Доклад к педсовету "Игровые технологии и нетрадиционные формы работы в экологическом воспитании дошкольников".
учебно-методический материал по окружающему миру

Артемьева Людмила Викторовна
Особый интерес у творческих педагогов заключается в активном использовании
нетрадиционных форм обучения, которые
наиболее эффективно могут способствовать
достижению значимых результатов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад к презентации61 КБ

Предварительный просмотр:

1.  Игровые технологии и нетрадиционные формы работы  в  экологическом воспитании дошкольников.

Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения.

Общение с природой в дошкольном детстве помогает выработать и воспитать в сознании детей правильный взгляд на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающим природным миром. В настоящее время в дошкольной педагогике экологическое воспитание дошкольников предлагает широкое использование  традиционных форм работы с детьми, которые адаптированы на дошкольный возраст и согласуются с общей концепцией дошкольного воспитания. Но кроме традиционных форм работы в экологическом воспитании дошкольников активно внедряются  и нетрадиционные формы работы с детьми. Более подробно мы познакомимся с ними позже.

2.  Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизниНачалом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами  экологически грамотны: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают научиться ребёнку гармонично сосуществовать в нём.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Сейчас буквально, очень кратко остановимся на каждой образов. Области.  области «Социально-коммуникативное развитие» все мы знаем, направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 «Познавательное развитие» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях ,о планете Земля как общем доме людей, об особенностях  природы.

 «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

 «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

 «Физическое развитие» направлено на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.

4. Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания такими как  (беседы, наблюдения, чтение литературы, рассматривание, непосредственно образовательная деятельность, практическая деятельность) в ДОУ применяются и Нетрадиционные формы экологического воспитания дошкольников.

Нетрадиционные формы  в экологическом воспитании  позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности. В настоящее время в ДО активно используются такие игровые технологии как: экологические игры, кейс-технология, игровые обучающие ситуации, метод экологической идентификации, моделирование, мнемотехника. И т.д. Чуть подробней остановимся на каждой из них. Итак, 

5. 6. Экологические игры могут быть как сюжетно-ролевыми, так и подвижными, игры- ребусы, игры- опыты и т.д ,использование таких игр дают новые впечатления о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес , развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

7. Метод « Кейс – технология»- это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс -технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»

В качестве примера использования данной технологии  остановимся на деловой игре «Береги природу». На столе или доске расположены картинки - растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Я убираю одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Давайте попробуем  с вами установить причинно-следственные связи на таком примере  

8. СЛАЙД С КАРТИНКАМИ

 Например: убираем – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

9. Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
  Такую  форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать
игровой обучающей ситуацией (ИОС).
 
ИОС - это полноценная, специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
  • в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты

10. «Метод экологической идентификации» - может также использоваться как игровая технология, которая заключается в  отождествлении себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему уважительно. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей… », «Я – сломанное дерево… », «Я - птенчик, выпавший из гнезда … », « Я- засохшее комнатное растение.

11. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Модель – система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, акцентирует внимание на главном. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность.

12. Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

Заниматься мнемотехникой лучше с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян и т. д. Обучение строится от простого к сложному. 

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ.

Экологическое воспитание в ДОУ предусматривает использование нетрадиционных форм, о чем было упомянуто ранее. Таких как: экологическая тропа, создание метеостанций, мини- лабораторий, мини-музеев,   кратко остановимся на каждой из них. Итак, экологическая тропа.

13. Создание экологических тропинок на территории детского сада является средством обучения и экологического воспитания дошкольников, учитывающего региональный компонент, Работа дошкольников на экологической тропе организована по следующим направлениям: поисковое, инвентаризационное, учебно-исследовательское, практическое природоохранное, просветительско-пропагандистское.

14. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их  можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы при пользовании простыми приборами, помогающими определять погоду, развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения. Для элементарного прогнозирования погоды можно сделать, например, на участке метеостанцию. Работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определённой последовательности, закреплять знания детей о явлениях природы.

15. Лаборатория – это место, предназначенное для проведения исследовательской работы, специально для этого приспособленное и оснащённое. Мини-лаборатория создаётся для развития у детей познавательного интереса, эстетического, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, интеллекта, повышения интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения. В лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями.

В лаборатории желательно иметь:

Столики и стульчики

Полочки для оборудования

Мини-теплица или мини-огород

Аквариум

Макеты

Книги, энциклопедии

Схемы и таблицы

Наглядные пособия для проведения опытов.

Оборудование лаборатории:

1. Приборы – помощники: микроскопы, лупы, компасы,

термометры, часы, безмены, магниты.

2.Прозрачные ёмкости разной конфигурации и объёма,

стаканчики, пластиковые бутылочки.

3. Флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные

шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей.

4. Небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки,

ложечки

5.Бумажные и тканевые фильтры, губки, воронки, тарелки,

миски,

6. Магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки.

7. Центр воды и песка

8. «Ящик ощущений» и др.

Материалы:

1.Камни, морская и речная галька

2. Разнообразные морские и речные раковины.

3. Образцы песка, глины, почвы.

4. Цветные прозрачные кусочки пластика;

5. Семена разных растений;

6. Кусочки коры разных деревьев;

7. Деревянные дощечки, бруски, кубики;

8. Магниты разного размера;

9. Разные виды картона и бумаги;

10. Разные виды тканей, различающиеся цветом,

текстурой, толщиной, степенью промокаемости, вата, марля, губки, мочалки.

Таким образом, процесс формирования экологической культуры

у детей старшего дошкольного возраста в условиях экологической

лаборатории будет осуществляться успешно при соблюдении

следующих условий:

– продуманного подбора объектов природы и правильного их

размещения с учетом биологических особенностей и

потребностей;

– учета педагогических и гигиенических требований при подборе

объектов; – осуществления непосредственного контакта детей с

объектами природы;

– учета эстетической стороны при размещении растений и

животных; – грамотного проектирования педагогом эколого-

развивающей среды в условиях экологической лаборатории.

16. Назначение создаваемых мини-музеев эко-краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение,  воздействовать на их эмоциональную сферу. Определённым образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы

17. Таким образом, нетрадиционные формы по экологии расширяют поле деятельности творческого, ищущего педагога, предполагают проведение экологических акций, экологических праздников и фестивалей, походов совместно с семьей, трудовых десантов, выставок с использованием природного материала с обязательным включением музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию всех видов деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

Родительское собрание в подготовительной группе в нетрадиционной форме «Эстетическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Родительское собрание в подготовительной группе  в нетрадиционной форме «Эстетическое  воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»...

Родительское собрание в нетрадиционной форме "Эстетическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

laquo;Эстетическое  воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»...

Экологический театр-нетрадиционная форма экологического воспитания дошкольников.

Экологический театр-нетрадиционная форма экологического воспитания дошкольников....