Проект "Подготовка диких животных к зиме"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ирина Викторовна Разливаева

Данный проект направлен на расширение представлений детей о приспособлении диких животных к трудным условиям жизни в зимнем лесу, как природа позаботилась о них (изменение шерстного покрова, изменение пищи, спячка), а также на воспитание интереса к жизни животных и заботе о них людьми. Данный проект направлен на развитие познавательной активности у детей через ознакомление с природой, поисковой деятельности и умение делать свой собственный выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое мероприятие по лексической теме

«Дикие животные. Подготовка к зиме»

 сюжетно-ролевая игра

«Путешествие в осенний лес»

Цель: создание социальной ситуации развития через формирование познавательной активности и творческого воображения у детей.

 Задачи:

  • Создать условия для обобщения, уточнения и расширения представлений, знаний детей об осени, диких животных, птиц.
  • Создать условия для развития памяти, внимания, фонематического восприятия, свободно пользоваться простыми предложениями, формировать умение активно вступать в речевое общение, высказывать свое мнение, предположение.
  • Создать условия для формирования у детей представлений об осени, жизни животных, посредством ИКТ технологий.
  • Активизировать словарь по теме, сформировать умение вести себя в лесу.
  •  Воспитывать любовь к природе, бережное отношения к ней.

Используемый материал: картинки перелетных и зимующих птиц, образцы коры деревьев, ветки осины, ели, шишки. Музыкальное сопровождение Вивальди « Осень». П.И. Чайковский « Времена года», презентация « Осенний лес».
Оборудование: Ноутбук, видеопроектор, экран, презентация: «Осенний лес»..

Предварительная работа: виртуальная экскурсия в природу по осеннему лесу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (С. Михалков «Жадный заяц», Г. Снегирь «Медвежонок»).
Самостоятельное творчество по лепке и рисованию на тему «Дикие животные»

Дидактические игры: «Охотник», «Когда это бывает», «Кто, чем питается?»
Развитие словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, ветер, легкий, золотая, багряные, и т.д. Названия диких животных, перелетных и зимующих птиц.

Игровые действия:

  • Выбор транспорта и маршрута поездки .
  • Поездка на машине (поезде…) до места назначения .
  • Выбор полянки для привала .
  • Распределения обязанностей (установка палатки , сбор хвороста ,разведения костра, ловля рыбы ,сбор грибов, приготовление еды на костре , приём пищи…).
  • Исправление проблемных ситуаций ( выручить зайчика из клетка , помочь птенцу…)
  • Отдых , фотографирование .
  • Сбор в обратный путь , уборка территории .
  • Обратный путь .

Дидактические средства: игровой материал, игровая обстановка, музыкальное сопровождение .

Ожидаемый результат:

  • Отражение в игре впечатлений о жизни людей.
  • Построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений.
  • Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета , согласованность действий играющих ; выполнение игровых действий .
  • Проявление собственной инициативы , развитие воображения при использовании предметов- заместителей.
  • Развитие речевого общения играющих.

Начало игры:  вступительное слово воспитателя.

Тай , тай , налетай ,

В интересную игру поиграй ,

Всех принимаем и никого не обижаем .

Ребята , знаете , когда я сегодня шла на работу , то очень замёрзла , ведь на улице сильно похолодало и я подумала ,а как же в лесу дикие животные подготовились к зиме. Предлагаю отправиться в путешествие . На чём поедем? (дети предлагают и строят из многофункциональных маркеров …)

Так же предлагаю выбрать сопровождающего лесничего проводника, который нас будет сопровождать во время путешествия. По пути дети рассказывают о животных проживающих в лесу (домашнее задание : «Составление рассказа о диких животных, готовящихся к зиме» 

(Включить звуки леса)

-Что вы слышите : тишину или какие-то звуки ? (Звуки). Правильно .Я предлагаю вам послушать  звуки леса .

( Звучит фонограмма звуков леса : кукушка , шум дождя , треск костра , дятел…) . Дети отгадывают звуки .

Но  прежде чем вы отправитесь гулять по лесу , вам необходимо выбрать лесничего проводника хотелось  бы проверить , знаете ли вы как нужно вести себя  на природе , какие необходимо соблюдать правила  . Для  этого  я  приготовила вам игру , которая поможет мне проверить ваши знания .   Я раздам  одним детям картинки , а другим   знаки . Ваша задача найти себе пару и рассказать , какое правило  подходит к знаку .

( Дидактическая игра «Подбери знак» ) .

Замечательно , вы просто умнички . Вы справились с моим заданием и  теперь я со спокойной душой могу отправить вас в лес .

Ход игры:

Скажите мне пожалуйста , вы хотели бы идти в поход как дети  детского сада с воспитателем или как семья : папа  , мама , дети и другие родственники ? (Как  семья ). Подумайте ещё на чём вы поедете в лес .

Итак , в семью превращаемся , игра начинается .

Дети распределяют роли(договариваются , кто кем будет) , обозначают зоны(расставляют ёлочки ,грибы , расстилают речку, запускают в неё рыбок , строят машину из стульчиков), берут атрибуты для похода , отправляются в лес на машине .

Во время езды звучит детская песня «Мы едем ,едем, едем…» .

Когда дети приехали в лес , звучит фонограмма с пением птиц .

Дети играют, общаются между собой , а воспитатель в роли диспетчера тихонько подходит помогает , направляет , создаёт проблемные ситуации , которые дети должны заметить и исправить самостоятельно .

Ситуации : зайчонок в клетке , подбросить  мусор в речку , , птенец выпал из гнезда ( яйцо ) , фонограмма « вой волка» , ребёнок играет спичками.

По окончании  игры дети должны потушить костёр , собрать за собой мусор в мусорные пакеты .

Заключительная часть . Беседа с детьми. Сюрпризный момент (подарить   значки , наклейки …).

20211116_094348.jpg

20211116_094457.jpg

20211116_094457.jpg20211116_094457.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дикие и домашние животные

Слайд 2

Цель игры: определять и называть диких и домашних животных, животных жарких стран и севера. Речевая задача: - обогащение и активизация словаря по теме "Домашние и дикие животные»; - обучение использованию в речи обобщающих понятий; - активизация словаря, развитие мышления и связной речи.

Слайд 3

Загадки о диких животных

Слайд 10

Игра «Кто где живет?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ ДС «ЗОЛУШКА» Г.ВОЛГОДОНСКА Презентация для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме : «Подготовка диких животных к зиме»

Слайд 2

Животным не просто пережить зиму. Лесные звери чаще всего готовятся к холодам заранее — делают припасы, наедаются и находят укрытие. Расскажем, как проходит зимовка у разных зверей. КАК БОБРЫ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ Бобры строят себе жилище круглый год, но особо они стараются к похолоданиям. Они несут палки, ветки, которые потом связывают водорослями, травой или скрепляют глиной. Конструкция получается очень надежной и теплой. Бобриный дом находится на уровне воды или под водой. Зверьки не мерзнут от влаги, потому что их шкура водонепроницаемая. Бобры также делают заготовки продуктов. Зимой они не впадают в спячку. Просто становятся менее активными и по возможности едят.

Слайд 3

КАК БЕЛКИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ Белки готовятся к зиме весь год. Они делают огромные запасы, правда, чаще всего потом забывают, куда их прячут. Они добывают орехи, желуди, грибы, ягоды и шишки. В свое дупло грызуны укладывают мох, перья птиц и кору деревьев, чтобы не мерзнуть. Также у белочек зимой рыжий окрас меняется на сероватый для маскировки от хищников. Белки не любят мороз и выбегают из дупла, только если закончилась еда.

Слайд 4

КАК МЕДВЕДИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ Главная цель косолапых — набрать как можно больше подкожного жира, чтобы зимой выспаться и не проснуться раньше времени. Спят медведи в берлогах, которые они готовят заблаговременно. Это либо норы, либо расщелины в горе, которые косолапые утепляют подручными средствами.

Слайд 5

КАК ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ БАРСУКИ Барсуки уж очень не любят холода. Осенью они утепляют свою нору мхом и корой. А также заготавливают желуди, семечки и другую растительную пищу. Всю зиму они пассивно сидят в своей норе и едят.

Слайд 6

КАК ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ ЁЖИК Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной! Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!

Слайд 7

КАК ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ ЗАЙЦЫ Зайцы не готовят себе запасы и не утепляют жилища. Их главная задача зимой — не попасть в зубы к волку, поэтому они меняют окрас на белоснежный. Периодически зайчики роют норы в снегу или сене, чтобы полежать и спокойно отдохнуть, но после этого продолжают путь.



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!!!

Мы подготовили для детей занимательные задания, которые можно предложить вашему ребёнку к выполнению.

Тема недели: «Подготовка диких животных к зиме».

Период: с 15.11.21 по 19.11.21 г

1. Поговорите с ребёнком о том, какие дикие животные живут в нашей местности. Вспомните их названия, внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают пищу, как называется их жилище.

2.Посмотрите вместе с ребёнком короткое обучающее видео .

«Как звери готовятся к зиме?»

https://youtu.be/fxcAAzAdyrs

«Как заяц зимует?»

  https://www.youtube.com/watch?v=ZITSx5VBQNc&feature=emb_logo

3.Предложите ребёнку рассказать о диком животном по схеме

88796_hello_html_c024515.jpg

4. Поиграйте с ребёнком:

Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных): лиса – лис ёж – ежей белка – белок заяц – зайцев волк – волков лось – лосей кабан – кабанов.

Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) : белка – белочка лиса – лисичка заяц – зайчишка, зайчонок белка – бельчонок медведь – медвежонок волк – волчонок.

Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) : один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев одна лиса, … ,пять лис один волк, …,пять волков

один медведь, … ,пять медведей одна белка, …, пять белок.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?» хвост лисы — лисий хвост лапа медведя —

медвежья лапа зубы волка — волчьи зубы иголки ежа — ежиные иголки След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий. Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи. Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.

5.Разучите с ребёнком пальчиковую гимнастику «В лесу» 

  Есть в лесу из бревен дом. Показать крышу над головой

Есть окошко в доме том. Сложить из ладошек круг

Посмотрите в то окно — Заглянуть в круг

Там и тихо и темно.

Мы тихонько кулачком

Постучимся в этот дом. Постучать кулачком в ладонь

Выглянул какой-то зверь,

«Гав» сказал и запер дверь. Сделать из пальцев собачку

Мы погромче кулачком

Постучимся в этот дом. Постучать кулачком в ладонь

Выглянул какой-то зверь,

«Ме» сказал и запер дверь. Средним и указательным

пальцами показать рожки козы

Громко-громко кулачком

Постучимся в этот дом. Постучать кулачком в ладонь

Выглянул какой-то зверь, Указательным и мизинцем

«Му» сказал и запер дверь. Показать рога коровы

Киска из окна глядит, Пальцами показать усы

«Мяу-мяу» говорит.

«Хватит в домик наш стучать. Погрозить пальцем

Дайте хоть чуть-чуть поспать». Сложить ладошки под щеку,

имитируя сон.

6.Загадайте загадки о диких животных:

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост —

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)


Я оранжевый зверек,

 Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я — старательная … (Белка)

Серый я, живу в лесу,

 Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

 Громко вою на луну (Волк)


Важно я хожу по бору,

 Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога! (Лось)
Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину,

Хоть пиши картину. (Бобры)


Серый, страшный и зубастый

Произвёл переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех… (Волк)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Да побежала. (Еж)


7.Соберите с ребёнком онлайн пазл «Дружелюбный лисёнок»
https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly?action=rsrtme&catid=20018&offset=24

8. Нарисуйте с детьми диких животных по схемам поэтапно:

kak-narisovat-zhivotnyh-111.jpg

Poshagovoe_risovanie_zhivotnyh_5_31235513.jpgНа-лице-нарисованная-белочка-017.jpg

Risunok_zayca_42_04144848.jpg



Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые.

А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

Опыт 2.«Почему белка меняет шубку зимой»?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.

Следующий опыт: Какая шубка теплее?

В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!

Ходили на прогулку в пришкольный сад. Обратили внимание на красоту осеннего сада, особенности внешнего вида растений, деревьев, повторили правила поведения в парке, в лесу. Детям интересно было заниматься трудом в природе. Они собирали веточки, шишки, листочки для будущей поделки.

В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей расширился запас знаний о приспособленности зверей к зимним условиям


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как звери и птицы готовятся к зиме? Воспитатели подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи «Пчёлки»: Разливаева И.В и Дегтярёва Г.М г.Волгодонск, 2021 г . МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска

Слайд 2

Актуальность. Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Слайд 3

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный. ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский . УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели И.В Разливаева , Дегтярёва Г.М; учитель логопед Господинова О.С; дети группы; родители. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ - 3-7 лет. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ - речевое, художественно-эстетическое , познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам. ЗАДАЧИ: Расширять представления детей о подготовке диких животных и птиц к зиме; Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках; Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Дети получат новые знания о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме; У детей появится желание беречь и заботится о всей живой природе .

Слайд 5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Работа с детьми речевое и познавательное развитие: Просмотр презентаций: «Как звери и птицы к зиме готовятся», «Лесные жители » Чтение художественной литературы: В.Бианки «Готовятся к зиме», А.Блока «Зайчик», М.Пришвина «Ёж» Составление описательного рассказа о животных леса Рассматривание и беседы по иллюстрациям к рассказам Пришвина, Чарушина . Дидактические игры «Кто где живёт?», «Прятки», «Угадай по описанию», «Кто лишний?», «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др. Цель: закрепление знаний о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду. Беседы: «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме». Цель: расширение представлений о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме. Экспериментальная деятельность : « Почему звери меняют цвет своей шубки?» Опыт 1. Почему заяц зимой белый? Опыт 2. Почему белка меняет шубку зимой? Опыт 3: Какая шубка теплее? Работа с детьми социально- коммуникативное развитие: С южетно-ролевые игры : «Прогулка в осенний лес»; «Ветлечебница»; «Зоопарк»

Слайд 7

Работа с детьми художественно-эстетическое развитие: Музыкальная деятельность: Цель: развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Прослушивание музыкальных произведений «Медведь», «Лисичка поранила лапу»; разучивание песенки «Лиса по лесу ходила», «Ехали медведи на велосипеде», «Зайчик»; музыкальные игры «Зайка», «Плетень», «С барабаном ходит ёжик», «Звери и звероловы». Продуктивная деятельность: р исование , раскрашивание животных леса. Цель: закрепить умение отражать в рисунках диких животных. Пластилинография . «Дикие животные». Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом животных осенью, обводить шаблоны зверей на цветных листах бумаги, подбирать цвет пластилина и заполнять форму. Конструирование из бросового материала «Ёжик» (коллективная работа ). Работа с детьми ф изическое развитие: П одвижных игры: «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Волк во рву », «На водопой». Пальчиковые игры: «Есть у каждого свой дом», «Дикие животные». Ритмическая гимнастика: «Прогулка в лес»

Слайд 8

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Изготовление масок животных к подвижным играм Создание альбома загадок о диких животных (рисование иллюстраций, титульного листа, придумывание загадок) Подготовка сообщения о животных и изготовлением книжек малышек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как дикие животные к зиме готовятся"

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе...

как дикие животные к зиме готовятся

занятие для детей 2 младшей группы по теме "дикие животные"...

Тема: Итоговое мероприятие по темам: «Дикие животные» и «Зимующие птицы». Викторина «Всезнайки».

Тема: Итоговое мероприятие по темам: «Дикие животные» и «Зимующие птицы». Викторина «Всезнайки».Задачи: 1 Закреплять знания о зимующих птицах и диких животных, об их внешнем виде, чем питаются, где жи...

«Неделя педагогического мастерства» Открытый показ образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Цель: обогащать представление детей об образе жизни диких животных зимой. Задачи: Расширять представления о диких животных: медведь, ёж, белка, заяц, волк, лиса.Закреплять умение устанавливать пр...

Подготовка диких животных к зиме

Подготовка диких животных к зиме...

«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст

laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...