«Путешествие в прошлое бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 Новикова Ирина Николаевна

познакомить детей с происхождением бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Пуштулимская СОШ

Конспект занятия-экспериментирования

«Путешествие в прошлое бумаги»

Цель: познакомить детей с происхождением бумаги

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с историей бумаги, с современными

видами бумаги, развивать умение ориентироваться в прошлом бумаги,

воспитывать бережное отношение к бумаге,

Развивающие: учить детей рассматривать предметы, называть материал,

опытным путем определять его качества, свойства, развивать мышление,

память, познавательные интересы, закрепить навыки конструирования из

бумаги (вертушка): делать надрезы, соединять в центре, приклеивать к

основанию палочки.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бумаге.

Словарь: камень, глина, береста, ткань, твердый, тяжелый, хрупкая,

шершавая.

Оборудование и материалы: камень, глиняная дощечка, ткань, береста,

лист бумаги низкого качества, образцы современных видов бумаг,

мультимедийный проектор, экран, компьютер, фломастеры на каждого

ребенка.

Ход НОД:

В. Ребята, сегодня мы совершим путешествие   в музей, чтобы заглянуть в прошлое бумаги. Вашим экскурсоводом буду я. Когда мы хотим что-то написать или нарисовать, мы берем лист бумаги. Сегодня нам даже трудно представить, что ее не было совсем. Хотите узнать, на чем писали люди, когда ещё не было бумаги?

Воспитатель:давайте посмотрим на первый экспонат, что это?

Воспитатель: подумайте и скажите, какое отношение к бумаге имеет камень? (ответы

детей).

Воспитатель: давным-давно люди жили в пещерах, кроме камней в их жилищах ничего не было. Однажды первобытный человек сидел в пещере и ежился от холода.

Надо было бы развести огонь, но он забыл набрать сучьев для костра. Эта

забывчивость! Сколько она приносила хлопот. Поэтому человек придумал

делать знаки и высекал их на камнях, на стенах пещеры (показ слайдов).

Хорошо придумано? Но скажите, удобен ли камень для письма? (ответы

детей).

Правильно, ребята. Камень – неудобный материал для письма, так как он

твердый, жесткий и тяжелый. Сколько надо было потратить силы и времени

чтобы высечь один знак (предложить высечь что-нибудь на камне).

Люди стали искать более удобный материал для письма. И сейчас посмотрим

на другой экспонат.

Это глиняная дощечка. Для того, чтобы сделать такую дощечку, глину долго

месили и когда дощечка была готова, по сырой глине писали острой

палочкой. (Предложить детям порисовать на глиняной дощечке). Ребята,

сравните камень и глину (ответы детей).

Правильно, глина легче камня, на ней удобнее писать, но она хрупкая, из нее

нельзя сделать книгу или тетрадь.

А сейчас пойдем и посмотрим на бересту (показ слайдов). Наши предки,

которые жили в Древней Руси, писали острой палочкой на бересте. Береста---

это наружная часть березовой коры. Писать на ней удобно, но для книг она

не годилась. Давайте попробуем сложить бересту и сделать из нее обложку

книги (дети выполняют задание и приходят к выводу, что береста ломается, а

значит она хрупкая) .

А сейчас посмотрим еще на один экспонат.

Что это? (ткань). Для чего она нужна? (ответы детей). А еще на ней можно

писать.

Давайте мы с вами попробуем сложить ткань пополам и нарисовать на ней

что-нибудь.

Удобно было рисовать? А почему? Правильно, ткань растягивается, рисунок

расплывается и отпечатывается на другой стороне.

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием

папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров.

Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. На таких полосках

писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент.

Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец.

На чем же тогда писать? (показ слайдов о появлении бумаги).

В древние времена из далекой восточной страны Китая, купцы привезли

чудесные тонкие листы, на которых было удобно писать. Это была бумага.

Именно в Китае впервые научились делать бумагу. Какая по качеству была

первая бумага? (желтая, шероховатая).

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай

Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы

держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени,

пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по

китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках

из деревьев. (Показ картинки).

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря.

Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

Правильно, ребята. И тогда человек стал думать, как проще изготовить

бумагу, как улучшить ее качество. Со временем появились новые сорта

бумаги, несложной в изготовлении и удобной в использовании (показ

образцов современных видов бумаги).

Воспитатель: какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас

дома?

Дети перечисляют бумажные предметы.

Воспитатель:  может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

(Различные варианты ответов детей).

Физкультминутка.

Воспитатель: поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы

хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова:

книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

Воспитатель:читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы,

сделанные из бумаги по тексту.

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами.

А что? Догадывайтесь сами!

Дети: Бумага.

Воспитатель : Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в

огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую

бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

Воспитатель : какие свойства бумаги вы знаете?

Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

Воспитатель :нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к

ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети. Бумага скрутилась.

Воспитатель : бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

  У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную

бумагу).  Вы встречались с ней раньше? Как вы думаете, для чего она нужна?

 Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

Воспитатель :. обследуем копировальную бумагу. Какие стороны у бумаги?

(Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги

“жирная”, с краской, а другая “матовая”).

Воспитатель : я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Воспитатель : для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу

копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить

копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод –

копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом

положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу.

Рассматривают работу.

Воспитатель :Сколько рисунков у вас получилось?  Как вам удалось это сделать? Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

Дети отвечают.

Воспитатель : нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

Воспитатель : молодцы! А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Разложи по порядку». Я раздам вам картинки, а вы разложите их по порядку: что было раньше, что изобрели потом и т. д.

Воспитатель :молодцы, вы правильно выполнили задание. Вот и заканчивается наше посещение музея прошлого бумаги, и нам пора

возвращаться в группу.

-скажите мне, где мы с вами были?

-что нового вы узнали, пока были в музее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Путешествие в прошлое бумаги"

Программное содержание. Познакомить детей с историей бумаги, с современными видами бумаги. Обогащать словарный запас детей.  Развивать художественное творчество, учить детей лепить из глины испол...

«Путешествие в прошлое бумаги»

Данная презентация используется в совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы в рамках образовательной области «Познание». Форма работы – рассказ воспитателя. Пр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: "Путешествие в прошлое бумаги"...

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в прошлое бумаги».Программное содержание. Познакомить детей с историей возникновения бумаги, с современными видами бумаги. Помочь выявит...

. «Путешествие в прошлое бумаги»

Цель:  формировать целостную картину мира,  расширять    представления детей об окружающих предметах,  развивать познавательный интерес, воспитывать в детях бережное отно...

НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы. Тема: «Путешествие в прошлое бумаги»

Интеграция ОО: «Познавательное развитие»? «Социально-коммуникативное развитие».Форма организации: коммуникативная, познавательно-исследовательская.Задачи:Познакомить детей с историей бумаги, с совреме...