Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности с элементами сказкотерапии для средней группы «Ходит капелька по кругу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Любина Ирина Петровна

Конспект   занятия  по опытно –экспериментальной деятельности  для детей  средней   группы с   элементами сказкотерапии.

Тема занятия: Круговорот воды в природе «Ходит капелька по кругу»

 

Место проведения: МАОУ ДОД детский сад «Сказка» корпус «Искорка»  средняя группа «Пчёлки»

Воспитатель: Любина Ирина Петровна.

 

Цель: Знакомство детей с круговоротом воды в природе.

 

 

Программные задачи:

обучающие

Уточнить значение воды для всего живого.

Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.

Уточнить математические знания : соотношение счёта и количества, больше меньше, закрепление цифр, ориентация в пространстве (с право, с лево)

Формирование словаря (испаряется, просачивается, круговорот).

развивающие

Развивать у детей познавательное отношение к природе.

Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.

воспитательные

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.

Методы и приёмы:

Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация.

Практический (опыты);  составление сказки по моделям « Ходит капелька по кругу».

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты:«Свойства  воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры»(снег быстро тает, если лить на него горячую воду).

Беседы на тему: «Оттепель, «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал:

Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой  (по количеству детей).

Картинки - модели « Как капелька путешествует»

Счетный материал (карточки с изображением полных и пустых банок).

Демонстрационный материал:

Термос с горячей водой, зеркало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_po_opytno.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной  деятельности с элементами сказкотерапии

для средней группы

«Ходит капелька по кругу»

Подготовила и провела воспитатель МАОУ ДОД  детского сада  «Сказка»  корпуса «Искорка»  Любина Ирина Петровна.

Методическая записка.

Вид деятельности

Учитель/воспитатель

Тип урока (занятия)

Обобщающее занятие

Форма проведения урока (занятия)

интегрированное  занятие

Интегрируемые предметы (в случае интеграции)

1. Ознакомление с окружающим.

2. Формирование математических представлений.

3. Физическое развитие

4. Речевое развитие

Темы интегрируемых предметов (в случае интеграции)

1. «Круговорот воды в природе»

2. «Счёт до 10»

3. Физическое развитие (движения под музыку)

4. Составление рассказа  по схеме.

Внутрипредметная.

Целеполагание – образовательный результат

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе

Задачи:

 обучающие

Уточнить значение воды для всего живого.

Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.

Уточнить математические знания :соотношение счёта и количества, больше ,меньше, закрепление цифр, ориентация в пространстве(с право, с лево)

Формирование словаря (испаряется, просачивается, круговорот).

развивающие

Развивать у детей познавательное отношение к природе.

Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.

воспитательные

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.

                                                                       

Проектирование образовательных результатов

Образовательные результаты:

  метапредметные; 

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Информационные технологии и электронные средства обучения:

Проектор, ноутбук, экран.

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии)

Просмотр отрывка из мультфильма «Водяной»;

Встреча с «водяным и капелькой»;

Гимнастика для глаз;

Круговорот воды в природе.

Методические приемы

Просмотр отрывка из мультфильма, беседа – диалог,  экспериментирование,

письмо с заданиями от «Капельки»,

составление рассказа для «Водянного», о том, как дети нашли пропавшую воду?

(ответы детей)

Конспект   занятия  по опытно –экспериментальной деятельности  для детей  средней   группы с   элементами сказкотерапии.

Тема занятия: Круговорот воды в природе «Ходит капелька по кругу»

Место проведения: МАОУ ДОД детский сад «Сказка» корпус «Искорка»  средняя группа «Пчёлки»

Воспитатель: Любина Ирина Петровна.

 

Цель: Знакомство детей с круговоротом воды в природе.

Программные задачи:

обучающие

Уточнить значение воды для всего живого.

Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях.

Уточнить математические знания : соотношение счёта и количества, больше меньше, закрепление цифр, ориентация в пространстве (с право, с лево)

Формирование словаря (испаряется, просачивается, круговорот).

развивающие

Развивать у детей познавательное отношение к природе.

Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать.

воспитательные

Воспитывать интерес к экспериментированию.

Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое отношение к воде.

Методы и приёмы:

Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация.

Практический (опыты);  составление сказки по моделям « Ходит капелька по кругу».

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты:«Свойства  воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры»(снег быстро тает, если лить на него горячую воду).

Беседы на тему: «Оттепель, «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?».

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал:

Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой  (по количеству детей).

Картинки - модели « Как капелька путешествует»

Счетный материал (карточки с изображением полных и пустых банок).

Демонстрационный материал:

Термос с горячей водой, зеркало.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга.

Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».                                                                

Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно…

Сказка

Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.

Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?

(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего  не останется одна пустыня).

Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает,  а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?

Воспитатель:  Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?

(гипотезы детей)

Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело -  Вода пропала! Нужно Водяному помочь  найти пропавшую водичку. Делать то, что будем?

(предложения детей)

1 этап. Проблема практики:

Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.

Вы согласны? Тогда вперед!

Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.

2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

В сказке:

На проекторе анимированное изображение подводного царства.

Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые  чудеса.

Смотрите, а  Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит.Будем ему помогать воду потерянную искать и первым  делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.

       3 этап. Решение проблемы:

Опыт №1 испарение воды

Воспитатель: Ребята смотрите что там, на  камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.

Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые.

Вы позволите мне его открыть?

(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).

Воспитатель:  А что это выходит из термоса? (дети отвечают)

Откуда пар в термосе? (дети отвечают)

(Вода при нагревании превратилась в пар)

Опыт №2 капли на зеркале.

Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть  один способ это проверить.

(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром).

(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)

Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.

Горячая вода испаряется, в пар превращается.

Выходит, может вода испаряться?

Воспитатель:  Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?

(гипотезы детей)

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)

Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.

Воспитатель сопровождает текстом:

 Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.

Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.

Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.

Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.

Опыт №3 (с землей)

Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается?

что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.

(одновременно дети с воспитателем поливают землю)

Воспитатель:  Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?

(дети отвечают)

Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?

(гипотезы детей)

Воспитатель: А давайте мы сейчас и  посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать.

(Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)

Воспитатель:

  • Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
  • В облака собирается.
  • Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
  • Ветерок их подгоняет.
  • Облака в тучку собираются.
  • Тучка дождик несет.
  • А как станет тяжело нести, на землю прольет.
  • Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
  • В реки подземные попадут и потекут не спеша.
  • А как к земле пробьются, родником обернутся.
  • Ручейками по земле потекут.
  • А ручейки в озёра, реки впадают.
  • Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
  • А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?

(дети отвечают)

Осталось только отчет для Водяного составить, куда вода девается.

Воспитатель: Смотрите, какой-то  конверт интересно, что же в нём?

Давайте  посмотрим.

Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь.

Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Водяному подарить.

(дети наклеивают)

Воспитатель: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?

(ответы детей)

Давайте и Водяного успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует.

(дети говорят теплые слова Водяному)

Воспитатель: Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется.

Воспитатель: Ребята! Водяной очень рад вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.

Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас  нам в обратный путь пора!

4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

5 этап .Рефлексия:

Воспитатель:

Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному?

Мы готовы всегда прийти на помощь другим?

У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в средней группе "Ходят капельки по кругу"

Занятие в средней группе детского сада, которое знакомит детей со свойствами воды. Вода прозрачная, вода бывает горячая, холодная, теплая. Объясняет детям, что вода очень важна для людей и растений и ...

интегрированное занятие в старшей логопедической группе "Ходит капелька по кругу"(с элементами нетрадиционного рисования)

Формировать у детей представление о циклах круговорота воды в природе.Закрепление навыков рисования нетрадиционными способами....

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами конструирования в средней группе.

Научить детей строить улицу в соответствии  с планом.Воспитывать бережное отношение к игрушкам....

Конспект занятия по развитию речи с элементами сказкотерапии в средней группе

Интегрированная ООД с элементами сказкотерапии в средней логопедической группе. Цель: развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально - волевой сферы с использованием элементов сказкотер...

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами рисования в средней группе «Путешествие в лес»

Занятие по развитию речи в средней группе  «Путешествие в лес»Цель:Расширять кругозор детей, словарный запас; познакомить детей с изменениями растений с приходом о...

Интегрированное занятие по развитию речи с элементами рисования в средней группе «Путешествие в уголок леса».

Цель:Расширять кругозор детей, словарный запас; познакомить детей с изменениями растений с приходом осени; воспитание эстетического восприятия окружающего мира.Познакомить детей с нетрадиционным спосо...