Долгосрочный проект во второй младшей группе "Четыре времени года".
проект по окружающему миру (младшая группа)

ВЛАСОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

С помощью взрослого ребёнок познаёт окружающий мир, устанавливает разнообразные связи: вступает  в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, делится впечатлениями об увиденном и услышанном, принимает участие в разговорах. Дети дошкольного возраста смотрят на окружающий мир с огромным интересом, много замечают интересных вещей, но порой не видят самого главного. Поэтому очень важно, когда родители и воспитатели будут удивляться вместе с ребёнком, побуждать не только видеть, но и слышать, тогда дети получат более полную картину об окружающем нас мире. Задача дошкольного учреждения – научить любить Родину через любовь к окружающему миру. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 depositphotos_10765270-stock-illustration-four-seasons-frame-spring-summer.jpg

Муниципальное образование

«Выборгский район» Ленинградской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гончаровская средняя общеобразовательная школа»

дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ», расположенное по адресу:

Российская Федерация, 188932, Ленинградская область, Выборгский район,

посёлок Перово, проезд Молодежный, дом 16.

                               

«Четыре времени года»

Долгосрочный групповой проект

         

                                                           Выполнили и провели:

воспитатели второй младшей группы

Власова Юлия Александровна, Одинец Тамара Тимофеевна

                                     

2020-2021г.

                ТЕХНОЛОГИЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта

«Четыре времени года»

Подтемы проекта

(подпроекты)

«Осень – рыжая подруга», «Хороша ты, зимушка – зима!», «Весна! Весна! И все ей рады…», «Снова лето к нам пришло»

Тип проекта

Познавательно – творческий - исследовательский

Возраст детей

 3-4 года

Исполнители

Дети второй группы, воспитатели, родители

Продолжительность

Долгосрочный:  01.10.2020 г. – 31.08.2021 г.  

Раздел программы

Программа  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,  ОО» Познавательное развитие»  

Сроки реализации проекта

«Осень – рыжая подруга» - 01.10. 2020 – 30.11.2020

«Хороша ты, зимушка – зима!» - 01.12.2020 – 28.02.2021

«Весна! Весна! И все ей рады…» - 01.03.2021 – 31.05.2021

«Снова лето к нам пришло» - 01.06.2021 – 31.08.2021

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

  • У младших дошкольников недостаточно сформированы представления о временах года;
  • Недостаточно сформированы  представления о труде взрослых в разное время года;
  • Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

С помощью взрослого ребёнок познаёт окружающий мир, устанавливает разнообразные связи: вступает  в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, делится впечатлениями об увиденном и услышанном, принимает участие в разговорах. Дети дошкольного возраста смотрят на окружающий мир с огромным интересом, много замечают интересных вещей, но порой не видят самого главного. Поэтому очень важно, когда родители и воспитатели будут удивляться вместе с ребёнком, побуждать не только видеть, но и слышать, тогда дети получат более полную картину об окружающем нас мире.

Задача дошкольного учреждения – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.  

Только в дошкольном возрасте можно   заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.  

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования даёт хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания.

Большинство современных детей, недостаточно общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. В любом городе, посёлке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить ребёнка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.

ЦЕЛЬ

Формирование начальных представлений о временах года.

ЗАДАЧИ

  1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.
  2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.
  3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка  со взрослыми и сверстниками.
  4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап –организационно - диагностический  

Цель:

  1. Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив;
  2. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей,
  3. Создание единого социо - культурного пространства;
  4. Составление перспективного плана мероприятий;
  5. Подготовка к проведению мероприятий;
  6. Постановка цели и задач;
  7. Определение направлений, объектов и методов исследования;
  8. Предварительная работа с детьми и родителями;
  9. Выбор оборудования и материалов.

II этап –формирующий

Цель: 

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

Непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми,  работа детей и родителей, работа педагогов  и родителей. С детьми  проводили занятия  по проекту, была организована совместная  и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с основами экологического воспитания.

III этап –обобщающий

Цель: 

Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности экологических знаний детей. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта.

ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребёнка, ее самобытность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения.

Позволяет выращивать  в ребёнке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребёнка.

Индивидуального обучения.

Воспитание и обучение с учётом  индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные.

В современном мире в нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.  

Развития творчества.

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.  

Игровая.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проектная.

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

                                                         ФОРМЫ РАБОТЫ

С детьми:

  • беседы;  
  • занятия;  
  • рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;  
  • выставки детских работ по проекту «Четыре времени года»;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту;
  • заучивание стихов, пословиц, поговорок;
  • творческая речевая деятельность;  
  • утренники, развлечения;
  • театрализованная деятельность;  
  • видеопросмотры.

С родителями:

  • наглядная пропаганда;
  • беседы и консультации;
  • дни открытых дверей;
  • конкурсы;
  • выставки.

«Осень – рыжая подруга» - 01.10. 2021 – 30.11.2021

Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие осенний природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности

Срок реализации

Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, чтение

художественной литературы.

Октябрь «Перелётные птицы «Листопад»

Коллективная аппликация: «Перелётные птицы»; аппликация: «Овощи на тарелке»; рисование «Деревья в листве»; лепка «Овощи для засолки»; чтение художественной литературы:

И. Бунин «Листопад»; «Огуречик - огуречик», «Репка»;

беседа: «Птицы улетают на юг»;

д/игра «Что нам осень принесла?», «Отгадай! Овощ или фрукт», разложи овощи по корзиночкам»; игра: «С какого дерева листочек»; сюжетно - ролевые игры с муляжами овощей и фруктов, «Магазин овощей и фруктов», «Лечим куклу Катю», «Одеваем куклу на прогулку»; лото  «Овощи - фрукты», «Грибы - ягоды»; экскурсия по участку; игры с шишками, листьями и др.; наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, осенними цветами, деревьями, листопадом, птицами, насекомыми, одеждой людей, солнцем, небом, дождем, ветром, лужами, почвой; подвижные игры «Листопад», «У медведя во бору».

Экскурсия  родителей с детьми в лес; разучивание стихотворений;

участие в выставке:

«Что такое осень?»

Консультации

« Витамины с грядки», «Чем занять ребёнка дома осенью».

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Выставка детско-родительских работ «Что такое осень?»

Вид деятельности

Срок реализации

Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, чтение

художественной литературы.

Ноябрь

«У природы нет плохой погоды»

Коллективная аппликация: «Ёжик»; аппликация «Грибочек»; рисование «Дождик»; лепка «Веточка рябины»; чтение художественной литературы:

З. Александрова

«Дождик»; пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку»;

беседы: «Как животные готовятся к зиме»; Д/и «Мокрый – сухой», «Сколько листочков? «Сложи картинку», «Большой - маленький», «Найди такой же листик»; « Лото «Осень»;
п/игра «Солнышко и дождик», «Птички и дождик»; наблюдения на прогулке за тучами, дождём с мокрым снегом, дымом из труб.

Сбор гербария»;

мастер – класс «Осенний букет».

Консультация  

« Как одевать ребёнка осенью»; папка – передвижка «Осень».

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие:  Развлечение: «Осенние фантазии».


«Хороша ты, зимушка – зима!» - 01.12.2020 – 28.02.2021

Программное содержание: формирование первичных  представлений о зиме  и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней  природы; развитие познавательной активности, логического  мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности

Срок реализации

Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, познавательно-

исследовательская.

Декабрь

«Вот и зимушка пришла»

Беседы на тему: « Береги нос в большой мороз».

«Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде». Исследовательская деятельность:

проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом (сыпучий, мягкий, липкий).

Рисование: «Падает, падает снег»

П/и «Два Мороза», «Мороз красный нос». Игровая ситуация «Не идётся и не едется, потому что гололедица»; Д/и «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».

«Детско-родительский рисунок на тему

«Кудесница - зима».

Оформление папки – передвижки «Что мы знаем о зиме».

Конкурс "Талисман Нового года",

«Новый год шагает по планете».

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Выставка «Новогодняя игрушка» (в рамках проекта «История новогодней игрушки»), новогодний утренник.


Коммуникативная, двигательная,

познавательно-

исследовательская.

Январь  «Зимние забавы»

Беседа «Зимние забавы».

 Дидактические и настольные игры «Зимние слова», «Кто что делает?»,  

«Расскажи, где спрятался снеговик»,   Сюжетно – ролевые игры: «Собираемся на прогулку».

Эксперимент со снегом и льдом «Забавный снег» (холодный, твёрдый, рыхлый, тает).

«Почему снежинка на ладони тает»;   Подвижные игры «Не заморозь руки», «Снежинки и ветер», «Два мороза», «Остановись возле игрушки»;  «Игры – забавы со снежинками».

Участие родителей в создании фотоальбома на тему: «Зимние забавы»

Оформление папки – передвижки

«Зимние виды спорта»

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Развлечение с родителями: «Снежных дел мастера» -  строительство снежных построек на участке.

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, познавательно-

исследовательская.

Февраль

«Зимующие птицы»

Рассматривание альбома: «Зимующие птицы»;

п/и «Воробышки и кот», «Птички в гнездышке»; чтение: М. Познанская «Снег идет», О.

Высотская «Холодно», О. Высотская
«Покатились санки вниз», Я. Суриков «Зима»;
игра-опыт: «Цветной снег»;

рисование «Ветка рябины для снегирей».

 «Кормушки для пичужки» - изготовление кормушек.

Совместное кормление птиц дома, в кормушке.

Папка-передвижка:

«Как         помочь птицам зимой?»

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Спортивный праздник на улице «Мы сильные, ловкие, смелые» (совместно с родителями).

«Весна! Весна! И все ей рады…» - 01.03.2021 – 31.05.2021

Программное содержание: формирование первичных  представлений о весне  и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней  природы; развитие познавательной активности, логического  мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности

Срок реализации

Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Март

«Весна пришла!»

Наблюдение за состоянием погоды;  за небом, за снегом; за деревьями,  птицами,  за явлениями природы, характерными для наступления весны – сосульки,  ледоход, проталины.  Чтение В.Берестов «Март»; рисование «Вот какие у нас сосульки»;

словесно-речевые игры «Вот пришла весна», «Какие сосульки?»; речевая подвижная игра: «В гости к нам весна пришла».

Беседа родителей с детьми на тему: «Опасный лёд»

Папка-передвижка: «Чем же занять ребёнка на прогулке весной?»

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие,

Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие:  Утренник, посвящённый 8 марта.

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, познавательно-

исследовательская.

Апрель

«Прилёт птиц»

Словесно-речевые игра «Что весной бывает»; пальч. игра «Возвращение птиц»; д/игра «Перелётные птицы», «Подснежник» - рисование;

 «Пушистая веточка» - аппликация; п/игра «Птички, раз! Птички, два! ».

Посадка деревьев на территории детского сада.

Изготовление папки-раскладки «Весна»

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Книжка – малышка  «Перелетные  птицы».

«Снова лето к нам пришло» - 01.06.2021 – 31.08.2021

Программное содержание: формирование первичных  представлений о лете и его признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие летней природы; развитие познавательной активности, логического  мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Пути реализации

Вид деятельности

Срок реализации

Тема

Форма реализации

Взаимодействие педагога с детьми

Взаимодействие родителей с детьми

Взаимодействие педагога с семьёй

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, восприятие

художественной литературы.

Июнь

«Пришло лето красное»

Дидактическая игра «Что бывает летом?»; словесно-речевая игра «Лето к нам пришло»; чтение К.Чуковский «Краденое солнце» ; п/и  «Солнышко и дождик»;

рисование «Одуванчики в траве»; аппликация «Луг-лужок», лепка «Ягодка - малинка»; потешка «Травка муравка»; труд полив цветов.

Экскурсия в летний лес.

Изготовление папки-раскладки «Лето»

Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать летом)».

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Развлечение "Солнышко лучистое, в гости приходи!"

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, восприятие

художественной литературы, познавательно-

исследовательская.

Июль

«Расцвело цветами лето»

Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Муравей и голубка», Григорьева Хозяин», Ушинский «Лето», Э. Шим «Не зевай!»; заучивание: М. Стельмах «Солнышко, свети!»;

труд: полив цветов; С.Р.И.  «Мы на даче», «Отдых на лугу»; раскрашивание  

раскрасок «Цветы»;         опыт «Нужна ли цветам вода».

Уход за огородом и цветником с детьми дома.

Консультация «О летнем отдыхе детей»

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

 Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков: «Лето красное- прекрасное».

Коммуникативная, двигательная,

изобразительная, восприятие

художественной литературы.

Август

«Загадочный мир насекомых»

Беседы с детьми «Что дети знают о насекомых», «Таинственный мир насекомых»; д/игра «Кто летает, а кто ползает», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Пчёлки»; чтение: А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха»;            п/игра «Пчёлки и медведи»; лепка «Бабочка»; аппликация «Божья коровка»; рисование Бабочки в цветах»; наблюдение «Стрекоза, стрекозка».

Рассматривание насекомых.

Консультация: «Если ребёнка ужалила пчела»

Интеграция О.О.:  Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Презентация проекта  «Четыре времени года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Времена года, красоты неживой природы"

Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления пр...

Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"

Конспект занятия по по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе : "Времена года"...

Познавательно-продуктивная деятельность для детей второй младшей группы "Времена года"

Цель: повторить и закрепить знания о временах года.Задачи:- закрепить характерные признаки времен года, их последовательность;- развивать речь детей, логическое мышление, умение отгадывать загадки;- в...

НОД по экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе "Времена года"

Возраст детей : 3 года.Длительность : 15 мин. Образовательная область :   «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникати...

Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"

Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"...

Долгосрочный проект второй младшей группы №2 театрализованная деятельность «Театр в жизни ребенка»

Театрализованная деятельность в младшей группе. Долгосрочный проект....

Долгосрочный проект в младшей группе "Времена года"

Данный проект предназначен для работы с детьми 3 - 4 лет с 1 сентября по 31 мая...