Долгосрочный проект " Четыре времени года"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Долгосрочный проект в старшей группе "Четыре времени года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад № 6 с. Аргаяш.

Долгосрочный проект в старшей группе «Четыре времени года»

2020-2021гг.

Проект «Четыре времени года»

 

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки проведения: с 1 сентября 2020 г. по 31 августа 2021 г.

Актуальность

Природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу. Ребенок испытывает радость, видя вокруг себя прекрасное – переливающиеся капли росы на зеленой траве, искрящийся иней на деревьях, легкие облака, голубом небе. Звуки и запахи природы тоже воздействуют на органы чувств ребенка.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, правильному и бережному общению с природой, разовьют эстетическое качество, воспитают чувство ответственности перед природой, то ребенок обязательно будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Цель: Воспитывать у детей правильное и бережное отношение к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

Задачи:

  • Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  • Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.
  • Продолжать приобщать детей к художественно – эстетической деятельности в ДОУ.
  • Продолжать осваивать язык изобразительного искусства и художественной деятельности, и на этой основе способствовать обогащению и начальному обобщению представлений об искусстве.
  • Продолжать формировать эмоционально-эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок, суждений относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образов, собственных творческих работ.
  • Поддерживать проявления у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к красоте природы.
  • Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе через различные формы искусства.

Формы реализации проекта:

  • Совместная творческая деятельность.
  • Создание творческих работ детей и родителей.
  • Составление рассказов, загадок, чтение стихотворений.
  • Тематические занятия.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • Информирование родителей о проекте «4 времени года».
  • Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
  • Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
  • Подбор информации через интернет, познавательной информации, картинок, пейзажей о временах года, фрагментов музыкальных произведений.
  • Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».
  • Сбор информации о временах года для создания картотек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
  • Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.

Основной:

  • Выявление противоречий (выяснили, что нет необходимых ресурсов для реализации собственных идей детей).
  • Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года».
  • Создание карточек «Приметы», «пословицы и поговорки», «Стихи», «Загадки» по временам года.
  • Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года.
  • Показ видео ролика о временах года.
  • Художественно-творческая деятельность.
  • Знакомство с творческим наследием великих композиторов П.И. Чайковский, А. Вивальди.
  • Оформление книжки – самоделки с рассказами и рисунками родителей совместно с детьми.
  • Подготовка презентации выставки «Моё любимое время года» и книжек – самоделок.
  • Подготовка к драматизации сказок «Рукавичка», «Под грибом».

Заключительный:

  • Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года».
  • Презентации книжек - самоделок, выставки.
  • Презентация для детей других групп.
  • Презентация для родителей, сотрудников детского сада.
  • Показ родителями этих сказок перед детьми.
  • В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю.

Предполагаемый результат

В ходе реализации проекта дети и родители получат необходимый опыт в изобразительном искусстве и художественной деятельности. У детей самостоятельно проявится бережное и эстетическое отношение к окружающему миру и природе.

Трудности

  • Пассивная позиция и низкая активность родителей.
  • Несформированность навыков у детей.

 

Название мероприятий

Цели и задачи

Участники

Результат

1

2

3

4

Информирование родителей о проекте

первая неделя сентября

Информировать родителей о проекте и его задачах

Педагоги, родители, дети

Родители получили информацию о проекте

Подготовка материалов в центрах активности

1-2 недели сентября

Подготовка необходимых материалов для продуктивной и театральной деятельности

Педагоги, родители, дети

Пополнятся центры необходимыми материалом

Подбор познавательной информации об осени (картинок, репродукций, пейзажей и других)

3-4 неделя сентября

Подобрать репродукции картин известных художников, картинок, раскрасок, рисунков и т.д. для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут иллюстрационный материал

Подбор познавательной информации (книг, пословиц, поговорок, стихов) 1-2 неделя октября

Подобрать информацию для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут художественный материал

Подбор музыкальной информации

3-4 неделя октября

Подобрать музыкальные фрагменты и произведения и мультфильмы для ознакомления с детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут музыкальный и мультимедийный материал

Наши любимые мультфильмы

4 неделя октября

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети ознакомятся с мультимедийной информацией

Выставка работ

1-2 неделя ноября

Совершенствовать графические навыки. Развивать эстетический вкус.

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомляются с творчеством детей и родителей

Составление рассказа по рисунку

3 неделя ноября

Совершенствовать навыки составления описательных рассказов

Педагоги, родители, дети

Дети и родители научились составлять описательные рассказы

Изготовление и презентация книг – самоделок по осени

4 неделя ноября

Научить детей и родителей в ходе общения изготовлению книги - самоделки

Педагоги, родители, дети

Дети совместно с родителями сделают книжки – самоделки для рассматривания

Подбор познавательной информации о зиме (картинок, репродукций, пейзажей и других)

1-2 неделя декабря

Подобрать репродукции картин известных художников, картинок, раскрасок, рисунков и т.д. для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут иллюстрационный материал

Презентация подобранных материалов

3 неделя декабря

Ознакомление детей и взрослых с подобранными материалами для презентации

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомятся с подобранным материалом

Подбор познавательной информации (книг, пословиц, поговорок)

4 неделя декабря

Подобрать информацию для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут познавательный материал

Наши любимые мультфильмы

2 неделя января

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети ознакомятся с мультимедийной информацией

Подбор музыкальной информации

2-3 неделя января

Подобрать музыкальные фрагменты и произведения и мультфильмы для ознакомления с детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут музыкальный и мультимедийный материал

Выставка совместных с детьми работ

4 неделя января

Совершенствовать графические навыки. Развивать эстетический вкус.

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомляются с творчеством детей и родителей

Составление рассказа по рисунку

1 неделя февраля

Совершенствовать навыки составления описательных рассказов

Педагоги, родители, дети

Дети и родители научились составлять описательные рассказы

Изготовление и презентация книг – самоделок о зиме

2 неделя февраля

Научить детей и родителей в ходе общения изготовлению книги - самоделки

Педагоги, родители, дети

Дети совместно с родителями сделают книжки – самоделки для рассматривания

«Вечер экспромта»

3 неделя февраля

Научить детей и родителей в ходе общения музыкальной пантомиме

Педагоги, родители, дети

Дети и родители научатся общению и игровому опыту.

«Масленичное гуляние»

4неделя февраля -1 неделя марта

Научить детей и родителей в ходе общения изготовления масок

Педагоги, родители, дети

Дети и родители научатся общению и игровому опыту.

«Мамин день» праздничный концерт

2 неделя марта

Развивать музыкальные (танцевальные) данные детей, монологическую речь

Педагоги, родители, дети

Дети приобретут необходимый опыт

Подбор познавательной информации (книг, пословиц, поговорок)

3 неделя марта

Подобрать информацию для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут познавательный материал

Подбор музыкальной информации

4неделя марта

Подобрать музыкальные фрагменты и произведения и мультфильмы для ознакомления с детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут музыкальный и мультимедийный материал

Подбор познавательной информации о зиме (картинок, репродукций, пейзажей и других)

1- неделя апреля

Подобрать репродукции картин известных художников, картинок, раскрасок, рисунков и т.д. для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут иллюстрационный материал

Наши любимые мультфильмы

2 неделя апреля

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут музыкальный и мультимедийный материал

«Пасхальная неделя»

3 неделя апреля

Подобрать информацию и изготовление крашенок

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут иллюстрационный материал

«Вечер пословиц и поговорок»

4 неделя апреля

Развивать память, внимание, образное мышление.

Педагоги, родители, дети

Дети и родители научатся общению и игровому опыту

Вечер военно – патриотической песни

1 неделя мая

Подобрать необходимый материал

Педагоги, родители, дети

Дети и родители приобретут необходимый опыт

Выставка работ посвящённых Дню Победы

2 неделя мая

Совершенствовать графические навыки. Развивать эстетический вкус.

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомляются с творчеством детей и родителей

Выставка работ «Весенняя капель»

3 неделя мая

Совершенствовать графические навыки. Развивать эстетический вкус.

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомляются с творчеством детей и родителей

Изготовление и презентация книг – самоделок о зиме

4 неделя мая

Совершенствовать навыки изготовления книги - самоделки

Педагоги, родители, дети

Дети совместно с родителями сделают книжки – самоделки для рассматривания

«Встреча лета»

Музыкально – литературная викторина

1 неделя июня

Развивать музыкальные данные детей, монологическую речь

Педагоги, родители, дети

Дети приобретут необходимый опыт

Подбор познавательной информации о лете (картинок, репродукций, пейзажей и других)

2 неделя июня

Подобрать репродукции картин известных художников, картинок, раскрасок, рисунков и т.д. для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут иллюстрационный материал

Подбор познавательной информации (книг, пословиц, поговорок)

3 неделя июня

Подобрать информацию для ознакомления детьми

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут познавательный материал

Наши любимые мультфильмы

4 неделя июня

Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией

Педагоги, родители, дети

Педагоги, родители, дети подберут музыкальный и мультимедийный материал

Самостоятельная работа – Рисование рисунков о лете, изготовление книжек – самоделок

июль

Совершенствовать графические навыки. Развивать эстетический вкус.

Совершенствовать навыки составления описательных рассказов

Родители, дети

Дети совместно с родителями сделают книжки – самоделки для рассматривания

Презентация рисунков и книг о лете

август

Ознакомление детей и взрослых с подобранными материалами

Педагоги, родители, дети

Все участники ознакомляются с творчеством детей и родителей

Приложение

 

Материал к проекту «Времена года»

Осень

Восприятие музыки

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь».

А. Вивальди «Осень».

П. Чайковский «Осень», «Охота», «На тройке».

Мультимедийные презентации

Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме».

«Осенние корабли» ЭКРАН, 1982 г.

«Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г. «Осень» Союзмультфильм, 1982 г.

«Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан, «Золотая осень», «Осенний день Сокольники», «Осень. Дорога в деревне».

В. Поленов «Золотая осень».

А. М. Герасимов «Дары осени».

Художественное слово

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь ...».

К. К. Случевский. «Осенний мотив».

К. Д. Бальмонт «Осень».

И. А. Бунин «Листопад».

А. А. Блок «...Осенний день высок и тих...».

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».

А. Н. Майков «Осень».

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..».

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...».

Н. А. Некрасов «Перед дождем».

И. С. Никитин «Дождь каплет...».

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

И. А. Бунин «Первый снег».

А. А. Блок «Зайчик».

С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом...».

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».

И. А. Бунин «Осень. Чащи леса...».

Н. А. Некрасов «Славная осень!».

С. Д. Дрожжин «Миновало лето…».

И.С. Тургенев «Утро туманное»

Художественное творчество

«Волшебные краски осени».

«Дары осени».

«Я шагаю по ковру из осенних листьев».

«Портрет осени».

«Золотая осень».

«Осеннее дерево».

«Осенние листочки».

«Аппетитные, ароматные, сладкие…».

«Веточка рябины».

«Портрет гриба».

«Золотые яблоки».

«Унылая пора, очей очарованье…».

«Белкина кладовая»

«Запасливый ежик»

«Поздняя осень»

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Зима

Восприятие музыки

П.Чайковский «Декабрь – Святки», «Времена года».

В.Шаинский «Снежинки».

А. Внукова «Если снег идет».

А.Вивальди «Зима».

П.Чайковский «Зима».

«У камелька» «Масленица».

Н. Зацепин «Три белых коня»

Мультимедийные презентации

Презентация «Зимние сказки».

«Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.

«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.

Репродукции картин известных художников

Н. П. Крымов «Зимний вечер».

И. Левитан «Зимой в лесу».

Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».

А. А. Пластов «Первый снег».

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».

И. И. Шишкин «Зима».

Б. Кустодиев «Масленица».

Художественное слово

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...».

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой».

Л. А. Мей «Двойным зеленым строем...».

С. А. Есенин «Пороша».

А. С. Пушкин «Зимняя дорога».

С. А. Есенин «Поет зима – аукает».

И. А. Бунин «Метель».

С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает...».

С. А. Есенин «Берёза».

Н. А. Некрасов «Мороз-воевода».

А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...».

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной...».

А. А. Блок «Ветхая избушка».

И.С. Никитин «Вот моя деревня. Белый снег пушистый….»

Художественное творчество

«Мои волшебные снежинки».

«Первый снег».

«Мое любимое дерево зимой».

«Птички на ветке».

«Зимние забавы»

«Зимняя сказка».

«Я в волшебном лесу».

«Белая береза».

«Следы на снегу».

«Как розовые яблоки на ветках снегири…».

«Царство снежной королевы».

«В лесу родилась елочка».

«Зимний вальс».

«Дед Мороз и Снегурочка»

«Букет для снегурочки».

«Замок Деда Мороза»

(Бумагопластика, оригами, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Весна

Восприятие музыки

Н. Любарский «Дождик».

П. Чайковский «Времена года».

В. Моцарт «Весенняя».

А. Вивальди «Весна».

П.И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».

Мультимедийные презентации

«Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.

«Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.

Репродукции картин известных художников

А. Саврасов «Грачи прилетели».

П. Кончаловский «Сирень в корзине».

И. Левитан «Весна. Большая вода».

И. Левитан «Март».

К. Ф. Юон «Мартовское солнце».

С. А. Виноградов «Весна идет».

Художественное слово

Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид...".

Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится ...".

Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..".

А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами...".

Ф. И. Тютчев. Первый лист.

Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.

А. А. Фет. Весенний дождь.

Н. А. Некрасов. Зеленый шум.

С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная...".

А. А. Блок "Ворона".

С. А. Есенин "Черёмуха".

А. А. Блок "На лугу".

С. А. Дрожжин "Весеннее царство".

И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает".

С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился...".

И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом...".

Художественное творчество

«Масленица – проводы зимы….».

«Пасхальная верба».

«Ветка с первыми листочками».

«Первые проталины».

«Весенний букет».

«Подарок маме».

«Березы весной».

«Цветущая верба».

«Подснежники в ладошке».

«Цветущий сад».

«Грачи прилетели».

«Сапог в луже».

«Сороки».

«Первые цветы».

«Одуванчик – толстые щеки».

«Лебеди на озере»

(Бумагопластика, оригами, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Лето

Восприятие музыки

А. Вивальди «Времена года».

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

С. Прокофьев «Полет шмеля».

Г. Свиридов «Дождик».

А. Вивальди «Лето».

П.И. Чайковский «Лето», «Баркарола», «Песнь косаря», «Жатва».

Мультимедийные презентации

Фотопроект «Летние забавы».

«Дед мороз и лето» Союзмультфильм,1969 г.

«Каникулы в Простоквашино» Союзмультфильм,1980 г.

«Паровозик из Ромашково» Союзмультфильм,1967 г.

«Лето кота Леопольда» TO «ЭКРАН», 1981 г.

«В гостях у лета» Союзмультфильм,1972г.

«Синичкин календарь. Лето» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

«Трям! Здравствуйте!» TO «ЭКРАН», 1980 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан «Березовая роща».

А. А. Пластов «Летом».

А. А. Пластов «Сенокос».

И. И. Шишкин «Дубовая роща».

В. Поленов «Московский дворик».

К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт».

И. И. Шишкин «Рожь»

В. Поленов «Заросший пруд».

Ф. Васильев «Мокрый луг».

А. М. Герасимов «После дождя».

Художественное слово

С. А. Есенин «С добрым утром».

И. А. Бунин «На пруде».

Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные ...».

А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий».

И. А. Бунин «Детство».

А. А. Блок «Есть в дикой роще, у оврага...».

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака ...».

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело ...».

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».

А. А. Блок «Летний вечер».

С. Я. Надсон «Заря лениво догорает...».

С. Д. Дрожжин «Всё зазеленело...».

А. Н. Майков «Летний дождь».

А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...».

С. А. Есенин «Колокол дремавший...».

И. А. Бунин «Ещё от дома на дворе...».

С. А. Есенин «По лесу леший кричит...».

И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье...».

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет...».

С. А. Есенин «Топи да болота...».

И. А. Бунин «Из окна».

Н. А. Некрасов «Конец лета».

Художественное творчество

«Семья на природе».

«Летний лес».

«Летнее настроение».

«На реке».

«Бабочки и стрекозы».

«Божья коровка на ладошке».

«Пчелка».

«Гроза».

«Звери в лесу».

«Ромашки».

«Утренняя роса».

«Я рисую букет».

«Золотая нива».

«Паук на паутинке».

«Радуга-дуга».

«Дары лета»

(Бумагопластика, оригами, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

 

Список используемой литературы:

  1. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.
  2. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.
  3. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.
  4. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.
  5. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.
  6. Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.
  7. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.
  8. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.
  9. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.
  10. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.
  11. Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир животных и растений. Ярославль, Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000 г.
  12. С.Ю.Афонькин «Оригами и аппликация» Санкт – Петербург, Кристалл 1998 г.
  13. Т.А. Шарыгина «Беседы о воде в природе», Москва, «Сфера»2008 год.
  14. Т.А. Шарыгина «Беседы о русском лесе», Москва, «Сфера» 2008 год.
  15. Т.А. Шарыгина «Зеленые сказки», «Красивые сказки» Москва, Прометей Книголюб», 2002 год.
  16. О. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль, Академия развития, 1998 год.
  17. Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги» Ярославль, Академия развития, Академия и К, Академия Холдинг, 2000.
  18. Е. Данкевич, Д. Жаркова «Пластилиновый мир» Санкт – Петербург, Кристалл, 1998 год.


Картотека примет, пословиц, поговорок, загадок про  времена года.  

Приметы про Осень.

       Бабье лето ненастно - осень сухая.

Бабье лето сухое - осень мокрая.

Влажное лето и теплая осень - к долгой зиме.

Осень ненастная - весна дождливая.

Ранний первый снег - к ранней весне.

Много снега с осени - весной будет дождливо.

Первый снег за сорок дней до зимы выпадает.

Если снег выпадает осенью, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.

Много ягод рябины - к дождливой осени и холодной зиме.

Гром в сентябре - к теплой осени.

Поздний грибок - поздний снежок.

Если лист с дерева ничком ложится, когда опадает, - к урожаю на будущий год.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Будет хорошая погода, если в продолжительное ненастье запоют птицы.

Пословицы и поговорки   про осень.

Ёлки собирают много орехов – к холодной и продолжительной зиме;

Если журавли летят высоко и медленно, перекликаясь – осень будет мягкой и долгой;

Большой урожай рябины – к сильным морозам зимой;

Кошка прячет мордочку – на холод;

Редкие облака осенью предвещают ясную и холодную погоду;

    Куры начинают рано линять – зима будет мягкой

Листья на деревьях стоят желтые, но долго не опадают – долго не будет мороза;

Береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с верха – ранней;

Паутина стелется по растениям – к теплой погоде;

Если поздней осенью появились комары – зима будет теплой;

Чем больше муравейники, тем холоднее будет зима;

Если в сентябре слышен гром – осень будет мягкой.

Если снег выпадает осенью, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.

Чем суше и теплее в сентябре, тем позднее зима наступит.

Облака идут низко - к дождю и холоду.

Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень.

Картотека загадок про осень.

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
Листья падают с осин,
мчится в небе острый клин
(Осень) 
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
(Осень)

Тучи нагоняет, 
Воет, задувает. 
По свету рыщет, 
Поет да свищет. 
(Ветер) 

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень) 
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист) 

Не колючий, светло-синий 
По кустам развешан ... 
(Иней) 

Листья желтые летят, 
Падают, кружатся, 
И под ноги просто так 
Как ковер ложатся! 
Что за желтый снегопад? 
Это просто ... 
(Листопад ) 

Приметы про весну.

Если весной дружно тает лед и снег, дружно бежит вода - к мокрому лету и урожаю, яровые хлеба нужно сеять рано.

Если весною после разлива лед остается на берегу, год будет тяжелый, урожай плохой.

Если весною журавли летят высоко - уродится просо.

Если весною снег тает от солнышка, будет урожайный год, а от дождя - засуха.

Много цвета на черемухе - к сырому лету, жди хороший урожай ржи. Сосульки на крышах длиннее - к долгой весне.

Весна грязная - август сухой.

Из березы течет много сока - к дождливому лету.

Первый гром при северном ветре - холодная весна; при восточном - сухая и теплая; при южном - ждать теплого лета; при западном - мокрая, но перейдет в жаркое лето.

Пословицы и поговорки про весну.
Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

Весна длинным днем красна.

Весна красная, а лето страдное.

Весна на тепло щедра, да скупа на время.

Весна и осень на пегой кобыле ездят.

Весна красна, на все пошла.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.

Весной дождь парит, а осенью мочит.

Весною сутки мочит, а час сушит.

Вешний ледок, что чужой избы порог.

Вешняя пора - поел да и со двора.

Весенний день целый год кормит.

Загадки про весну.

Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу ...
(Весна) 

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
(Весна)

Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса - 
Вот и к нам пришла ...
(Весна)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)

Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Весной)

Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Что это за время года?
(Весна)

Тает снежок,
Ожил лужок.
Ночь убывает,
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весна)

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Мёд принесла.
Кто скажет, 
Кто знает,
Когда это бывает?
(Весной)

Приметы про зиму.

Если воробьи прячутся под крышу – будет мороз и метель, а если собираются в кучу и беспокойно чирикают – это к метели.
Лес шумит – к оттепели.
Туман опускается зимой к земле – к оттепели, высоко держится – к хорошей погоде.
Звезды ярко блещут – к морозу.
Декабрь по-старославянски – Студень.
Декабрь – еще не самый холодный месяц, но часто налетают вьюги.
Декабрь – самый темный месяц в году.
Чем толще и рыхлей снег, тем теплее зимующим под ним растениям.
Зимой вьюги – летом ненастье.
Комнатные птицы молчат – холод еще долго простоит.
Воробьи прячут голову в хвост – на мороз или перед метелью.
Северный ветер к ночи стихает.
Молния зимой – к буре, гром – к сильным ветрам.
Ворона всегда садится носом к ветру.
Облака идут против ветра – к снегу.
Февраль – месяц бескормицы птиц. В птичьи кормушки надо чаще засыпать корм.
Пословицы и поговорки о зиме.
Снег на полях – хлеб в закромах.
Зима не лето: в шубу одеть!
Зимой вьюга – летом ненастье.
Зимой солнце сквозь слезы улыбается.
Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг, январь к концу   месяца – два часа прибавило.
Зимой солнце садится в облака – к снегопаду.
У зимы с летом ладу нету.
Снег глубок – год хорош.
Снег земле – кормилице, что теплый кожух.
Снег поля удобряет.
Январь – вершина зима.
Зима не лето: в шубу одета!

Загадки про зиму.

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый...  (снег

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется... (снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

Кто-то тучу, как перину,

Разорвал наполовину

Вниз посыпались пушинки —

Серебристые... (снежинки)

Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал... (мороз)

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал... (мороз)

Подышал он на окно —

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл... (мороз)

Приметы про лето.

Первый туман лета - верная грибная примета.
Если во время грозы долго слышатся раскаты грома, жди затяжного ненастья.
Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью. Радуга утром - к дождю.
В радуге больше красного цвета - к ветру.
Сильные росы - к плодородию, а частые туманы - к урожаю грибов.
Если утром пчелы не летят в поле, а сидят по ульям и гудят - жди дождя.
Перед засухой пчелы становятся злее, жалят.
Рыбы над водой ловят мошек - к дождю.
Чем меньше капли дождя, тем дольше он будет идти.
Если рогатый скот по дороге на водопой брыкается и фыркает - жди ненастья; к плохой погоде - блеяние овец.

 Пословицы и поговорки про лето

Дождливое лето хуже осени.
Зимой морозы, а летом грозы.
Красное лето никому не наскучит.
Летний день зимнюю неделю кормит.
Летом дома сидеть – зимой хлеба не иметь.
То что лето собирает, всё зима подъедает.
Летом день пролежишь – зимой с сумой побежишь.
Летом всякий кустик ночевать пустит.
Не проси лета долгого, а проси теплого.
Плохо лето, если солнца нету.
Солнце летом греет, да зимой морозит.
Хорошо бы лето, только мухи заели.
То что летом уродится - всё зимой пригодится.

Загадки про лето.

Расчудесная погода

Улыбается природа!

Изумрудная пора

Рада, рада детвора!

Солнышко румяное,

Утречко туманное.

Ответ (Лето)        

Как хорошо, привольно жить!

Играй - и некуда спешить!

Устал на улице играть -

Иди купаться, загорать. -

Всё в мире солнышком согрето,

Пришло оно, настало ...!

Ответ (Лето)

Под окном растёт цветочек,

А на дереве - листочек.

Муравей несёт поклажу,

Я его травинкой глажу.

И тепло, и много света!

Значит, наступило ... !

Ответ (Лето)        

Солнышко весёлоё

Греет по утрам,

И денёчки тёплые

Посылает нам.

Но всего три месяца

Длится чудо это.

Есть ему название.

Подскажи мне ...

Ответ (Лето)

Зеленеют луга,

В небе - радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться ...

Ответ (Лето)        

В дверь взойдет

В трубу вылетит.

Ответ (Лето)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.

И любите за это вы все меня, я ...

Ответ (лето )

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? Ответ (Летом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»

Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...

Проект "Четыре времени года". "Зимняя викторина"

Проект  "Четыре времени года". "Зимняя викторина"....

Проект "Четыре времени года"

Тип проекта:  практико-ориентированныйВид проекта: краткосрочныйУчастники: воспитатели;дети группыобщеразвивающей направленности с 3 до 4 лет;педагоги-специалисты;родители.Образовательная область...

Проект «Четыре времени года»

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно....

Долгосрочный проект во второй младшей группе "Четыре времени года".

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.С помощью взрослого ребёнок познаёт окружающий мир, устанавливает разнообразные связи: ...