Открытый показ НОД по экологическому развитию «Наши умные помощники- органы чувств»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Вдовенко Валентина Викторовна

Открытый показ НОД по экологическому развитию «Наши умные помощники- органы чувств»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_nod_srednyaya_2018-2019.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. ЗЕРНОГРАДА

Открытый показ НОД по экологическому развитию

«Наши умные помощники- органы чувств»

в средней группе «Чебурашки»

                       

                                                                 Подготовила:

                                             Воспитатель Вдовенко В.В.

Зернограда, 2019

Технологическая карта образовательной деятельности

по экологическому развитию

Возраст детей: 4-5 лет

Тема: «Наши умные помощники - органы чувств»

Цель: Формировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.

Обучающие задачи: 

Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира.

Помочь понять, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками.

Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия.

Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных («сладкий», «горький», «громкий», «вкусный» и т. д.), работать над интонационной выразительностью, связностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.

Развивающие задачи: 

Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т.д.).

Формировать межполушарное взаимодействие.

Воспитательные задачи:

Воспитывать знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.

Образовательные области: Познавательное, физическое, речевое развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, опытно-экспериментальная, двигательная.

Оборудование для педагога: картинки с изображением людей разных профессий (художник, повар, музыкант, садовник), блюдо с кусочками овощей и фруктов, мешочек, массажный мяч, настольный балансир, кубик, блокнот.

Оборудование для детей: подушки- балансиры (по количеству детей), музыкальные инструменты: барабан, дудочка, колокольчик, клавесы, ширма, коробочки с «запахом»: зубной пасты, кофе, какао, мыла.

Ход образовательной деятельности

Этапы,

 способы деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (2 мин.)

Ритуал приветствия

Здравствуйте, ребята! Не забудем поздороваться со своими друзьями. Пока звенит колокольчик, вы будете двигаться по группе, как только колокольчик перестанет играть, я хлопну в ладоши.

Один хлопок будет означать то, что вы поздороваетесь с другом з за руку, два хлопка –плечиками, если же я хлопну три раза- поздоровайтесь спинками. Начнём!

Здороваются в соответствии с количеством хлопков.

Введение в ситуацию. Постановка проблемы

Ребята, я сегодня узнала одну историю, с которой хочу поделиться и с вами. Есть волшебный город, в котором живут веселые человечки. Они рассказали о своей беде. Жители города разучились пользоваться своими органами чувств, и от этого в городе все перепуталось. Веселые человечки просят вас помочь им снова научиться пользоваться органами чувств.

Слушают

  1. Основной (деятельностный) этап (15 мин.)

Отгадывание загадок

Беседа об органе зрения

Офтольмотренаж

Беседа об органах вкуса

Д/и «Узнай на вкус»

Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье»

   

Динамическая пауза

Упражнение на балансировочной подушке «Маятник»

Беседа об органе слуха

Д/и «Что как звучит»

Беседа об обонянии

Д/и «Коробочки с запахами»

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

Беседа об осязании

Д/и «Чудесный мешочек»

Ребята, какие органы чувств вы знаете?

Вспомнить их сможете, отгадав мои загадки.

  • Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам... (глаза)

  • Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет ... (нос)

  • Есть у зайца на макушке,

 У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и неслушки.

Что же это? Наши... (ушки)

  • Чтоб попробовать компот,

 Есть у человека ... (рот)

  • Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее - холодное, мокрое, сухое...

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша ... (кожа)

Предлагаю начать путешествие по городу. Первая остановка у дома художника. Ребята, кто знает, чем занимается человек этой профессии?

Художник разучился пользоваться глазами, и теперь его картины получаются не такими красивыми. А это всё потому, что от долгого рисования его глаза очень устают.

Научим художника специальной гимнастике, которая поможет предупредить утомляемость, снять напряжение и укрепить глазные мышцы. Повторяйте за мной!

Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
(закрывают глаза)
Дружно вместе открываем.(открывают)
Снова крепко закрываем
(закрывают)
И опять их открываем.
(глаза открывают)
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
 (быстро моргают)
Головою не верти,
Влево посмотри,
(смотрят глазами влево)
Вправо погляди.
(смотрят вправо)
Глазки вверх, глазки вниз,
(глаза вверх- вниз)
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите
.(выполняют круговые движения глазами)
Прямо, ровно посидите
.(смотрят прямо перед собой)
Посидите ровно, прямо,
И глаза закрой руками.
(закрывают глаза руками)

Молодцы! Думаю, что мы помогли художнику, и он снова сможет рисовать самые красивые картины.

Ребята, так для чего же человеку нужны глаза? (видеть, различать цвета)

Как нужно ухаживать за глазами? (не тереть их грязными руками, не смотреть на яркое солнце, не допускать попадания инородных тел).

Посмотрите, мы пришли в домик к человеку, который готовит вкусный обед, пирожные, пирожки. Кто он? (повар)

 Раньше повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что суп у него получается сладкий, а компот соленый. Какой орган чувств помогает человеку различать вкус пищи?

Сейчас по очереди, закрыв глаза, вы будете пробовать кусочек овоща, или фрукта. Попробуйте определить на вкус, что вы съели и сказать, какая была еда: сладкая, солёная, кислая, или горькая.

(По очереди различают на вкус: апельсин, лимон, лук, солёный огурец).

Ещё подскажем повару, чтобы ощутить точный вкус еды, надо самому правильно питаться, в меру употреблять солёное, сладкое и острое.

А специальная гимнастика для язычка поможет повару красиво разрекламировать своё блюдо. Повторяйте за мной!

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

(Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз).

Думаю, что мы помогли ему и теперь его блюда станут ещё вкуснее!

Посмотрите, ребята, это дом, где живёт человек, который выступает в цирке. Какие артисты выступают там?

(Клоуны, жонглёры, акробаты).

Так вот акробатам нужна наша помощь. Они совсем разучились удерживать равновесие и поэтому на их представления ходят всё меньше и меньше. А ведь цирк - это вся жизнь для акробатов. Подскажем им, как легко можно укрепить мышцы рук, ног.

Пройдите на ковёр и встаньте на балансировочную подушку.

Повторяйте вместе со мной.

Время-времечко бежит

Деткам подрастать велит.

Маятник стучит вот так:

Тик-так, тик-так!

(Стоя на балансире, переносят тяжесть тела то на правую, то на левую ногу).

Продолжим путешествие!

Мы приблизились к дому, в котором живёт человек, который очень любит слушать музыку и сам сочиняет её. Как вы думаете, кто этот человек? (музыкант).

У музыканта стал пропадать слух, и он совершенно запутался в том, как звучат музыкальные инструменты. Ребята, что помогает человеку слышать звуки, слова? (Уши)

Поможем музыканту и сами заодно потренируемся - определим, какой инструмент звучит.

Я буду играть на одном из музыкальных инструментов, вы послушайте и скажите его название. Сложность в том, что все инструменты спрятаны за ширму, и вы не сможете увидеть, а только услышите их.

(Педагог по очереди играет на барабане, дудочке, колокольчике, клавесах).

Здорово! Помогли музыканту. Думаю, что в скором времени он нас пригласит на свой концепт.

А ещё в городе живёт девочка-садовод. Скажите, чем занимаются садоводы?

Девочка выращивала в своем огороде фрукты, красивые цветы. Но, почему-то, в последнее время, она совершенно разучилась распознавать их по запаху.

Мне интересно, а сможете ли вы различить запахи, которые спрятались в этих коробочках.

Предлагаю по очереди выбрать коробочку, открыть её, вдохнуть и определить, запах чего вы услышали.

(Дети по очереди открывают коробочки с «запахом»: зубной пасты, кофе, какао, мыла).

Какой орган чувств помог вам различить запахи? (Нос)

А знаете ли вы, что с помощью специальных дыхательных упражнений можно укреплять органы дыхания.

Представьте, что в ваших руках цветы-одуванчики. Сделайте глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хотите сдуть с одуванчика пух.

(Упражнение повторить 4-5 раз).

И ещё одному жителю сказочного города мы помогли. Вы - молодцы!

Мы совсем забыли ещё об одном, очень важном органе чувств, это - кожа. Вспомним, для чего человеку нужна кожа.

Верно! С помощью кожи человек определяет качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое, мокрое, сухое и т.д.) Кожа выполняет защитную функцию организма.

Попробуйте определить наощупь предмет и тот материал, из которого он сделан.

(Дети по очереди опускают руки в мешочек, определяют предмет и материал, из которого он был изготовлен: массажный мячик - из резины, настольный балансир - из дерева, кубик - из пластмассы, блокнот - из бумаги и т.д).

Чудесно, ребята. Думаю, что сегодня мы помогли не только весёлым человечкам, но и сами вспомнили о наших умных помощниках, научились тому, как правильно ими управлять, развивать и укреплять. Пора возвращаться в детский сад.

Отгадывают загадки

Вступают в беседу

Выполняют зарядку для глаз

Вступают в диалог, рассуждают

Определяют на вкус

Выполняют упражнение

Выполняют упражнение

Слушают, определяют на слух инструмент

Определяют запах

Выполняют упражнение на дыхание

Выполняют тактильное упражнение

  1. Заключительный этап (3 мин.)

Итог образовательной деятельности

Рефлексивный компонент

(Стоя в кругу)

А чтобы узнать, как вы запомнили названия органов чувств и то, чем они помогают нам - людям, поиграем. Передавая массажный мячик по кругу, покатайте его между ладоней и ответьте на мой вопрос:

  • Какой орган чувств помогает нам определить, что мы едим что-то кислое?
  • С помощью какого органа мы узнаём, что трава - зелёного цвета?
  • Орган чувств, который расскажет нам о том, что обложка книги - шершавая.
  • Как работает мотор, поможет узнать…

Я говорю вам: «Спасибо»! Покажите мне, с каким настроением вы уходите после нашего путешествия?

Рассуждают, подводят итог

Выражают эмоции

Источники:

infourok.rukonspekti-kartoteka-dihatelnoy…

infourok.rukartoteka-gimnastiki-dlya-glaz…

infourok.rukartoteka…dlya-glaz-853704.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши умные помощники - органы чувств"

Конспект с приложением занятия в старшей группе ДОУ...

Конспект занятия на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Крнспект занятие с применением социо-игровой технологии...

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств" .

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе "Наши умные помощники – органы чувств"Цель:сформировать у детей представление о различных средствах и способа познания окружающего мира;о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники – органы чувств"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюна тему:"Наши умные помощники – органы чувств"...

Конспект по познавательному развитию на тему: "Наши умные помощники - органы чувств"

Цель: познавательное развитие детей 5 – 6 лет в процессе познавательно – исследовательской деятельности при исследовании органов чувств у человекаЗадачи:сформировать у детей представление ...

ОД познавательное развитие на тему: «Наши умные помощники – органы чувств»

Программное содержание:1. Познавательное развитие.- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира.- Определить роль органов чувств в восприятии окружающ...