Проект "Подготовка диких животных к зиме"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Данный проект направлен на расширение представлений детей о приспособлении диких животных к трудным условиям жизни в зимнем лесу, как природа позаботилась о них (изменение шерстного покрова, изменение пищи, спячка), а также на воспитание интереса к жизни животных и заботе о них людьми. Данный проект направлен на развитие познавательной активности у детей через ознакомление с природой, поисковой деятельности и умение делать свой собственный выбор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговое мероприятие по лексической теме
«Дикие животные. Подготовка к зиме»
сюжетно-ролевая игра
«Путешествие в осенний лес»
Цель: создание социальной ситуации развития через формирование познавательной активности и творческого воображения у детей.
Задачи:
- Создать условия для обобщения, уточнения и расширения представлений, знаний детей об осени, диких животных, птиц.
- Создать условия для развития памяти, внимания, фонематического восприятия, свободно пользоваться простыми предложениями, формировать умение активно вступать в речевое общение, высказывать свое мнение, предположение.
- Создать условия для формирования у детей представлений об осени, жизни животных, посредством ИКТ технологий.
- Активизировать словарь по теме, сформировать умение вести себя в лесу.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношения к ней.
Используемый материал: картинки перелетных и зимующих птиц, образцы коры деревьев, ветки осины, ели, шишки. Музыкальное сопровождение Вивальди « Осень». П.И. Чайковский « Времена года», презентация « Осенний лес».
Оборудование: Ноутбук, видеопроектор, экран, презентация: «Осенний лес»..
Предварительная работа: виртуальная экскурсия в природу по осеннему лесу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (С. Михалков «Жадный заяц», Г. Снегирь «Медвежонок»).
Самостоятельное творчество по лепке и рисованию на тему «Дикие животные»
Дидактические игры: «Охотник», «Когда это бывает», «Кто, чем питается?»
Развитие словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, ветер, легкий, золотая, багряные, и т.д. Названия диких животных, перелетных и зимующих птиц.
Игровые действия:
- Выбор транспорта и маршрута поездки .
- Поездка на машине (поезде…) до места назначения .
- Выбор полянки для привала .
- Распределения обязанностей (установка палатки , сбор хвороста ,разведения костра, ловля рыбы ,сбор грибов, приготовление еды на костре , приём пищи…).
- Исправление проблемных ситуаций ( выручить зайчика из клетка , помочь птенцу…)
- Отдых , фотографирование .
- Сбор в обратный путь , уборка территории .
- Обратный путь .
Дидактические средства: игровой материал, игровая обстановка, музыкальное сопровождение .
Ожидаемый результат:
- Отражение в игре впечатлений о жизни людей.
- Построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений.
- Интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета , согласованность действий играющих ; выполнение игровых действий .
- Проявление собственной инициативы , развитие воображения при использовании предметов- заместителей.
- Развитие речевого общения играющих.
Начало игры: вступительное слово воспитателя.
Тай , тай , налетай ,
В интересную игру поиграй ,
Всех принимаем и никого не обижаем .
Ребята , знаете , когда я сегодня шла на работу , то очень замёрзла , ведь на улице сильно похолодало и я подумала ,а как же в лесу дикие животные подготовились к зиме. Предлагаю отправиться в путешествие . На чём поедем? (дети предлагают и строят из многофункциональных маркеров …)
Так же предлагаю выбрать сопровождающего лесничего проводника, который нас будет сопровождать во время путешествия. По пути дети рассказывают о животных проживающих в лесу (домашнее задание : «Составление рассказа о диких животных, готовящихся к зиме»
(Включить звуки леса)
-Что вы слышите : тишину или какие-то звуки ? (Звуки). Правильно .Я предлагаю вам послушать звуки леса .
( Звучит фонограмма звуков леса : кукушка , шум дождя , треск костра , дятел…) . Дети отгадывают звуки .
Но прежде чем вы отправитесь гулять по лесу , вам необходимо выбрать лесничего проводника хотелось бы проверить , знаете ли вы как нужно вести себя на природе , какие необходимо соблюдать правила . Для этого я приготовила вам игру , которая поможет мне проверить ваши знания . Я раздам одним детям картинки , а другим знаки . Ваша задача найти себе пару и рассказать , какое правило подходит к знаку .
( Дидактическая игра «Подбери знак» ) .
Замечательно , вы просто умнички . Вы справились с моим заданием и теперь я со спокойной душой могу отправить вас в лес .
Ход игры:
Скажите мне пожалуйста , вы хотели бы идти в поход как дети детского сада с воспитателем или как семья : папа , мама , дети и другие родственники ? (Как семья ). Подумайте ещё на чём вы поедете в лес .
Итак , в семью превращаемся , игра начинается .
Дети распределяют роли(договариваются , кто кем будет) , обозначают зоны(расставляют ёлочки ,грибы , расстилают речку, запускают в неё рыбок , строят машину из стульчиков), берут атрибуты для похода , отправляются в лес на машине .
Во время езды звучит детская песня «Мы едем ,едем, едем…» .
Когда дети приехали в лес , звучит фонограмма с пением птиц .
Дети играют, общаются между собой , а воспитатель в роли диспетчера тихонько подходит помогает , направляет , создаёт проблемные ситуации , которые дети должны заметить и исправить самостоятельно .
Ситуации : зайчонок в клетке , подбросить мусор в речку , , птенец выпал из гнезда ( яйцо ) , фонограмма « вой волка» , ребёнок играет спичками.
По окончании игры дети должны потушить костёр , собрать за собой мусор в мусорные пакеты .
Заключительная часть . Беседа с детьми. Сюрпризный момент (подарить значки , наклейки …).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель игры: определять и называть диких и домашних животных, животных жарких стран и севера. Речевая задача: - обогащение и активизация словаря по теме "Домашние и дикие животные»; - обучение использованию в речи обобщающих понятий; - активизация словаря, развитие мышления и связной речи.
Загадки о диких животных
Игра «Кто где живет?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Животным не просто пережить зиму. Лесные звери чаще всего готовятся к холодам заранее — делают припасы, наедаются и находят укрытие. Расскажем, как проходит зимовка у разных зверей. КАК БОБРЫ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ Бобры строят себе жилище круглый год, но особо они стараются к похолоданиям. Они несут палки, ветки, которые потом связывают водорослями, травой или скрепляют глиной. Конструкция получается очень надежной и теплой. Бобриный дом находится на уровне воды или под водой. Зверьки не мерзнут от влаги, потому что их шкура водонепроницаемая. Бобры также делают заготовки продуктов. Зимой они не впадают в спячку. Просто становятся менее активными и по возможности едят.
КАК БЕЛКИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ Белки готовятся к зиме весь год. Они делают огромные запасы, правда, чаще всего потом забывают, куда их прячут. Они добывают орехи, желуди, грибы, ягоды и шишки. В свое дупло грызуны укладывают мох, перья птиц и кору деревьев, чтобы не мерзнуть. Также у белочек зимой рыжий окрас меняется на сероватый для маскировки от хищников. Белки не любят мороз и выбегают из дупла, только если закончилась еда.
КАК МЕДВЕДИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ Главная цель косолапых — набрать как можно больше подкожного жира, чтобы зимой выспаться и не проснуться раньше времени. Спят медведи в берлогах, которые они готовят заблаговременно. Это либо норы, либо расщелины в горе, которые косолапые утепляют подручными средствами.
КАК ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ БАРСУКИ Барсуки уж очень не любят холода. Осенью они утепляют свою нору мхом и корой. А также заготавливают желуди, семечки и другую растительную пищу. Всю зиму они пассивно сидят в своей норе и едят.
КАК ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ ЁЖИК Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной! Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!
КАК ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ ЗАЙЦЫ Зайцы не готовят себе запасы и не утепляют жилища. Их главная задача зимой — не попасть в зубы к волку, поэтому они меняют окрас на белоснежный. Периодически зайчики роют норы в снегу или сене, чтобы полежать и спокойно отдохнуть, но после этого продолжают путь.
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!!!
Мы подготовили для детей занимательные задания, которые можно предложить вашему ребёнку к выполнению.
Тема недели: «Подготовка диких животных к зиме».
Период: с 15.11.21 по 19.11.21 г
1. Поговорите с ребёнком о том, какие дикие животные живут в нашей местности. Вспомните их названия, внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают пищу, как называется их жилище.
2.Посмотрите вместе с ребёнком короткое обучающее видео .
«Как звери готовятся к зиме?»
«Как заяц зимует?»
https://www.youtube.com/watch?v=ZITSx5VBQNc&feature=emb_logo
3.Предложите ребёнку рассказать о диком животном по схеме
4. Поиграйте с ребёнком:
Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных): лиса – лис ёж – ежей белка – белок заяц – зайцев волк – волков лось – лосей кабан – кабанов.
Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) : белка – белочка лиса – лисичка заяц – зайчишка, зайчонок белка – бельчонок медведь – медвежонок волк – волчонок.
Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) : один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев одна лиса, … ,пять лис один волк, …,пять волков
один медведь, … ,пять медведей одна белка, …, пять белок.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?» хвост лисы — лисий хвост лапа медведя —
медвежья лапа зубы волка — волчьи зубы иголки ежа — ежиные иголки След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий. Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи. Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
5.Разучите с ребёнком пальчиковую гимнастику «В лесу»
Есть в лесу из бревен дом. Показать крышу над головой
Есть окошко в доме том. Сложить из ладошек круг
Посмотрите в то окно — Заглянуть в круг
Там и тихо и темно.
Мы тихонько кулачком
Постучимся в этот дом. Постучать кулачком в ладонь
Выглянул какой-то зверь,
«Гав» сказал и запер дверь. Сделать из пальцев собачку
Мы погромче кулачком
Постучимся в этот дом. Постучать кулачком в ладонь
Выглянул какой-то зверь,
«Ме» сказал и запер дверь. Средним и указательным
пальцами показать рожки козы
Громко-громко кулачком
Постучимся в этот дом. Постучать кулачком в ладонь
Выглянул какой-то зверь, Указательным и мизинцем
«Му» сказал и запер дверь. Показать рога коровы
Киска из окна глядит, Пальцами показать усы
«Мяу-мяу» говорит.
«Хватит в домик наш стучать. Погрозить пальцем
Дайте хоть чуть-чуть поспать». Сложить ладошки под щеку,
имитируя сон.
6.Загадайте загадки о диких животных:
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная … (Белка)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога! (Лось)
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники.
А выстроят плотину,
Хоть пиши картину. (Бобры)
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (Волк)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Еж)
7.Соберите с ребёнком онлайн пазл «Дружелюбный лисёнок» https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/pazly?action=rsrtme&catid=20018&offset=24
8. Нарисуйте с детьми диких животных по схемам поэтапно:
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Опыт 1. Почему заяц зимой белый?
«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые.
А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
Опыт 2.«Почему белка меняет шубку зимой»?
Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.
Следующий опыт: Какая шубка теплее?
В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!
Ходили на прогулку в пришкольный сад. Обратили внимание на красоту осеннего сада, особенности внешнего вида растений, деревьев, повторили правила поведения в парке, в лесу. Детям интересно было заниматься трудом в природе. Они собирали веточки, шишки, листочки для будущей поделки.
В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей расширился запас знаний о приспособленности зверей к зимним условиям
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: краткосрочный. ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский . УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели И.В Разливаева , Дегтярёва Г.М; учитель логопед Господинова О.С; дети группы; родители. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ - 3-7 лет. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ - речевое, художественно-эстетическое , познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам. ЗАДАЧИ: Расширять представления детей о подготовке диких животных и птиц к зиме; Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках; Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Дети получат новые знания о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме; У детей появится желание беречь и заботится о всей живой природе .
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА Работа с детьми речевое и познавательное развитие: Просмотр презентаций: «Как звери и птицы к зиме готовятся», «Лесные жители » Чтение художественной литературы: В.Бианки «Готовятся к зиме», А.Блока «Зайчик», М.Пришвина «Ёж» Составление описательного рассказа о животных леса Рассматривание и беседы по иллюстрациям к рассказам Пришвина, Чарушина . Дидактические игры «Кто где живёт?», «Прятки», «Угадай по описанию», «Кто лишний?», «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др. Цель: закрепление знаний о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду. Беседы: «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме». Цель: расширение представлений о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме. Экспериментальная деятельность : « Почему звери меняют цвет своей шубки?» Опыт 1. Почему заяц зимой белый? Опыт 2. Почему белка меняет шубку зимой? Опыт 3: Какая шубка теплее? Работа с детьми социально- коммуникативное развитие: С южетно-ролевые игры : «Прогулка в осенний лес»; «Ветлечебница»; «Зоопарк»
Работа с детьми художественно-эстетическое развитие: Музыкальная деятельность: Цель: развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Прослушивание музыкальных произведений «Медведь», «Лисичка поранила лапу»; разучивание песенки «Лиса по лесу ходила», «Ехали медведи на велосипеде», «Зайчик»; музыкальные игры «Зайка», «Плетень», «С барабаном ходит ёжик», «Звери и звероловы». Продуктивная деятельность: р исование , раскрашивание животных леса. Цель: закрепить умение отражать в рисунках диких животных. Пластилинография . «Дикие животные». Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом животных осенью, обводить шаблоны зверей на цветных листах бумаги, подбирать цвет пластилина и заполнять форму. Конструирование из бросового материала «Ёжик» (коллективная работа ). Работа с детьми ф изическое развитие: П одвижных игры: «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Волк во рву », «На водопой». Пальчиковые игры: «Есть у каждого свой дом», «Дикие животные». Ритмическая гимнастика: «Прогулка в лес»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Изготовление масок животных к подвижным играм Создание альбома загадок о диких животных (рисование иллюстраций, титульного листа, придумывание загадок) Подготовка сообщения о животных и изготовлением книжек малышек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка диких животных к зиме
Комплексное занятие...
"Как дикие животные к зиме готовятся"
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе...
как дикие животные к зиме готовятся
занятие для детей 2 младшей группы по теме "дикие животные"...
Тема: Итоговое мероприятие по темам: «Дикие животные» и «Зимующие птицы». Викторина «Всезнайки».
Тема: Итоговое мероприятие по темам: «Дикие животные» и «Зимующие птицы». Викторина «Всезнайки».Задачи: 1 Закреплять знания о зимующих птицах и диких животных, об их внешнем виде, чем питаются, где жи...
«Неделя педагогического мастерства» Открытый показ образовательной деятельности по познавательному развитию детей в средней группе «Как дикие животные к зиме готовятся»
Цель: обогащать представление детей об образе жизни диких животных зимой. Задачи: Расширять представления о диких животных: медведь, ёж, белка, заяц, волк, лиса.Закреплять умение устанавливать пр...
Подготовка диких животных к зиме
Подготовка диких животных к зиме...
«Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе. Программные задачи: -Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных; дать предст
laquo;Как дикие животные к зиме готовятся». Открытое занятие по познавательному развитию в средней группе.Программные задачи:-Образовательные: Закреплять обобщающее понятие «дикие животны...