квест "Знатоки природы"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Лещук Антонина Геннадьевна

Дети проходят испытания о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл квест игра "Знатоки природы"174.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»

Экологическая квест-игра

 «Знатоки природы»

http://mdoy179-kem.ucoz.ru/2kartinki/ehmblema.jpg

                               

                                                                                            Подготовила:

                                                                                          воспитатель

                                                                                        Лещук А.Г.

Саранск

2021

  Образовательная область: «Познавательное развитие».

    Вид  занятия: квест – игра.

    Цель: создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуре.

   Задачи:

   Образовательные: Уточнить и обобщить представления детей о разнообразии леса, закрепить знания об обитателях леса.

   Развивающие: Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление, умение работать в команде.

  Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. 
Интегрируемые образовательные области:

ОО «Речевое развитие»: Развивать связную речь и активный словарь. Побуждать детей к ответам на вопросы педагога. Развивать умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них

  ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Воспитывать умение работать сообща, соблюдать правила игры. Развивать стремление к исполнительской деятельности.

ОО «Познавательное развитие»: Формировать целостное представление о природных явлениях. Актуализировать и дополнять представления детей о жилищах, которые строят животные в природных условиях, учить применять знания для решения учебной задачи. Активизировать внимание, память.

ОО «Физическое развитие»: Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: Развивать эстетический вкус, слушая звуки природы.

Словарная работа: развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.

Предварительная работа: наблюдения, отгадывание загадок, чтение книг о природе.

Материал и оборудование: конверты с заданиями, медали «Знатоки природы», пластиковые бутылки, стаканы, бумага, газеты, ведра, щипцы для уборки мусора, картинки животных, корм для животных, жилища животных, фотофрагменты животных, газета с объявлениями.

Оборудование: мультимедийный проектор или ноутбук, телевизор.

Форма проведения: экологическая квест-игра, групповая.

Методические приемы

игровой: игры-загадки;

наглядный: картинки, использование ИКТ для обеспечения наглядности и стимулирования активности детей;

словесный: беседа, рассказ, вопросы на выявление, уточнение знаний и умений детей; художественное слово.

Мотив детской деятельности: проблемно-игровой.

Ход квест-игры:

1.Вводная часть.

Ведущий: Здравствуйте дорогие участники, гости экологического квеста «Знатоки Природы». Я рада вас здесь видеть. Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующего поколения – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы. Михаил Пришвин сказал: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А чтобы охранять нашу природу, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. А вы любите природу? Живете с ней в дружбе и согласии? 

    Ведущий: В природном государстве есть клуб любителей природы. Но для того, чтобы попасть в природное государство вы должны пройти испытания. Ну как, ребята, принимаем приглашение? А не побоитесь?

2.Основная часть.

    Ведущий: Куда же нам направляться. Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения, и мы сразу окажемся в Природном государстве.

Встали. Приготовились…

В Королевство Природы попасть легко,

Не надо ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг

Теперь в ладоши хлопнем так:

Один хлопок, ещё хлопок-

И вот уж виден сена стог,

И вот уж поле колосится

Шумит-волнуется пшеница,

Над ней синеют небеса,

Откройте поскорей глаза.

    Ведущий: Вот мы и попали в государство Феи Природы. Посмотрите, кто-то стоит за елью.

  1. Квест «В гостях у Старичка Лесовичка»

    Ведущий: Здравствуйте, а вы кто?

Лесовичок: Это я – седой старик.

Называют – Лесовик.

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

Что случилось в моем лесу? Откуда здесь столько народа?  (дети рассказывают зачем пришли)

Лесовик: Да, это хорошее дело! А вы наши друзья? А может быть недруги? Я – лесовик, я слежу за порядком в лесу и не люблю, когда в лес приходят недруги.

    Ведущий: Мы ваши друзья. Дети любят природу и умеют ее беречь.

Лесовичок: Значит, вы любите лес. А ведь иногда сюда приходят плохие люди – устраивают здесь шум! Гам! Вы так себя не ведёте? …. Сейчас проверю как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

***

Если я разрушу гнезда,

Заберу домой птенца? (нет)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

***

Если бабочку поймаю,

В баночку ее запру…(нет)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Лесовичок: Молодцы! Я вижу, что вы любите природу и поэтому даю вам подарок, который вы найдете после того, как обойдете все государство и выполните все задания. Подарок откроете в группе, а сейчас идите дальше. До свидания!  Вас ждет конверт с испытанием.

    Ведущий: До свидания, Лесовичок.

2. Квест «Жилища»

    Ведущий: (находит конверт с заданием) Ребята вам нужно разгадать загадки о жилищах животных. Выбираете рисунок, на которой изображена отгадка к загадке, пояснив, какие жилища сделаны животными.

Пес, живущий во дворе,
Спит ночами в ….
(конуре).

Белке спать зимой тепло,
Если спрячется в ….. 
(дупло).

В этом доме до весны
Бурый мишка смотрит сны. 
(Берлога)

Длинный домик под землей
Извивается змеей.
Этот коридор-дыра
Называется….
(нора)

Посетить хотят все дети
Самый сладкий дом на свете.
Но хозяева жужжат,
Сладкий домик сторожат. 
(Улей)

Выстроен семьи трудом
Настоящий город-дом.
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты. 
(Муравейник)

Колыбель для деточек
Из травы и веточек. 
(Гнездо)

    Ведущий: Молодцы! Мы продолжаем идти. А вот и следующее задание.

3. Квест «Накорми лесного зверя»


   
Ведущий: Ребята вам нужно по фотофрагментам угадать животного. После того как все полотна (5штук) угадываются, нужно выбрать корм для этого лесного зверя.

    Ведущий: Молодцы! Идем дальше.

4. Квест Проводится игра «Рассортируй мусор».

    Ведущий: Ой, ребята, посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно, почему? Правильно, здесь ничего нет, потому что вся полянка завалена мусором, а животные и растения не могут расти там, где все загрязнено. Давайте поможем лесу. А как мы можем это сделать? Конечно, убрать весь мусор.

Мусор не простой, заколдованный, его руками трогать нельзя, можно только специальным рабочим инструментом. (под мусором дети находят конверт)

    Ведущий: Молодцы! Как чисто стало! А под мусором следующее задание.

5. Квест «Загадки - складки» 

    Ведущий: Следующее испытание называется «Загадки-складки». Слушайте внимательно.

1. Летом много их бывает, а зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом, как они зовутся… /мухи/

2. И в лесу мы и в болоте, нас везде всегда найдете: на поляне, на опушке, мы зеленые …. /лягушки/

3. Огромная кошка мелькнет за стволами, глаза золотые и ушки с кистями. Но это не кошка, смотри, берегись; идет на охоту коварная…. /рысь/

4. Кто найдет мой длинный ход, сразу скажет – это …. /крот/

5. Кто на свете ходит в каменной рубахе, в каменной рубахе ходят… /черепахи/

6. Круглый дом с зеленой крышей, с каждым днем круглей и выше, он без окон и дверей и живут в нем сто друзей, сто веселых карапузов и зовется дом …. /арбузом/

    Ведущий: Молодцы! Справились! Отправляемся на поиски следующего задания. А вот и конверт!

6. Квест  «Зоопауза»

    Ведущий: Ребята, вам надо выбрать картинку, на которых изображены различные жители природного государства, нужно изобразить (показать) их без слов, а остальные должны догадаться о ком идет речь: медведь, лиса, заяц, муравей, лягушка, дятел, сова, жук. (дети выполняют)

    Ведущий: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

Куда же мы идем дальше? Лежит газета, называется она «Газета объявлений»

7. Квест «Узнай по объявлениям»

    Ведущий: Почитаем газету. Внимательно послушайте объявление и отгадайте, о ком говорится в нем.

1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (улитка)

2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне./ежик/

3. Хотите научиться ползать? Приходите ко мне, кусать не буду. Обещаю. /змея/

4. Помогу всем, у кого сломался будильник! /петух/

5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. /медведь/

6. Хочу свить гнездо. Одолжите или подарите пух и перья. Своих маловато. /птица/

7. Что-то скучно одному стало выть мне на Луну. Кто составит мне компанию? /волк/

8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. У меня вырастит новый! /ящерица/

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах? Раз в год обращайтесь к нам. /лось и олень/

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. /сова/

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести птенцов! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку! /кукушка/

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени. Патрикеевной больше не называть! /лиса/

   Ведущий: Молодцы, ребята, снова правильно справились с заданием. Идем дальше. Вот мы и пришли снова к елочке, где был Лесовичок, а вот и подарок. Значит нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала поиграем в любимую игру Лесовичка - игру: «Бездомный заяц»

Цель: Учить детей бегать, выполнять правила игры.

Описание: Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок. Тогда заяц, стоявший в кружке должен сразу убегать, он становится бездомным, и охотник может его поймать. Как только охотник пойма (осалил) зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником. Эту игру можно проводить не со всей группой детей. В этом случае круг образуют, взявшись за руки 4-5 детей. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам. Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующий круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз, чтобы все дети побыли в роли зайца.

Ведущий: А теперь пора в детский сад.

Вокруг себя повернись,

В детском саду окажись.

Да, ребята, вы настоящие знатоки природы. Разгадали все загадки, а вот и подарок от Лесовичка. Вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб ЗНАТОКОВ ПРИРОДЫ».

Земля наш родной и единственный дом,

Так пусть Мир и Счастье поселятся в нем!

Планету Земля сохранить мы должны,

Иначе просто не будет Земли!

3.Заключительная часть.

   Ведущий: Но прежде чем вручить вам медали, зачитаем правила:
Мы обещаем - Сохранять чистоту природы!
Мы обещаем - Беречь животных и растения!
Мы обещаем - Изучать природу, чтобы знать, как правильно заботиться о ней!

(Вручает всем детям медали)

4.Рефлексия.

    Ведущий: (звучит музыка «Звуки леса») Гуляя по лесу, наслаждаясь его звуками, красками, вдыхая чистый ароматный воздух, человек становится здоровее.  Богат и разнообразен мир наших лесов, он хранит много секретов, которые человеку ещё не удалось разгадать. Но, к сожалению, с каждым годом леса беднеют. Становится меньше животных, исчезают растения. Многие из тех, что раньше встречались часто, сейчас почти исчезли, а есть и такие, которых и вовсе не стало. Что будет с природой дальше, зависит от нас. Давайте об этом помнить и стараться сделать всё, чтобы сохранить её красоту.

5.Дальнейшая разработка темы.

Разработка дидактической игры «Природоохранительные знаки»

6.Литература.

  1. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. «Педагогическое общество России», М.: 2007
  2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. «Академия», М.: 2002
  3. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.:1996
  4. Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты» // Рассвет.- 2006
  5.  Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...