Мастер-класс "Сказочные всезнайки"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа)

Кириллова Наталья Сергеевна

Мастер-класс "Сказочные всезнайки"  для детей дошкольного возраста 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст 26.63 КБ
PDF icon Презентация928.12 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Приёмы мнемотехники посредством игрового театрализованного пособия «Сказочные всезнайки».

Подготовили воспитатели: Колдина Т.Г.    

                                                     Кириллова Н.С.

 Актуальность. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Для успешного усвоения программы в школе у детей должны быть сформированы умения связанно высказывать свои мысли, составлять небольшие рассказы. У некоторых, например у детей с ОВЗ, существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, отмечаются нарушения формирования высших психических функций), что мешает эффективной коррекции речи.

При развитии связной речи детей вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника - система методов и приемов, обеспечивающее эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации.

Облегчить процесс развития связной речи детей помогают следующие факторы:

- наглядность. Она помогает детям называть предметы и явления, самостоятельно определять их главные свойства и признаки, производимые с ними действия;

- создание плана представления, высказывания, то есть последовательное размещение в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания (например, последовательное изложение выявленных признаков – составление описательного рассказа);

- игра. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Реализовать сочетание всех этих факторов, нам поможет созданное нами игровое пособие «Сказочные всезнайки».

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники посредством игрового театрализованного пособия «Сказочные всезнайки».

Задачи:

- дать понятие о формировании связной речи дошкольников путем перекодирования информации абстрактных символов в образы, развитие способностей к моделированию путем использования театрализованного пособия «Сказочные всезнайки»;

- отработать умение применять пиктограмму с детьми посредством игрового театрализованного пособия «Сказочные всезнайки»;

- повысить эффективность образовательного процесса, путём использования игровых пособий;

- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Хочу предложить вам вариант использования игрового метода в работе с мнемосхемами, который поможет развить у детей умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

Мнемотаблица – это своеобразный зрительный план воспроизводимой, в дальнейшем, информации.

 Использование символов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации, формирует приёмы работы с памятью. При этом включаются зрительные анализаторы. Дети преобразуют символы, легко вспоминают картинку, а потом припоминают и соответствующую информацию.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. В основе мнемотехники лежит символическая аналогия – это обобщенный, абстрактный, словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни. Речь человека записывается буквами – символами звуков; количество – цифрами, символами числа и т.д. В работе с дошкольниками чаще всего используется графическая аналогия. Это обозначение каким-либо символом реального образа или несколько образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное.

Для этого нами была разработана картотека мнемосимволов, которые можно использовать в работе с детьми для знакомства с основными видами символов, развития умения их преобразовывать. Особый педагогический эффект как предполагается должно оказать игровое пособие «Сказочные всезнайки». Знакомьтесь с командой Всезнаек: мудрый дед, остроумная бабушка, ученый кот, хитроумная лиса, рассудительный медведь, премудрая сова.

Мудрый Дед:

Я седой, но мудрый дед,

И учу уж много лет

Я детей, таких как вы,

Что такое символы!

Как их можно разгадать,

На бумаге написать.

Как запомнить их, друзья,

Расскажу сейчас вам я!

Остроумная Бабушка:

Вам бабуля мудрая откроет свой секрет,

Запомните, друзья мои, пусть символы просты,

Но вспомнить очень многое помогут вам они.

Треугольник – платьице,

Кружочек – голова,

Этот символ – девочка

Запомните, друзья.

У мальчика плечи широкие,

Тут треугольник другой!

И голова - кружочек,

Запомните символ простой!

Для индивидуальной работы с детьми по развитию умения преобразовывать символы в образы мы разработали и оформили дидактическую игру «Умные картинки». Ребенку предлагается к определенной картинке, на которой изображен графический символ, подобрать соответствующий образ.

Все мы знаем, что при развитии речи детей отдельное внимание уделяется правильному произношению звуков. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что если ребенок способен грамотно мыслить, то ему необходимо уметь правильно выражать свои мысли.

Благодаря данному игровому пособию использование мнемотехники для развития связной речи детей и правильного произношения звуков становится не только эффективным, но и интересным, способным создать у детей благоприятное эмоциональное настроение.

Предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов работы с детьми с данным пособием.

Прошу Вас принять участие во фрагменте занятия  обучения детей с использованием мнемотехники в составлении рассказа  и пересказе на примере  лексической темы недели "Посуда".

Воспитатель: Доброе утро, дети. К нам сегодня в гости зашел мой друг  Ученый Кот. Он сильно простудился и потерял голос, но очень хочет нам, что-то сказать. Посмотрите, что он с собой принес (открыть папку).

Воспитатель, обращаясь к Коту:  Котик, покажи ребятам схему, и мы попробуем её прочитать.

Пиктограмма состоит из пяти клеток.

1- нарисована кухонная плита;

2- чистая клетка;

3- кастрюля;

4-  поварёшка;

5- тарелка с супом.

Воспитатель: Ребята, я поняла, о чем нам хотел рассказать Ученый Кот.

Эта схема – план действий, по которому мы должны сварить суп. Предложить детям составить рассказ по схеме. «Это  кухонная плита. На ней стоит большая кастрюля, в ней мы варим суп. Разольем его поварёшкой в тарелки. Мы сварили вкусный суп».

Воспитатель задает детям вопросы:

- Что происходит в кастрюле? (В кастрюле варится суп)

- Чем разливаем  суп в тарелки? (Разливаем суп в тарелки поварешкой)

- Какой получился суп? (Суп получился вкусный)

Предложить детям пересказать рассказ, опираясь на пиктограмму. Дав возможность высказаться, воспитатель обращает внимание на пустую клетку.

Воспитатель: Ребята, Ученый Кот чувствует себя намного лучше и хочет что-то нам сказать.

Уч. Кот: Мои умные ребята, вы обратили внимание на пустую клетку? Что же там должно быть? (Выслушать варианты, помочь найти правильный).

Дети  называют варианты из чего можно сварить суп. Воспитатель рисует в клетке выбранный детьми продукт.

Следующие игры, которые я вам хочу предложить, направлены на автоматизацию звуков.

 Игра «Одинаковый слог».

Воспитатель представляет детям Хитроумную Лисичку.

Лисичка:

Как сказать нам букву Р?

Каждый сможет, например,

Картинки правильно назвать,

И четко сложный звук сказать.

Ребенок произносит название картинок в каждом ряду слева направо. Сказочный герой обращает внимание на повторяющийся слог в каждом ряду:

        РА: Рак, рама, нора, баран.

        РЫ: Рысь, рыба, комары, шары.

        РО: Рот, рог, корова, носорог.

        РУ: Руки, руль, ручка, кенгуру.

Затем Хитроумная Лиса ребенку дает задание назвать картинки, в которых есть слог «РА» (первый ряд), т.д. Предлагает вспомнить картинки (не подглядывая), в названии которых есть слог «РЫ», вспомнить картинки, которые отвечают на вопрос «КТО?», «ЧТО?».

Игра «Ходят парами слова…».

Воспитатель представляет детям Рассудительного Медведя. Медведь:

«Ходят парами слова…

Кто здесь угадает?

И как тут подобрать слова,

Что пару составляют.

А ты, дружочек, не ленись!

Подумай, лучше приглядись,

И сопоставь предметы,

Тогда найдешь ответы!»

Картинки в пособии располагаются в два ряда. Верхний ряд – строитель, страус,  корабль, мороженое, жираф, ручка; нижний ряд – подъемный кран, Дед Мороз, кирпич, сорока, матрос, тетрадь. Ребенку предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего ряда подходящую картинку из нижнего ряда и объяснить свое решение. Получив обоснованный ответ от ребенка, после повторного проговаривания пар слов, нижний ряд закрывается. Ребенку предлагается вспомнить по оставшимся картинкам их пары.

 Игра «Зашифрованные слова».

Воспитатель представляет детям Премудрую Сову. Сова:

«Я Сова премудрая,

Придумала задание!

Запомнить нужно действие,

Соотнести с названием!»

Ребенку дается задание запомнить слова- действия. Чтобы запомнить,  каждое слово шифруется с помощью рисунка-символа. Например: просыпаться – рисунок кровати, расчесываться – расческа, раскрашивать – карандаш, прыгать – парашют, кирпич - строить, рубить – топор, говорить – рот, слеза - плакать. Слова должны воспроизводиться ребенком в том виде, в каком его предлагали – в виде глаголов.

Вывод:

 Благодаря разработанному нами игровому пособию «Сказочные всезнайки», дети под руководством взрослых, анализируя новый материал, учатся обозначать его графически, самостоятельно думать, составлять последовательный план действий; легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют и воспроизводят её.

Игровая форма проведения занятий с дошкольниками по ознакомлению с символами, применяемыми в работе с мнемосхемами, и по развитию связной речи детей средствами мнемотехники формирует у них положительный настрой и высокую заинтересованность.

Умственная и речевая нагрузка при  выполнении каждого упражнения позволяет добиться значительного обучающего эффекта, повышает уровень познавательной активности детей, ответственности, способствует формированию чувства удовлетворенности результатами своего труда.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Всезнайка"

Кружок по развитию логического мышления...

Игра-занятие по математике " Всезнайки"

Занятие для 2 младшей группы по математике...

Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки.

Программное содержание:познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не ...

Математическая игра Брейн – ринг «Умники и Всезнайки»

Открытое занятие по математике в подготовительной группе...

Занятие по экологии "Всезнайки спешат на помощь"

Вашему вниманию предлагаю занятие по зкологии со схемами-моделями в подготовительной к школе группе....

"Путешествие в страну Всезнайка"

План – конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе по программе Л.А Венгера "Развитие" с применением ИКТ...

Создание семейного клуба "Всезнайка"

Организационный аспект создания семейного клуба с объединением всех специалистов, работающих в детском саду: педагог - психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, учитель - логопед,...