Конспект ОД в подготовительной группе "Наш дом - Южный Урал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сагитова Ольга Владимировна

Уточнить и расширить знания детей о родной стране, уметь находить её на карте. Закрепить знания детей о природных условиях Южного Урала, о национальностях, проживающих на Урале. Познакомить с историей возникновения Города Челябинска. Формировать уважительное отношение к государственным символам-гербам, закрепить названия крупных городов и рек, воспитывать любовь в Родине и Родному Краю. Гражданско-патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_dom-yuzhnyy_ural.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе

«Наш дом – Южный Урал»

Провела воспитатель Сагитова О. В.

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о родной стране, уметь находить её на карте. Закрепить знания детей о природных условиях Южного Урала, о национальностях, проживающих на Урале. Познакомить с историей возникновения Города Челябинска. Формировать уважительное отношение к государственным символам-гербам, закрепить названия крупных городов и рек, воспитывать любовь в Родине и Родному Краю. Гражданско-патриотические чувства.

Словарная работа: Башкиры, татары, украинцы, , Карского моря, Каспийского моря, Уральский хребет.

Оборудование и материалы: Мальберт-2 шт, карта России, карта Челябинской области, иллюстрации с изображением людей в различных национальных костюмах, фотографии старого и современного города Челябинска, изображения гербов Челябинска и Челябинской области.

Ход занятия.

Воспитатель приглашает подойти детей к  карте России:

На карте мира не найдешь

Тот дом в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы на ней всегда найдём

Свою страну – наш общий дом!

Восп: Ребята, а как называется страна в которой мы живём? (ответы детей)

Да, действительно, Россия! Посмотрите на карту, Какая она огромная: здесь есть моря  и реки (дети показывают моря и реки на карте России). А какой самый главный город нашей страны-столицы России (Ответы детей) правильно- Москва. Покажите ее на карте (Дети показывают) В нашей стране есть замечательный край, где мы с вами живём. Как он называется (ответы детей).

Восп: Верно, Южный Урал.

На Урале самоцветы

Самоцветен весь Урал

Я хочу, чтобы об этом

Ты немного тоже знал.

Восп: У нас на Урале проживают люди разной национальности. Давайте вспомним их.

Дети: Русские, башкиры, татары, украинцы, казахи, армяне. Молодцы.

Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации и фотографии с изображением народностей в национальных костюмах.

А ещё Урал называют каменной страной. Почему? (ответы детей)

Восп: Верно, на Урале много гор.

Люди относятся к Уралу уважительно.

Дети: Называют его «Седой Урал», «Урал – батюшка».

Восп: А само слово «Урал» в переводе с башкирского, означает «Пояс». Урал – это значит пояс. Поэтому Уральские горы называют каменным поясом.

Послушайте легенду:

Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в нём свои богатства. Пояс был огромным.

Однажды великан уронил его, и пояс лёг через всю землю, от холодного Карского моря на севере, до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.(Находим  и  рассматриваем на карте России Уральские горы)

Восп: Кто сможет показать на карте, где находиться Южный Урал? (дети показывают). А как называется область, в которой мы живём? (ответы детей). Верно, Челябинская(Находим область на карте России, рассматриваем карту Челябинской области)

 В стародавние времена земли, на котором стоит Челябинск, принадлежали славному и гордому народу –башкирам. Четыреста лет назад на эту земли нападали, грабили чужие народы. Отправили башкиры послов к царю русскому и попросили принять башкирскую землю в Россию. Царь прислал войско, помог врагов одолеть. А потом  велел построить крепость вокруг, так появилась крепость –Челябинская. Крепость сначала была маленькая, а потом вокруг крепости стал расти поселок, который превратился в большой город- Челябинск. В Челябинске все дороги пересекались. По дорогам через Челябинск купцы товары везли из дальних стран – из Китая, Монголии, Средней Азии и Индии. В Челябинске товары встречали и дальше по всей России отправляли. Вот каким город Челябинск оказался: он и земли российской защитник, и торговле главный помощник. Поэтому быстро вырос Челябинск в большой город и стал главным городом окрестных земель. Давайте рассмотрим фотографии старого города Челябинска(рассматриваем план крепости, сравниваем фотографии старого и нового города)

Ребята, посмотрите на фотографию площади старого Челябинска, где народ не только торгует, но и развлекается на аттракционах. Давайте и мы с вами немного поиграем в любимую игру детворы «Жмурки в платочке»

Игра «Жмурки в платочке»

Описание. Согласно жеребьевке, намечается водящий, который завязывает глаза платком. Пока водящий завязывает глаза, остальные участники чертят вокруг себя небольшие круги (в разном направлении от водящего , желательно по кругу, можно использовать обручи небольшого диаметра.). Расстояние между кругами произвольное.

Водящий с завязанными глазами по сигналу идет к стоящим в кругах, а они в это время меняются местами, переходя из круга в круг. Как только водящий подойдет к ним, все застывают на месте: никто не должен выходить из круга, передвигаться в нем, меняться местами. Водящий ищет, вытянув руки перед собой. Чтобы не попасться под руки, стоящие в кругах могут наклоняться, приседать. Найдя кого-нибудь, водящий должен назвать  имя. Тот, чье имя отгадано, меняется ролью с водящим, завязывает себе глаза. Игра продолжается. Если имя не отгадано, то участники игры, не говоря ни слова, начинают хлопать в ладоши и перебегать из круга в круг. Водящий продолжает искать.

Восп.: Раз Челябинск стал городом ,да таким важным. Надо ему иметь свой герб. Герб Челябинска старинный. Пожаловала его городу ЕкатеринаII более двухсот лет назад.(Показываю портрет Екатерины II).

Герб замечательный- он обо всем  самом главном в Челябинске рассказывает, о том, с чего город начался. Поле герба серебряное. В серебре на зеленой земле крепостная стена высится. Это напоминание о том, что Челябинск с крепости начался. А перед стеной золотой верблюд стоит, тюками с товарами нагруженный. Неужели у нас верблюды живут? (ответы детей). Конечно же нет. В давние времена, когда ещё не было ни машин, ни самолётов, все товары везли на лошадях и верблюдах. И дорога эта проходила через Челябинск. С тех пор на гербе Челябинска гордо шагает верблюд. Вот такой он – герб нашего города.

Главный город наших краев- Челябинск, а все земли, что вокруг Челябинска лежат и Челябинску подчиняются, называются Челябинской областью. Есть герб у города Челябинска, есть герб и у Челябинской области. С давних времен ведется обычай: герб области должен быть на герб того города похож, который в области главный. И гербы Челябинска и Челябинской области похожи. Но похожи не во всем: есть у них и отличия, чтобы всегда ясно было, где герб города Челябинска, а где- Челябинской области. Давайте сравним два герба (вместе с детьми сравниваем оба герба, находим сходство и отличия)

Восп.: Ребята, давайте повторим в какой области мы живем (ответы детей). Покажите на карте главный город нашей области (дети показывают). А какие города Челябинской области вы знаете (ответы детей, находим названные города на карте Челябинской области)

Восп.: В заключении я хочу прочитать вам стихотворение

 

А. Горская

Город на Южном Урале,

Город на речке Миасс.

Самый красивый едва ли-

Самый любимый для нас.

Город мой тоже- столица

Родины малой моей.

В нем наши песни живут,

В нем наши внуки растут

Живи, Челябинск, добрый город,

И не стыдись своих седин.

Красив ты и душою молод,

Урала и России сын.

Восп:. Ребята , что нового вы сегодня у знали? (слушаю ответы детей) .Мы сегодня с вами узнали легенду о каменном Урале, познакомились с историй возникновения города Челябинска, рассмотрели гербы Челябинска и Челябинской области. Мне понравилось, как вы помогали мне рассказывать о нашем родном крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Бабочки Южного Урала"

Комплексное занятие с детьми подготовительной группы, включающее в себя 2 части: - проверка усвоенных детьми знаний;                        ...

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Конспект НОД в старшей группе. «Деревья Южного Урала»

Конспект НОД в старшей группе.  «Деревья Южного Урала»...

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!» Подготовительная к школе группа

Конспект развлечения «Культура нашего края» (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом – Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.)Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!»Подготовительная к школе...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию «Украшаем тюбетейку» (аппликация) (в рамках реализации парциальной программы «Наш дом - Южный Урал» п/р Бабуновой Е.С.) Подготовительная группа Приложение к проекту «Мы живем на Южном Урале!"

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию«Украшаем тюбетейку» (аппликация) Подготовительная к школе группа (в рамках реализации парциальной программы «Наш...

Конспект ФЕМП по теме «Город мастеров Южного Урала» « Фарфоровый сервиз»

Непосредственно-образовательная деятельность для детей разновозрастной группы 3-5лет.Конспект ФЕМП по теме «Город мастеров Южного Урала»« Фарфоровый сервиз» Приготовила воспита...