Познавательно-исследовательский проект в средней группе на тему: «Барсук»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Лес – сообщество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Деятельность человека зачастую связана с лесом. Из – за этого лес и его обитатели становится уязвимыми. Барсуки – это небольшие лесные животные, с характерными черными полосами на белой морде. На самом деле их осталось не так много. Ради жира, люди уничтожали и продолжают уничтожать этих животных. Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды и его обитателей, позволит сохранить данный вид в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_barsuk.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 12 «Рябинушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

Познавательно-исследовательский

проект в средней группе

на тему: «Барсук»

Составила: воспитатель

Ермолаева Т.Ф.

2021 г.

Содержание

Пояснение

Тема проекта

«Барсук»

Тип проекта

Педагогический

Вид

Групповой,  познавательно-исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный

Образовательная область

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.

Организатор

Воспитатель

Участники проекта

Дети средней группы «Солнышко», воспитатель, родители.

Группа

Средняя группа «Солнышко»

Сроки реализации

Одна неделя

Актуальность разработки проекта

Лес – сообщество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Деятельность человека зачастую связана с лесом. Из – за этого лес и его обитатели становится уязвимыми. Барсуки – это небольшие лесные животные, с характерными черными полосами на белой морде. На самом деле их осталось не так много. Ради жира, люди уничтожали и продолжают уничтожать этих животных. Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды и его обитателей, позволит сохранить данный вид в природе.

Цель проекта

Создать условия для формирования познавательного интереса к жизни животных осенью в лесу.

Задачи проекта

  • Познакомить детей с барсуком, формировать представление о жизни барсуков в лесу.
  • Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного.
  • Закрепить знания о животном мире, Красной книге.
  • Формировать умения делать элементарные выводы и умозаключения;
  • Развивать любознательность,  познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение…) при совместной и индивидуальной деятельности;
  • Активизировать словарный запас дошкольников;
  • Развить  навыки связной речи, навыки самостоятельной творческой деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук; Обогащать сенсорный опыт детей;
  • Вовлечь родителей в жизнь группы.
  • Воспитывать у детей доброе отношение и любовь к животным.

Ожидаемые результаты

  • Повышение познавательной активности детей;
  • Проявление интереса к природным явлениям;
  • Создание выставки детских работ: «Любопытные барсуки».
  • Заучивание коротких стихов про барсука.
  • Показ мультфильмов и познавательного видео про барсуков.
  • Проведение развлечения «Кто такой барсук?».

Форма реализации

  • Дидактические,  коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • беседы;
  • рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
  • работа с родителями.

Используемые  виды деятельности

  • Познавательно-исследовательский;
  • Игровой;
  • Чтение художественной литературы;
  • Продуктивный;
  • Труд;
  • Коммуникативный;
  • Двигательный;
  • Музыкально-художественный.

Продукт проектной деятельности

  • Выставка детских работ «Любопытный барсук».
  • Изготовление альбома «Барски».

•   Развлечение «Кто такой барсук?»

Содержание проекта.

1 этап. Организационно-подготовительный этап.

Воспитатель:

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми.

Подбор мультфильмов, познавательного видео, музыкальных игр, связанных  с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями:

Совместное с детьми изготовление поделок по теме «Любопытный барсук»

2 этап. Практический

Образовательные области.

Задачи

Виды детской деятельности.

Познавательное развитие

Продолжать расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях. Познакомить детей с жизнью барсука в условиях данного сезона. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление  о внешнем виде барсука, его повадках, жилище.

 Закрепить обобщающее понятие «дикие животные», рассказать детям о месте обитания диких животных.

Закрепить умение описывать барсука, согласно схеме. Закрепить правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к животным.

Формировать умение понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение.

  • Рассматривание альбомов: «Осень», «Жилища животных», «Дикие животные».
  •  Беседы: «Кто такой барсук?», «Что ест барсук?», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Где живут барсуки?», «Жилище барсука», «Как барсук готовится к зиме?», «Барсучья семья», «Берегите животных. Красная книга», «Почему барсук много ест к зиме?», «Кто еще зимой спит?», «Под снежным сугробом тепло. Что делает барсук зимой в норе?».
  •  Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада.
  •  Загадывание загадок о барсуке, диких животных леса.
  • Экспериментирование 

«Почва. Свойства почвы». 

  •  Дидактические игры 

«Кто у кого?», «Назови семью», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Это правда или нет?», «Какой? Какая?», «Подбери словечко», «Узнай зверя по описанию», «Кто как голос подает?», «Назови ласково», «Один - много», «Измени слова по образцу», «Наоборот», «Четвертый лишний», «Чей это хвост?», «Сложи картинку», «Скажи одним словом», «Что делает?», «Рассели животных по домам». 

Социально –коммуникативное развитие

Развивать стремление импровизировать  несложные сюжеты произведений; закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. 

  • Сюжетно-ролевые игры: «В лесу».
  •  Сбор природного материала на прогулке (шишки, желуди).

Речевое развитие

Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во

время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; расширение предметного словаря; развитие слухового и зрительного внимания.

  • Творческое рассказывание детей по темам «Как выглядит барсук?», «Что любит есть барсук?», «Почему барсук зимой спит?» Рассматривание сюжетных иллюстраций «Барсук», составление описательных рассказов.
  • Дидактические игры: «Чей хвост?», «Наоборот», «Что делает?», «Про кого можно сказать».
  • Составление описательных и сравнительных рассказов о барсуке и еже, о барсуке и медведе.
  • Чтение художественной литературы. 

     Загадки про барсука.

  • Чтение и заучивание стихотворений о барсуке: «Есть зверек один», «Барсук недосуг», «Я когтями норы рою», «Накопил за жизнь барсук», «На березе на горе», «Чистоплотный зверь», «Я – охотник», «Есть зверек один – барсук», «Встанет за полночь барсук», «Ночь длиннее, ночь короче».
  • Чтение произведений:  

Белорусская сказка «Почему барсук и лиса в норах живут», японская сказка «Барсук и лисенок», «Барсук и улитка», кабардинская сказка «Лиса и барсук», башкирская сказка «Два барсука», сказки В.Бианки «По следам», Г.А.Скребицкий «Барсучонок», К.Паустовский «Барсучий нос».

Художественно-эстетическое развитие

 Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки; Передавать в рисунке фактуру шерсти; продолжать знакомить с частями тела животного, с особенностями внешнего вида барсука (голова вытянутая, круглые уши, большой круглый нос, глазки бусинки, овальное туловище, четыре короткие лапы, короткий хвост); обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемого животного (на белой мордочке черные полоски); развивать умение ритмично наносить пятна с помощью щетинной кисти, передавая фактуру шерсти; развивать эстетическое восприятие. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.  Развивать умение скатывать шарики из квадратиков гофрированной бумаги; совершенствовать умение аккуратного нанесения клея на детали аппликации, соблюдать композицию. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

  • Драматизация сказки: «Барсук и лиса», «Барсук и улитка».
  • Рисование: «Барсук», «Где живет барсук?».
  • Аппликация: «Барсук».
  • Лепка: «Желуди для барсука».
  • Просмотр мультфильмов «В лесной чаще», «Попался, который кусался»; познавательного видео про барсуков.

Физическое развитие

Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развивать умение бегать в разных направлениях. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику.

  • Подвижные игры: 

«Как на горке снег», «Барсучья нора».

  • Физкультминутки:

«Барсук вышел погулять».

  • Пальчиковые игры: «Шлепки».

 

Мероприятия по работе с родителями:

- участие в выставке работ на тему «Любопытный барсук»;

- разучивание стихотворений о барсуке.

3-й этап. Заключительный.

•        Поощрение участников выставки «Любопытный барсук».

•        Подведение итогов проекта.

Дети знают и называют:

- барсука, его внешний вид, место обитания, жилище;

- как готовится барсук к зиме в лесу;

- приметы и явления поздней осени;

- дети стали более самостоятельны;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформление выставки детских работ «Любопытный барсук»;

-  Тематическое занятие «Кто такие барсуки?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме: Конспект НОД в средней логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Весна".

Цель НОД: -Обогащение представлений о весне, о насекомых, развитие связной речи.Коррекционно-образовательные задачи.1. Закрепить представления о весне, о характерных признаках весны, о насекомых, их в...