познавательно-исследовательская деятельность для детей 5-6 лет "Космическая лаборатория"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Давыдова Татьяна Викторовна

Материал направлен на стимулирование навыков открытой беседы, на развитие умения выдвигать гипотезу, проверять ее на практике, делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать их со своими предположениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность для детей 5-6 лет «Космическая лаборатория»

               Подготовила воспитатель Давыдова Т.В.

Цель: формирование представлений о космосе, умения пользоваться знаниями о космосе в практической деятельности.

Образовательные задачи:

- развивать познавательный интерес по теме «Космос»;

- повышать интерес к исследовательской деятельности;

- упражнять детей выдвигать гипотезу, проверять её на практике, делать выводы, обобщать полученные результаты, сравнивать их со своими предположениями;

Воспитательные задачи:

-вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе; тренировать навыки открытого диалога и мотивационного монолога;

- воспитывать аккуратность при работе.

Развивающие задачи:

- развивать у детей способности творческого применения полученных в процессе экспериментирования знаний и умений.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал:

- глобус, мяч;

- презентация по теме: «Космическая лаборатория».

Раздаточный материал:

- емкости с водой;

- ёмкость с пластиковыми крышками от бутылок (по количеству детей);

- металлически ложки (по количеству детей),

- картон с прорезями, белый конверт, фонарики (по количеству детей);

-пластмассовые шарики;

-тарелки с мукой; металлические скрепки (по количеству детей);

-мерные стаканчики с молоком (по количеству детей);

-экраны из картона (по количеству детей).

Ход деятельности:

Слайд 1 «Космическая лаборатория»

Работа в лаборатории проводится двумя педагогами в игровой форме. Дети становятся учеными и проводят опыты в двух подгруппах одновременно.

В1: «Наша группа сегодня превращается в научно-экспериментальный центр. Сегодня мы будем разгадывать секреты и тайны космоса. У нас будут работать две лаборатории «Почемучка» и «Любознайка».

Вспомним правила поведения в лаборатории. (приложение 1)

У настоящих исследователей всегда есть специальные костюмы. Давайте и мы с вами наденем специальные халаты, которые защитят нас в лаборатории. «Почемучки» надевают халаты оранжевого цвета, а исследователи лаборатории «Любознайка» надевают халаты зеленого цвета.

В2: «И так, внимание, наши маленькие научные сотрудники! Посмотрим на экран.»

Слайд 2 «Знакомьтесь, Наураша!»

Наша земля – это шар – всем известно.

Но почему же тогда, интересно

В космос не льется вода из морей?

Люди спокойно гуляют по ней?

И, никогда никакие предметы

В космос не падали с нашей планеты.

Как удержатся на ней получается,

Если планета еще и вращается?

Воспитатель предлагает подумать над тем, почему мы не улетаем с земли, а можем ходить по ней ногами, в чем же дело? (предположения детей)

И приглашает детей в «Космическую лабораторию».

Слайд 3 «Сила притяжения»

Работа в двух лабораториях начинается одновременно по подгруппам.

«Почемучки» выбирают модуль для изучения понятия «Гравитация»

В1:  Эксперимент №1(приложение 2)

Прослушивается вводная информация «Земное притяжение».

Приступают к эксперименту.
Далее - свободный режим.

Вторая лаборатория «Любознайки» выбирают модуль «Сила притяжения»

В2:  Эксперимент №2 (приложение 3)

Прослушивается вводная информация «Что помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему»

Приступают к расследованию.
Далее - свободный режим.

По окончании экспериментов дети озвучивают результаты опытов и делают вывод о том, что более легкий предмет притягивается к более тяжелому. Точно также мы и, дома, машины, животные притягиваемся к земле.  Наша огромная и тяжелая планета Земля обладает суперсилой, которая называется гравитацией, и притягивает нас, маленьких. Именно поэтому мы не улетаем в атмосферу

            Все, потому что, есть чудо такое

Держит нас всех притяженье земное.

Слайд 4 «Схема солнечной системы»

В1: Но, земля не одинока в космическом пространстве, у нее есть друзья. Какие названия носят другие планеты? (Меркурий, Марс, Венера). Эти друзья не толкаются, не мешают и не обижают друг друга. Каждый движется по своей орбите.

В2:   «Музыкальная игра с мячом»

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Саша, сколько планет всего ты насчитал? (Девять).Ульяна, на какой планете мы живем? Диана, как называется спутник Земли? Марина, какая планета самая большая? (Юпитер). Матвей, у какой планеты есть кольца?(Сатурн). Андрей, какая звезда ближе всего находится к Земле? Настя, Солнце – это шар или круг?

В1: Днем, когда светло, мы видим на небе Солнце. Куда же исчезает солнце ночью? (ответы детей). Кто сам хочет рассказать, как это происходит.

Слайд 6 Опыт «День –ночь»

В1:  Для этого нам понадобятся всего две вещи - глобус и обычный фонарик. Включите фонарик и направьте на глобус примерно на наш город.

Фонарик – это Солнце, оно светит на землю там, где светло, уже наступил день. Вот еще немножко повернем, теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят-ночь. Как вы думаете, что происходит там, где граница света и темноты размыта? Там утро или вечер.

В2: Что еще, кроме планет, моно увидеть в ночном небе? (кометы, астероиды, метеориты, космические станции)

Слайд 7 Видеозвонок.

Наураша спрашивает, почему днем небо голубое и куда исчезают звезды?

Работа в двух лабораториях начинается одновременно по подгруппам

 «Почемучки» выбирают модуль для изучения понятия «Дневные звезды»

В1:  Эксперимент №3 (приложение 4)

Прослушивается вводная информация «Звезды светят постоянно».

Приступаем к расследованию.

Далее - свободный режим.

Вторая лаборатория «Любознайки» выбирает модуль «Почему небо голубое»

В2:  Эксперимент №4 (приложение №5)

Прослушивается вводная информация «Земля – голубая планета».

Приступаем к расследованию.
Далее - свободный режим.

По окончании экспериментов дети озвучивают результаты опыта и делают вывод о том, что  днем звезды никуда не деваются, они продолжают гореть, просто за солнечным светом их не видно. А когда солнышко садится, скрывая свои лучи, звезды опять хорошо видны. 

Хотя в космосе постоянно идут от солнца лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами.

Луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса.

В2: Молодцы, ребята! Вы умеете внимательно слушать, отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. И сегодня вы раскрыли несколько секретов космоса.

Рефлексия. Предложить детям для самооценки своей деятельности звездочки большого, среднего и маленького размера.

В1: Кому сегодня было интересно, кто считает, что он сегодня работал активно, отвечал на вопросы, делал выводы возьмите большую звездочку.

                                                                                                                                       Приложение 1

                                                                                                                                                           

                                      Правила поведения в лаборатории

  1. Вся деятельность в лаборатории ведется с разрешения воспитателя.
  2. Без разрешения воспитателя не следует брать приборы и объекты исследования.
  3. В лаборатории нельзя принимать в пищу еду и напитки.
  4. В  лабораторию не следует  приносить посторонние предметы и игрушки.
  5. При выполнении опытов и экспериментов следует изучить порядок действий.
  6. При выполнении опытов и экспериментов нельзя толкаться и мешать друг другу.
  7. После проведение опытов и экспериментов следует  привести в порядок рабочее место и помыть руки.

Приложение 2.

                                    Эксперимент №1  «Гравитация»

ЦЕЛЬ: Показать, что более тяжелые предметы притягивают более легкие.

ОБОРУДОВАНИЕ: емкость с водой, корзина с  пробками пластиковыми (по количеству детей), металлические ложки (по количеству детей).

ПРОЦЕСС: Помещаем пластиковую пробку в емкость с водой, наблюдаем за ее движением по водному полотну, опускаем металлический ложку, наблюдаем как пробку притягивает к ней. Потом дети самостоятельно опускают пробки, опускают каждый свою ложку. Пробки притягиваются к более тяжелым ложкам.

ИТОГИ: Теперь мы с вами увидели, что наша огромная и тяжелая планета Земля обладает суперсилой, которая называется гравитацией, и притягивает маленьких нас. Именно поэтому мы не улетаем в небо.

                                                                                                                                  Приложение 3

                             Эксперимент №2

ЦЕЛЬ: объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

ОБОРУДОВАНИЕ: желтый и синий пластиковый шарики, связанные ниткой; тарелка с мукой, металлическая скрепка.

СОДЕРЖАНИЕ: представьте, что желтый шарик – Солнце, а синий – Земля. Вращательным движением руки запускаем нашу мнимую планету Земля (синий шарик). Наблюдаем за движением шарика (так планеты вращаются вокруг солнца, по кругу и не падают, потому что постоянно движутся).

Расположите на синем шарике маленькую скрепку (почему не держится?)

Аккуратно разместите синий шарик в тарелочку с мукой и снова раскрутите (частички муки притягиваются)

ИТОГИ: Земля больше и тяжелее шарика в млн. млрд. раз. Мы, по сравнению с ней пылинки, как и частички муки.

                

Приложение 4.

                          Эксперимент №3  «Дневные звезды».

ЦЕЛЬ: Показать, что звезды светят постоянно.

ОБОРУДОВАНИЕ: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик. ПРОЦЕСС: Включите фонарь и найдите луч света. Пытайтесь его проследить, поднесите руку на расстояние примерно 30см от фонаря. На руке появляется круг света, но между фонарем и рукой его почти не видно. Объясните почему (рука отражает лучи света и тогда их видно, хотя в космосе постоянно идут от солнца лучи света, там темно, так как нет ничего, что могло бы отразить свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-либо предмета и воспринимается нашими глазами)

Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик. Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

ИТОГИ: Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

                                                                                                                                Приложение 5

                          Эксперимент №4   «Голубое небо»

ЦЕЛЬ: установить, почему Землю называют голубой планетой.

ОБОРУДОВАНИЕ: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

СОДЕРЖАНИЕ: наполните стакан водой. Пропустите через него луч света. Зафиксируйте на картонном экране. Добавьте в воду каплю молока и размешайте. Установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Верните фонарик в прежнее положение.

ИТОГИ: луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы так же выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суще воздух, тем ярче небо, т.к. голубые волны рассеиваются больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»Аннот...