблюдение за ветками деревьев тополя и березы

Рассматривание и сравнение почек на ветках деревьев тополя и березына улице и в вазе в групповой комнате, наблюдение за изменениями, происходящих с почками на ветках тополя и березы...

Конспект-ОД по познавательному развитию в старшей-подготовительной-группе-Тема-Осень..Осень.Наблюдение за Осенью

Тема: «Осень» Цель: способствовать формированию у воспитанников элементарных математических представлений....

Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй

Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и системати­зация представлений об осенних изменениях в природе. Форми­рование представлений о периодах осени и их характерных осо­бенност...

Методическая разработка наблюдений за природными объектами в средней группе «Наблюдение за осенними деревьями»

Задача методического пособия: приобщать детей к миру природы, обогащать представления детей о многообразии растений, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся ...