Проект "Времена года"(средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)

Авакян Лариса  Васильевна

Природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу. Ребенок испытывает радость, видя вокруг себя прекрасное – переливающиеся капли росы на зеленой траве, искрящийся иней на деревьях, легкие облака, синее  небо. Звуки и запахи природы тоже воздействуют на органы чувств ребенка.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, правильному и бережному общению с природой, разовьют эстетическое качество, воспитают чувство ответственности перед природой, то ребенок обязательно будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektvremena_goda.itog_.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Природа своим многообразием, яркостью, динамичностью воздействует на чувства ребенка, затрагивает его душу. Ребенок испытывает радость, видя вокруг себя прекрасное – переливающиеся капли росы на зеленой траве, искрящийся иней на деревьях, легкие облака, синее  небо. Звуки и запахи природы тоже воздействуют на органы чувств ребенка.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, правильному и бережному общению с природой, разовьют эстетическое качество, воспитают чувство ответственности перед природой, то ребенок обязательно будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

Паспорт проекта:

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Доминирующая деятельность: игровая, познавательная, творческая.

Участники проекта: воспитатели, родители и дети средней группы.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019-май 2020 гг.)

Итоговое мероприятие :

Структура проекта:

Актуальность темы: Дети мало проявляют познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, не интересуются тем, что ранее увидели, услышали, узнали. В основном с небольшим интересом наблюдают за окружающим, для обобщения результатов наблюдений нуждаются в помощи взрослого. В процессе познания не проявляют чувства удивления, не радуются новому; и лишь под руководством взрослого включаются в выполнение исследовательских заданий.

Родители детей так же мало уделяют внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы. Не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы, не привлекают детей к совместному труду в природе.

Цель: формирование у детей представления  о временах года.

Задачи:

1.Учить замечать  сезонные изменения в природе.

2.Расширять представления о характерных  особенностях каждого времени года.

3.Организовывать наблюдении за объектами природы(деревья, птицы, животные) в разное время года, проявлять заботу о них (кормить птиц).

4.Познакомить детей с тем, как сезонные изменения влияют на жизнь человека(питание, одежда),животных и птиц.

5.Обновить в группе и на участке предметно-пространственной среды, способствующей реализации проекта.

6.Организовать  совместную деятельность воспитателей, узких специалистов, родителей, детей .

7.Развивать творческие способности через различные виды деятельности.

Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.

  • Совместная творческая деятельность.
  • Создание творческих работ детей и родителей.
  • Составление рассказов, загадок, чтение стихотворений.
  • Тематические занятия.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

  • Информирование родителей о проекте «Времени года».
  • Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.
  • Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.
  • Подбор информации через интернет, познавательной информации, картинок, пейзажей о временах года, фрагментов музыкальных произведений.
  • Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года».
  • Сбор информации о временах года для создания картотек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
  • Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества.

Основной:

  • Выявление противоречий (выяснили, что нет необходимых ресурсов для реализации собственных идей детей).
  • Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года».
  • Создание карточек «Приметы», «пословицы и поговорки», «Стихи», «Загадки» по временам года.
  • Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года.
  • Показ видео ролика о временах года.
  • Художественно-творческая деятельность.
  • Знакомство с творческим наследием великих композиторов П.И. Чайковский, А. Вивальди.
  • Оформление книжки – самоделки с рассказами и рисунками родителей совместно с детьми.
  • Подготовка презентации выставки «Моё любимое время года» и книжек – самоделок.
  • Подготовка к драматизации сказок «Рукавичка», «Под грибом».

Заключительный:

  • Оформление выставки «Мое любимое время года» и альбома «Времена года».
  • Презентации книжек - самоделок, выставки.
  • Презентация для детей других групп.
  • Презентация для родителей, сотрудников детского сада.
  • Показ родителями этих сказок перед детьми.
  • В ходе реализации проекта с детьми дошкольного возраста предусматривается организация музыкально-творческой гостиной 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети и родители получат необходимый опыт в изобразительном искусстве и художественной деятельности. У детей самостоятельно проявится бережное и эстетическое отношение к окружающему миру и природе.

Трудности

  • Пассивная позиция и низкая активность родителей.
  • Отсутствие сформированных  навыков у детей.

Месяц

Название мероприятий

Участники

Сентябрь

Беседа «Как природа рисует красками», «Почему осень называют золотой?». рассматривание иллюстраций художников:

И. Шишкина,

И. Левитана,

И. Грабаря,

К. Юона,

К. Коровина,

П. Трубецкого.

Худож.творчество:

Рисование на тему: «Краски осени».

Чтение худ.лит-ры:

В. Бианки «Паучок-пилот»; Э. Успенский «Как растили капусту»; Е. Благинина «Улетают, улетели. », «Осень»;

Э. Машковская «Дело к зиме».

Заучивание наизусть:

А.Майков «Пейзаж»

Дид.игры:

«Времена года», «Когда это бывает»,

Слушание музыки:

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

Музыкальное развлечение «Осень в гости к нам пришла»

Деревья. /

Заготовка природного материала: листья, желуди, семена растений, ракушки и т.д.

Фотовыставка «Наш город Каменск-Уральский осенью».

Взаимодействие с семьей:

привлечь родителей к изготовлению поделок из природного материала, созданию альбома «Осень».

Педагоги, родители, дети

Октябрь

Беседы:

«Куда и почему улетают птицы»;

«Что нам дарит осень? ».

Худож.творчество:

рисование на тему: «Осенний лес» в нетрадиционной технике «фроттаж».

Чтение худ.лит-ры:

Майков «Осень»; А. Блок «Зайчик»;

Г.Скребицкий «Лесной голосок».

Заучивание наизусть

Э.Машковская «Осень».

Дид.игры:

«Сложи картинку», «Такой листик, лети ко мне».

Слушание музыки:

П. Чайковский: «Осенняя песня», «Октябрь».

Музыкальное развлечение «Праздник осени».

Праздник осенних именинников.

Экскурсия в осенний парк.

Педагоги, родители, дети

Ноябрь

Беседа «Мир растений осенью».Беседа

«Что такое гербарий?» (рассматривание гербария).Бе

Худож.творчество:

Аппликация из сухих листьев.

Чтение худ.лит-ры:

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий», «Лесные шорохи», «Пороша»; «Стрижи»; В. Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких зверях).

Дид.игры:

«С какого дерева листок», «Не ошибись», «К дереву беги».

Педагоги, родители, дети

Декабрь

Беседа «Зима».Беседа: «Как помочь птицам зимой?».

Рассматривание репродукций картин по теме «Зима»: К.Юона «Русская зима».

Худож.творчество:

Рисование «Мои волшебные снежинки» (свеча и акварель).

Чтение худ.лит-ры:

Я. Аким «Первый снег»; Е. Трутнева «Первый снег», «Елка»; Э. Успенский «Проказы старухи зимы».

Заучивание наизусть:

И.Демьянова «Воробей».

Дид.игры:

«Времена года».

Слушание музыки:

П.Чайковский «Декабрь – Святки» «Времена года».

Развлечения:

Новогодний утренник.

Взаимодейст-вие с семьей:

Изготовление поделок на тему «Зимушка -зима».Рисование новогодних открыток.

Педагоги, родители, дети

Январь

Беседа: «Зимующие птицы».Беседа  «Звери зимой»

Рассматривание репродукций картин по теме «Зима»:И. Шишкина «Сосна».

Худож.творчество:

Рисование «Я в волшебном лесу» (рисование разными материалами в нетрадиционных техниках).

Чтение худ.лит-ры:

В. Калинина «Про снежный колобок»; В. Чарушин «Что за зверь? »; Л. Чарская «Зима»; Н. Рубцов «Ворона»; «Покормите птиц зимой».

Заучивание наизусть:

русская народная потешка «Как на тоненький ледок».

Дид.игры:

«Узнай по описанию».

Слушание музыки:

В. Шаинский «Снежинки».Пение и слушание песен о зиме.

Педагоги, родители, дети

Февраль

Беседы: «Почему люди зимой не мерзнут? »;«Как животные живут зимой?».

Рассматривание репродукций картин по теме «Зима»:И. Грабаря «Февральская лазурь».

Худож.творчество:

Рисование «Первый снег» (рисование пальцами, оттиск печатками).

Чтение худ.лит-ры:

А. Клыков «Белка», «Как лиса зимует»; В. Покровский «Волк», «Медведь»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным».

Дид.игры:

«Одень Машеньку».

Слушание музыки:

А. Внукова «Если снег идет».

Развлечения:

Развлечение «Масленица», праздник зимних именинников.

Педагоги, родители, дети

Март

Беседы:

«Кто просыпается весной? »;

«Чему учит мама своих малышей? ».

«Приметы весны».

Худож.творчество:

Аппликация:

«Ветка с первыми листочками, «Весенний букет» (использование различных материалов).

Чтение худ.лит-ры:

Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Г. Скребицкий «На лесной полянке»; Н. Сладкое «Весенние радости».

Заучивание наизусть:

С.Маршак «Весенняя песенка».

Дид.игры:

«Времена года».

Слушание музыки:

Прослушивание русской народной песни «Кулик – весна».

Развлечения:

Утренник к 8 Марта.

Взаимодействие с семьей:

Привлечь родителей к оформлению альбома с, детскими работами, фотографиями на тему «Весна».

Педагоги, родители, дети

Апрель

Беседы:

«Что ты видел необычного по дороге в детский сад?»;беседа о цветах с рассматриванием иллюстраций с изображением первоцветов.Беседа «Весна в лесу».Беседа «Перелетные птицы».Беседа «Детеныши животных».

Худож.творчество:

Рисование:«Березы весной», «Одуванчики» (нетрадиционные техники рисования).

Чтение худ.лит:

В. Алферов «Март»; В. Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В. Бианки «Лесная газета»- Л. Аким «Апрель»;

Заучивание наизусть:

М.Клокова «Зима прошла».

Слушание музыки:

Н.Любарский «Дождик».

Развлечения:

Взаимодействие с семьей:

Изготовление информационного стенда для родителей.

Педагоги, родители, дети

Май

Беседа «Весна в городе».Беседа «Огород весной».Рассматривание фотографий, открыток о весне.

Худож.творчество:

Чтение худ.лит-ры:

И. Беляков «Подснежник проснулся»; К. Ушинский «Пчелки на разведке»;Г. Серебрицкий «Счастливый жучок»; В. Степанов «Летающий цветок»;

Е. Серова «Ландыш», «Фиалка»; Е. Чарушин «Воробей».

Заучивание наизусть:

народные припевки о весне.

Слушание музыки:

П.Чайковский

«Времена года»,

В.Моцарт «Весенняя».

Развлечения:

Праздник весенних именинников.

Взаимодейст-вие с семьей:

Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Педагоги, родители, дети

Дидактические игры.

«У кого какой цветок»

Цель: упражнять детей в различении двухкомнатных растений, одинаковых по названию; учить сравнивать растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность; добиваться наиболее точных слов, характеризующих растения.

Материал: изображение комнатных растений или комнатные растения, отличающиеся по нескольким признакам.

«Что лишнее»

Цель: упражнять детей в умение объединять растения по одному признаку.

Материал: комнатные растения.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель называет объект живой природы, а дети изображают движения этого объекта.

«С какого дерева листочек»

Воспитатель показывает  детям листочек с дерева, а дети идут к  тому дереву, с которого листочек.

Викторины.

«Зеленый   друг»

1.Какие хвойные деревья вы знаете?

2.Какие ядовитые грибы вы знаете?

3.Какая ягода заменяет лимон?

4.Плоды каких кустарников богаты витамином С?

5.Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

«Охрана природы»

  • Почему в лесу нельзя шуметь?
  • Почему в лесу случаются пожары?
  • Как нужно правильно собирать грибы?

Развитие речи.

«Комнатные растения»

Задачи: обогащение и активизация словаря; знакомство детей с характерными признаками комнатных растений; развития умения отвечать на вопросы распространенным предложением; обучение последовательному сравнению двух предметов.

Оборудование: картинка с изображением комнатных цветов и их частей.

«Уход за комнатными растениями»

Задачи: формировать у детей представление об уходе за комнатными цветами; обогащение, уточнение и активизация словаря; развитие мышления, внимания; воспитание любви к природе.

Оборудование: картинки с изображением контуров комнатных растений; комнатные цветы, лейка, влажная тряпочка; сюжетная картинка с изображением людей, выполняющих действия по уходу за комнатными растениями; цветные карандаши.

Раздать детям картинки с изображением контуров комнатных растений. Дети должны называть изображенный цветок.

Вопросы:

-Как называются эти цветы?

-Как человек ухаживает за цветами?

-Какие предметы нужны  для ухода за комнатными растениями?

-Что делают лейкой?

-Что делают палочкой?

-Что делают палочкой?

В конце занятия дети раскрашивают картинки с изображением комнатных цветов.

«Как растут комнатные растения»
Задачи: 
формировать у детей представление об уходе комнатными цветами; составление простого предложения с предлогам на; развитие слухового внимания и навыка ведения диалога; воспитании любви к природе.

Оборудование: предметные картинки с изображением комнатного цветка с различными месторасположением в комнате; сюжетная картинка к рассказу «Катина фиалка»

Воспитатель: Дети, вспомните какие у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает?

Ответы детей.

Воспитатель: Помогаете ли вы маме ухаживать за комнатными растениями?

Ответы детей.

Кроссворд.

«Домашние животные»

По горизонтали

По вертикали

2.Хвостом виляет

Хозяев встречает.

1.Живет животное в хлеве,

Оттуда громко слышно «Мууу»

7.Небольшая, но с рогами

Молоко приносит маме.

3.Родственник зайца в клетки живет, с большим аппетитом морковку грызет.

9.Цокает копытом громко, на спине везет ребенка.

4.Разноцветный весь летает,

Все за нами повторяет.

10.Плавает в пруду не зря,

Громко слышится «Кря-кря»

5.Мурлычет пушистый котенок молочка хочет он.

12.Как мышь ,серая с длинным хвостом

Сыр утащила и в норку бегом.

6.На носу какой-то крюк

Важно хвост раскрыл  индюк.

15. Вылупился из яичка

Желтый, маленький, но птичка.

8.Отбилась от отары,

Бредет дорогой старой.

17. Щиплет травку на лугу,

Долго плещется в пруду.

11. Бегает по саду квочка,

Ищет дочку и сыночка.

13.Длинноногая птица

Спешит в песок зарыться.

 14.Дома в клетке живет, еду за щечки кладет.

Все летает: перья, пух

Драться выдумал петух.

Кроссворд «Времена года»

Отгадайте загадки и узнаете время года, которое зашифровано в кроссворде.

1.Пушистая вата,

Плывет куда-то

Чем вата ниже,

Тем дожди ближе.

2.Опустел в деревни сад,

Паутинки вдаль летят

И на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к на пришел?

3.Какой любимый цвет у осени?

4.Самый хмурый месяц года,

Хочется домой,

Скоро сонная природа

Встретится с зимой.

5.Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к нам явился.

1.Пушистая вата,

Плывет куда-то

Чем вата ниже,

Тем дожди ближе.

2.Опустел в деревни сад,

Паутинки вдаль летят

И на южный край земли

Потянулись журавли

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к на пришел?

3.Какой любимый цвет у осени?

4.Самый хмурый месяц года,

Хочется домой,

Скоро сонная природа

Встретится с зимой.

5.Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился

Что за месяц к нам явился.

Кроссворд «Дикие животные»

1.Царь зверей.

2.Хищник из семейства собачьих.

3.Колючие животные.

4.Самый знаменитый землекоп.

Кроссворд: «Цветы»

1.Луковичное декоративное растения с белыми или желтыми цветками.

2.Садовый цветок.

3.Комнатный цветок.

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение.

«Как маленькая Капелька по ручью путешествовала»

Цель:  воспитывать гуманное отношение к природе. Учить детей видеть и чувствовать красоту природы, не загрязнять водоемы.

Вопросы и задания: 

-Какой вкус воды из ручья? Чем она отличается от водопроводной воды?

-Как вы думаете, о чем журчит лесной ручеек?

-Почему братец лесного ручья погиб? Что должны сделать люди, чтобы ручейки никогда не погибали?

Игра: «Лесной ручеек»

Дети играют в игру «Ручеек». Один ребенок играет роль дождевой капельки, остальные встают парами в виде ручейка. Все хором говорят:

Ручеек в лесу журчит,

Всех водой он угостит!

Прибегай к нему скорей,

Угощенья нет вкусней!

Капелька проходит под поднятыми  руками детей и выбирает кого-нибудь из пары. Все снова хором повторяют стихотворение, а оставшиеся без пары ребенок бежит по ручейку.

«Как березовый листочек родился»

Цель: воспитывать в детях желание хранить и беречь природу; формировать экологические знания о природе.

Вопросы и задания:

-Какие деревья вам нравятся больше всего?

-Расскажите, какие деревья растут возле вашего дома.

-Расскажите, какую пользу приносят деревья людям.

-Как вы думаете, может ли человек обойтись без деревьев?

Рисунок «Листочек и его друзья»

Нарисовать веточку с зеленым листочком и его друзей- капельку-росинку и солнечный лучик.

Стихотворение о природе

«Догадайся , кто она»

Цель: воспитывать у детей любовь к природе, не загрязнять водоемы.

Всех грязнуль она умоет,

Всю посуду перемоет,

Все белье перестирает

Никогда не отдыхает.

Удивительно скромна!

Догадайся, кто она?

Вопросы:

-Как вы думаете, о чем это стихотворение?

-Почему вода скромная?

-В каких случаях помогает вода маме , папе и вам?

«Маленький кленок»

Чудо-дерево лесное

Поздоровалось со мною.

Ветки-руки протянуло,

Озорной листвой кивнула.

Загадки о природе

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь. (Ветер)

        

Я туча, и туман,

Я ручей, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу. (Вода)

                              ****************************************

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем.( Воздух)

******************************************************

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает

И бормочет, и поет

Убаюкивает. (Дождь)

Загадки о животных

Встал он прямо у дорожки:

Не идут от страха ножки

И мычит бедняга «Му!»

Изобразительная деятельность.

Рисование с использованием рельефной ткани «Тучка и дождик»

Цель: развивать внимание, память, умение правильно располагать изображение на листе, знакомить детей с техникой печати, воспитывать любовь к природе.

Материал:  белые листы бумаги, клеенка на стол, подставка для печати, широкая кисть для печати и тонкая для рисования, емкость с водою, силуэт тучки из рельефной ткани, синяя гуашь , тряпочки.

Предварительная работа: Наблюдение за тучками, капельками дождя. Чтение стихотворения о дожде. Рассматривание иллюстраций по теме.

Выполнение работы: Промазать силуэт тучки из рельефной ткани гуашью, и приложить прокрашенной стороной на лист бумаги, сверху положить тонкий лист бумаги и прогладить рукой, убрать тонкий лист и силуэт тучки, на листе отпечатывается изображение тучки. Капельки дождя нарисовать штрихами концом кисти.

Рисование методом тычка: «Веселый щенок»

Цель: продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой кистью, совершенствовать умение держать правильно кисточку при рисовании, воспитывать любовь к домашним животным.

Материал: альбомные листы, простой карандаш, цветная гуашь, жесткая кисточка для рисования методом тычка и тонкая мягкая для дорисовывания деталей, клеенка на стол, емкость с водой или можно использовать трафареты с изображением животных.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением животных, составление изображений из частей на плоскости, обведение фигурок по трафарету карандашом. Чтение художественной литературы о животных.

Выполнение работы: Нарисовать карандашом контурное изображение собачки. Раскрасить изображение методом тычка жесткой кистью, густой гуашью. Глаза, нос, рот дорисовать тонкой кистью.

Аппликация

Из кусочков цветной бумаги «Огурец и помидор»

Цель: развивать у детей наблюдательность, умение изображать разные овощи, продолжать учить работать с трафаретом, совершенствовать навык работы с клеем, воспитывать любовь к природе.

Материал: листы белой плотной бумаги, кусочки нарезанной бумаги, простой карандаш, трафарет, клей, кисточка для клея, тряпочка.

Предварительная работа: рассматривание, исследование овощей. Обведение по трафарету.

Выполнение работы: обвести по трафарету контурное изображение овощей. Выбрать кусочки цветной бумаги по цвету и наклеить. Работу продолжить в той же последовательности.

Из мятой бумаги, шариков, жгутиков:

 «Подводный мир»(Коллективная аппликация).

Цель: развивать у детей мелкую моторику рук, упражнять в работе с бумагой разными способами и клеем , воспитывать любовь к природе, ко всему живому в природе.

Материал: листы синего картона, цветная бумага, бумажные салфетки разных цветов, клеенка, клей, кисточка для клея, тряпочка.

Предварительная работа: Рассматривание рыбок и растения в аквариуме. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских животных.

Выполнение работы: Сначала сделать изображение рыбок, из частей (рванная аппликация-на цветной бумаге нарисовать контур рыбки по частям разного цвета: туловище, хвост, плавники; оборвать края по контору изображения), выложить на листе и приклеить. Водоросли: оборвать полоски цветной бумаги зеленого цвета, смять, затем разгладить, намазать клеем и приклеить вертикально снизу листа. Жгутики: прямоугольники бумажных салфеток зеленого цвета сложить по диагонали, скрутить, намазать клеем и приклеить. Камешки: небольшие квадраты бумажных салфеток смять, скатать из них шарики, намазать клеем и приклеить внизу листа.

Учебная деятельность.

Экология.

Конспект ознакомления детей с природой, теме: «Грибы»

Цель: познакомить детей с грибами: маслятами, опятами.

Учить различать съедобные от ядовитых. Познакомить детей со сказкой,  пословицами, загадками о грибах. Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе. Познакомить с правилами поведения при сборе грибов в природе.

Оборудование: картинка с грибами.

Ход занятия.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожке?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает-повезло!

В:Отгадали загадку.

Дети: Гриб.

В наших лесах растет немало всяких грибов. Вот сегодня с вами познакомимся. Грибы очень любят дождик, и когда бывает засуха грибов вырастает мало очень.

Недаром сказано в пословице: «Будет дождик-будет гриб», «Начнется дождик редкий- готовь кузовок  крепкий».

В: В  какое время года бывает больше грибов?

Никита: осенью.

В: правильно осенью, даже есть такая пословица: «Весна красна цветами-а осень грибами».

В: оказывается деревья и грибы дружат с давних времен. Попробуйте определить сами под каким деревом живет подберезовик?

Алеся: под березой.

-А подосиновик?

Соня: под осиной.

-А знаете какие еще грибы можно собирать?

-Посмотрите, это маслята. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями растут в земле. Маслята это сосновые детки. Это значит под какими деревьями они любят расти?

Егор: под соснами.

-Но, почему их называют маслятами?

-потому что , у них шляпка  блестящая и липкая, как будто маслом смазана. Взгляните, на этой картинке к шляпкам маслят прилипли травинки и хвоинки. Очень вкусные грибочки маслята.

-А это опята. Растут они на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька можно насобирать целую корзину.

- Ну, а этот гриб, считается начальником среди всех грибов. Названий у него несколько: белый гриб, боровик.

В: Грибы любят не только люди, но и лесные жители. Кто из лесных жителей не прочь полакомится грибами?

Сережа: птицы.

Андрей: звери.

В: кроме зверей и птиц, есть еще и насекомые большие любитель грибов: слизняки и грибная мушка.  Мушка откладывает свои яички в ножки гриба, яички превращаются в личинок, а те начинают выедать мякоть гриба  и добираются до шляпки. Тогда гриб становится трухлявым и не кому ненужным.

Подвижная игра: «У медведя во бору»

В:         Сбор грибов называют «тихой охотой.» Мы  в лесу не хозяева, а гости.

-Как себя нужно вести в лесу?

Вика: не шуметь.

Рита: не сорить.

-А еще   топтать грибы и срывать их с корнем. На грибную  охоту нужно ходить с ножами. Знаете, зачем? Грибы нужно срезать, а не срывать. Это делается для того чтобы, не вырывать грибницу-корни грибов.

В: Дети, а вы помните, что не каждый гриб можно класть в корзину, потому что бывают ядовитые грибы. В них есть яд, который может вызвать отравление. Грибы можно собирать только те, которые хорошо известны. Опасный гриб – бледная поганка. А вот загадка про еще один ядовитый гриб.

Похож на божью коровку,

Да пятнышке не те.

Дети: мухомор

-Конечно, это мухомор «Мухомор красен для здоровья опасен» Но мухоморы используются как лекарства, от некоторых серьезных заболеваний.

Беседа.

«Золотая осень»

Задачи: обобщить представление детей об осени, как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально положительное отношение к окружающей природе.

Ход занятия.

1.Дидактические игры: «Какая сегодня погода»( найти схематические изображения и выложить на магнитную доску) . «Что нам осень принесла» (отобрать картинки).

2.Рассматривание картинке об осени и беседа по ней.

3. Игра: «Так бывает осенью или нет».

Предварительная работа:

-Наблюдение за состоянием погоды, объектов живой природы.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов об осени.

-Рассматривание пейзажных картин.

-Труд на участке.

Взаимодействие с родителями.

Анкета для родителей.

«Экологическое воспитание детей»

ФИО родителя.

Возрастная группа.

1.Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает?

2.Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей?

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?

4.Как Вы сами относитесь к природе, любите ли Вы животных, птиц?

5.Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию? В чем это проявляется?

Беседа с ребенком о природе; оборудовали уголок природы в семье; приобрели животных; выбираетесь чаще на природу; сажаете деревья, охраняете природу.(нужное подчеркнуть)

6.Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это делать?

Ваши предложения и пожелания.

Список используемой литературы

1.Байшарова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»

2.Горбатенко О.Ф. Система экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, разработка занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2008

3.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий-М.: Мозаика-синтез, 2009

4.Лопатина А, Скребцова М. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.

5.Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. –М.: Мозаика-синтез, 2010

6.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционными способами изобразительной деятельности: Техника выполнения работ, планирование, упражнение для физкультминуток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Времена года" средняя группа

Большую часть своей жизни я посвятила работе с дошкольниками,  и за это время у меня накопился достаточно большой опыт, которымя решила поделиться  с дргими педагогами. Мои разработки в...

"Литературно - музыкальная гостиная «Времена года» "Средняя группа

Литературно - музыкальная гостиная               "Времена года"               Средняя группа...

Памятка "К концу года средней группы"

Что к  концу года средней группы должны знать  и уметь дети....

Отчёт летней оздоровительной кампании лето 2015 года средней группы

Лето — удивительное время года, когда дети могут вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период много времени дети проводят на свежем воздухе. Поэтому очень важно организовать жизнь дошкольник...

Сценарий нового года средняя группа

Содежание сценария к утреннику Новый год в средней группе....

Программное содержание праздника: "С Новым годом. Средняя группа

                         Программное содержание праздника С Новым  годом....