Опыт работы "Умственное развитие через знакомство с неживой природой"
статья по окружающему миру

Кожухова Татьяна Николаевна

работа по ознакомлению детей с окружающей неживой природой и формирование у них простейших естественнонаучных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Умственное развитие через знакомство с неживой природой»

Работу по ознакомлению детей с окружающей неживой природой и формированию у них простейших естественнонаучных знаний веду уже в течение нескольких лет. И считаю, что экологическое воспитание дошкольников является важным средством их интеллектуального развития и занимает важное место в системе разнообразных знаний детей об окружающем мире.

Основными принципами работы  стал принцип организации развивающей среды для поддержания у детей постоянного интереса к теме, использование развивающего обучения, исследовательская деятельность по познанию окружающего мира, использование наглядности. Через познание окружающего мира дети учатся умению выделять свойства и качества предметов неживой природы в ходе содержательной, интересной для них деятельности, последовательно учатся анализировать свои восприятия простейших окружающих их предметов, обследовать их, словесно определять свои действия, свойства обследуемых предметов.

На основе простейших опытов с водой, песком, снегом, льдом, глиной и др., дети учатся понимать явления, происходящие вокруг нас, формируются простейшие навыки в поисковой деятельности.

Основной формой деятельности детей стала поисковая работа в «научной лаборатории».  Лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Дети с нетерпением ждут этих занятий, постоянно спрашивают: « а когда мы опять будем учеными?» Во время опытов активизируется мыслительная деятельность детей, их ощущения, восприятия, включаются в процесс познания различные органы чувств.  Для этого ребенок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.   Необходимо так организовать работу в лаборатории, чтобы каждый ребенок имел возможность провести опыт самостоятельно. Это повышает интерес детей к обучению, а значит и его эффективность. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов и наблюдений. И наша задача – связать результаты исследовательской деятельности с практическим опытом детей, уже имеющимся у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ  безопасного поведения в окружающей среде.

Если есть возможность, в группе необходимо отвести место под экологическую лабораторию. В ней будут храниться различные материалы и оборудование.  Например, лабораторная посуда, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки, бумага для фильтрования, лупы, песочные часы; образцы песка, глины, коллекции камней, минералов, листьев и природного материала; познавательные книги и игры. В качестве лабораторной посуды можно использовать  стаканчики из-под йогуртов, пластиковые бутылки и т.д. Тем самым мы не только сэкономим средства, но и наглядно покажем детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

В лаборатории необходимо создать условия для проведения опытов с водой, песком, почвой, чтобы во время работы дети не боялись пролить воду или просыпать песок (можно накрыть столы клеенкой и т.д.).

Опыты помогают ребенку лучше понять явления, происходящие в природе, выяснять связь между ними. Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, способность сравнивать, делать выводы.

 На первом этапе знакомим детей с разнообразием компонентов окружающего мира. Ребенок узнает о том, что вокруг него есть воздух, вода, солнце (тепло и свет), почва, которые тесно связаны друг с другом и человеком;  на этом этапе преобладает игра, которая позволяет ускорить и облегчить усвоение материала:

- игры с песком (строительство крепостей, перевозка песка в машинах к месту стройки, лепка "кулинарных изделий");

-игры с водой (запуск корабликов, строительство запруд);

- игры с воздухом (пускание мыльных пузырей, запуск воздушного змея и пр.)

На следующем этапе вводятся самые простые опыты с предметами неживой природы. К старшей группе у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязях. Это позволяет в дальнейшем знакомить детей с проблемами экологии, с правилами экологической безопасности, экологически грамотным поведением в природе. Все это способствует интеллектуальному развитию детей: эксперименты с возрастом усложняются, что подтверждает актуальность и перспективу развития естественнонаучных знаний и умений у дошкольников.

Приступая к знакомству детей с явлениями неживой природы, я определила принципы своей работы:

1. развивающего обучения как непрерывного и продолжительного процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований в развитии;

2. исследовательского познания, которое помогает детям обогащать свой опыт, приобретать познания в различных областях (физика, астрономия, география);

3. наглядность и символичность, т. е. перехода от наглядных средств обучения через замещение, схематизацию к овладению символикой.

Еще в младшей группе я заметила, что детям нравится играть с песком, в играх они узнавали, что из влажного песка лепить легче, а сухой рассыпается; зимой дети лепят крепости, снежные фигуры, играют в снежки. Они замечают, что из влажного снега можно лепить, а из сухого нельзя. Я решила продолжить знакомство со свойствами песка, воды и снега в непосредственно-образовательной деятельности.

Первое представление о воде складывается в младшем возрасте: вода течет, течет из крана, течет в весеннем ручейке. Затем оно расширяется: вода растекается, воду можно разлить. Для уточнения представления о текучести воды мы с детьми провели опыт:

Взяли воду в стакане, а так же 2-3 предмета из твердого материала и сравнили: вода льется, а твердые предметы сохраняют форму. А есть ли форма у воды? Для этого дети переливали воду из одних предметов в другие (из стакана в чашку, из чашки в пузырек и т. д.) В результате опыта сделали следующий вывод: вода меняет форму, принимая форму того предмета в который ее наливают.

Вода не имеет запаха, вкуса, цвета. Эти свойства дети также узнали из опытов. Чистая вода не пахнет, но если добавить в воду кофе, заварку, настойку валерианы, то появится запах. Труднее было доказать, что вода не имеет вкуса, ведь утолив жажду, дети часто говорят про воду: "Ух, вкусная!" Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами "сладкий, соленый, кислый, горький" А можно ли сказать так про воду? Так мы выяснили, что чистая вода не имеет вкуса. А что надо сделать, чтобы у воды появился вкус? Дети растворяли в воде сахар, соль, лимонный сок и соответственно получалась сладкая, соленая и кислая вода. С помощью наглядности (стакан с чистой водой и стакан с молоком) дети убедились, что вода не имеет цвета. Я предложила сделать воду цветной. Дети проделали опыт с красками - получилась цветная вода. У воды есть еще один признак - прозрачность. Сначала я предложила детям найти прозрачные предметы в групповой комнате. Дети назвали стекла в окнах, аквариум, вазу. Потом мы взяли банку с водой и мелкие тонущие предметы (камешки, пуговицы). Эти предметы мы опускали в банку с водой, и их было видно. Этим мы доказали, что чистая вода прозрачная. Дети отвечали на такие вопросы, как:

-всегда ли вода в аквариуме прозрачная?

-почему она становится мутной?

-прозрачна ли вода в реке, море, луже?

В заключении дети сделали вывод: чистая вода прозрачная, мутная и грязная не прозрачная.

У воды есть еще один признак, с которым дети познакомились на прогулке, после дождя. Мы подошли к луже и увидели свое отражение, рассматривали, что еще отражается в луже. Так дети узнали, что поверхность воды способна отражать предметы. Дети вспомнили, где еще можно увидеть свое отражение (зеркало, окно). Дети узнали интересные факты: в старину, когда не было зеркал, люди рассматривали себя, наклонившись над рекой, над бочкой с водой.

Представление о превращении воды в твердое и газообразное состояние формируется у детей в процессе наблюдений за выпадением различных осадков, таянием снега, замерзанием луж и т. п. В средней группе мы проводили несложные опыты, наблюдая за таянием снега и замерзание воды. Перед опытом я спросила: "Что станет с водой, если ее вынести на мороз, что будет со льдом, если его внести в помещение?" Такое предвосхищение результатов опыта потребовало от детей умение анализировать и обобщать свои впечатления. В будущем опыты усложняются (сравнение времени замерзания в большой и маленькой формочке, воды чистой и подкрашенной, сравнение скорости таяния снега и льда, кусочков льда, опущенных в холодную и горячую воду). Такие опыты хорошо сочетать с длительными, сравнительными наблюдениями на прогулке.

Не все дети знают такие признаки льда, как блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Поэтому для обнаружения этих признаков лед нужно обследовать: дать детям погладить поверхность льда, притронуться - для выяснения температуры, ударить - для обнаружения прочности ил хрупкости.

Наблюдение за снежинками - увлекательное и полезное занятие. Дети наблюдали и сравнивали, находили различия, а затем зарисовывали снежинки.

Но самое удивительное создание природы, которое помогает одновременно наблюдать и таяние снега, и превращение воды в лед - это сосульки. Детям нравится их необычная форма, напоминающая морковку, и то, что они блестят, переливаясь на солнце; растут на глазах и с шумом падают вниз.

- почему сосульки образуются в начале весны?

-почему сосульки обрываются и падают?

-почему они получили такое название?

-значит ли это, что их можно есть?

На эти и другие вопросы дети ответят при наблюдении за сосульками.

Сложнее всего дать детям представление о газообразном состоянии воды, поскольку детей надо познакомить с таким физическим явлением, как испарение. Проведем опыт по превращению воды в пар, пара в воду. мы взяли стакан с горячей водой, накрыли холодным стеклом и увидели. что стекло запотело (образование пара на стекле, а потом превращение пара в капельки воды. Затем подержали стекло над бумагой: капельки капали на бумагу, оставляя заметный след.

К старшей группе дети усвоили такие свойства песка, как: цвет, липкость влажного, сыпучесть сухого песка. Я познакомила детей с еще одним свойством песка: влажный песок тяжелее сухого. Для этого на прогулке мы насыпали в ведра сухой и влажный песок и сравнивали, какое ведро тяжелее. Почему песок пропускает воду? быстро сохнет?

Чтобы узнать это, мы познакомились с составом песка. Я поставила перед детьми задачу: "Внимательно рассмотрите песок и найдите как можно больше особенностей песка".

Дети обнаружили много интересного: песчинки неодинаковы по размеру, по цвету, по степени блеска. И пришли к выводу, почему песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу бумаги, а высыхает он быстро, потому что между песчинками есть свободное место, куда проникает ветер, солнечное тепло.

С глиной чаще всего дети знакомятся во время лепки. С младшей группы дети знают, что глина мягкая, легко поддается воздействию: дети мнут ее в руках, раскатывают в шарик, колбаску, делают угощение для кукол.

В старшем возрасте мы называем это свойство пластичностью. Еще я познакомила детей со свойствами сухой глины. На мой вопрос, почему надо быть осторожным, когда берешь в руки глиняную фигурку, дети ответили: "Она может сломаться". Так дети узнали, что сухая глина - хрупкая. Хрупкая, т. е. такая, которая ломается, рушится от удара, падения.

Мы с детьми сравнивали песок и глину. Чем отличаются чешуйки глины и песка, в чем их сходство. Дети узнали, что чешуйки глины связаны, скреплены между собой, поэтому глину нельзя пересыпать.

Из глины дети лепят булочки, баранки, посуду для игр. Такие игры развивают творчество, помогают организовать в интересной для детей форме процесс познания свойств и качеств распространенных природных материалов. Так неживая природа становится ближе, интересней и понятней.

В процессе наблюдений, опытов и экспериментов мне удалось пополнить и углубить знания детей, дать новые знания об окружающем мире, неживой природе и как следствие - формирование положительного отношения к миру, природе.

 Правильно построенная программа занятий по экспериментированию и укомплектованный экспериментальный уголок (лаборатория) позволят детям дошкольного возраста получить огромное количество полезных умений и навыков, которые пригодятся им в жизни и в дальнейшем образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: « ЗНАКОМСТВО С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ: ПЕСОК, ВОДА, КАМНИ»

Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой. Формирования представлений о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; в...

Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....

Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе.

        Экологическое воспитание - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире при...

Моя педагогическая находка – развитие познавательной активности детей через экспериментирование в неживой природе.

Моя профессия немыслима без постоянного творческого поиска.   Работая воспитателем в логопедической группе, я заметила, что детям нравится познавать что-то новое, экспериментировать, наблюда...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в средней группе Тема занятия: «Знакомство с неживой природой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Познавательному развитию» в средней  группеТема занятия: «Знакомство с неживой природой»Образовательные области: ...

«Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой».

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2,5-3 года) по теме «Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживо...